Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Ольга Немежикова
Объем: 4845 [ символов ]
Рецензия на стихотворение Елены Бородиной «Девочка»
Милая девочка,
что же вы плачете в комнате -
пыльной, с провалами окон?
 
Образ повествователя, который обращается к Милой девочке, нам неизвестен. С одной стороны, это неперсонифицированный наблюдатель, внеположенный произведению, с другой – мы как бы угадываем его в олицетворенной поэтизации сумерек -
 
Пропахшие ладаном,
тихие сумерки трогают волосы. Полноте,
милая девочка. Все это видеть не надо вам…
 
Неожиданно, по двум словосочетаниям, всплывает образ Веры Холодной из романса Александра Вертинского:
Ваши пальцы пахнут ладаном,
А в ресницах спит печаль.
Ничего теперь не надо нам,
Никого теперь не жаль.
Аллюзией мастерски создан портрет Милой девочки (бесконечная трагедия потери прекрасного образа у Вертинского), плачущей в полуразрушенном войной доме... Мы не знаем возраст девочки – обращение на «вы», как и по имени-отчеству с рождения, к равным по сословию, в семьях с дворянскими корнями всегда было нормой в России.
Запах ладана, прочно связанный с церковной службой, с отпеванием, с давними традициями, и — антитезой – резкие звуки в тихих (вероятно, потому, что уже не гремят взрывы?) сумерках:
 
Хлопают черными крыльями черные лебеди
на простынях - позабытые, сушатся, сушатся.
 
Антитеза цветов-антагонистов – черный/белый (по умолчанию подразумевается, что простыни белые) усилена двойной анафорой (черными, черные; сушатся, сушатся), дополнительно состояние тревоги подхвачено инверсией. Простыни превратились в черных лебедей от копоти и теперь тревожно хлопают.
Город полуразрушен: проулок существует уже в прошедшем времени – бывший. Вновь прием олицетворения предсмертного (молчит, задыхается) состояния проулка:
Бывший проулок молчит, задыхается в лепете:
Откуда лепет в молчащем проулке? Апострофа лепета Милой девочки:
«Мама, вернись!
Я тебя…
Я тебя буду слушаться…»,
усиленная строфической анафорой, выстраивает кульминацию произведения. Замечательное стихотворение завершается риторическим восклицанием к погибшей маме, которая вывесила простыни, но уже никогда не вернется их снять... И — возраст девочки... Либо она мала (Я тебя… Я тебя буду слушаться…), либо, что скорее всего, в горе ощущает себя беззащитной девочкой.
В двенадцати строчках стихотворения передан ужас современной войны, бедствия гражданского населения (по дате написания – 26.06.2014 – текст соотносится с текущими украинскими событиями).
Стихотворение написано пятистопным дактилем. Состоит из четырех строф: девочка в комнате, сумерки и девочка – портрет-впечатление темы Вертинского, простыни-лебеди в проулке, обращение к маме. Строфы для эспрессивности выделены графически неравномерно. Рифмы дактилические, очень красивые: комнате – полноте, ладаном – надо вам, лебеди – лепете, сушатся – слушаться.
 
Замечания. 1. Я уже знаю, что сочинение трехсложными размерами есть занятие высшим пилотажем. Но семантика, вернее, ее несовпадение с ожидаемым смыслом, тем более, таким бесконечно-образным, режет сознание. Черные лебеди на простынях представляются с усилием. На мой взгляд, возможный рисунок ткани не столь драматичен, как простыни, ПРЕВРАТИВШИЕСЯ в черных лебедей. Я бы предложила следующий синтаксис:
Хлопают черными крыльями черные лебеди-
-простыни, всеми забытые, сушатся, сушатся.
Сделав «простыни» приложением, образ лебедей становится устойчивым. А перенос слитного написания (через дефис) дополнительно украшает стихотворение. При этом сохраняется ритмика. Но это, конечно, субъективное восприятие образа черных лебедей, как и нахальное вторжение в авторский текст.
2. Задыхаться в лепете невозможно. Любые слова предполагают процесс дыхания, если есть слова, то есть и дыхание. Понятно, что задыхается проулок, а лепечет девочка, но тогда либо не «задыхается», либо не «лепетом». Хотя, пусть и с большим допуском, эту ситуацию можно списать на авторский оксюморон для стилистического эффекта.
 
Проулок, как олицетворенный участник трагедии, молчать вполне может, в то время как лебеди, как отдельный образ, производят значительный шум хлопаньем крыльев. Лебедь — очень сильная птица, крупный самец запросто может ударом крыла сломать человеку ногу. Даже воробей, хлопая крыльями, производит довольно ощутимый шум. Сила звука, создаваемая лебедиными крыльями, значительна.
Надо отметить стремительную смену звучаний в стихотворении: в первых двух строфах – церковная тишина, в третьей — интенсивное хлопанье, в четвертой — лепет. Очень красиво, очень. Если довести семантику, будет неотразимо прекрасно.
Есть еще вопрос: откуда взялся ладан? Но мы догадываемся: из аллюзии на романс Вертинского.
Все, больше сомнений нет, осталось лишь очарование произведением.
Дата публикации: 18.08.2014 13:03
Предыдущее: Полосатый верхолазСледующее: Рецензия на стихотворение Елены Бородиной «Черепашье»

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена Бородина[ 18.08.2014 ]
   Еще раз - спасибо Вам, Ольга. За самозабвенное погружение в авторский
   мир)
 
Ольга Немежикова[ 19.08.2014 ]
   Елена! Погружалась с удовольствием! Ольга.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта