Стихи живые сами говорят. И не о чем-то говорят, а что-то. С.Я. Маршак. Новый год для меня начался интересно. С дискуссий. За что выражаю благодарность всем, благодаря кому январь не показался мне наполненным исключительно сессионной зубрежкой и подготовкой документации на работе. Еще более обязан авторам, разместившим свои творения в разделе "разное". Скажу честно, было чем зачитываться. Было что сохранить на память. Для себя. Поэтому сразу же, предвосхищая грядущее ниже, замечу: все, что попало в обзор как минимум "хорошо", то есть на семь баллов. Да здравствуют те, кто это "все" создал! В обзоре произведений, выдвинутых в номинации "Циклы стихов и поэмы", рассмотрение результатов очередного творческого - с позволения сказать - забега я начал без раздумий и напыщенных интродукций. Может, недостаточно большой масштаб вливаний в поэтическую копилку имел место. Может, причина в банальном отсутствии мыслей, способных предварить "разбор полетов", где не наблюдалось жесткой конкуренции. Сейчас ситуация иная. Равноценных по конкурентоспособности (я уж в привычной для себя как экономиста терминологии…) много больше, нежели в упомянутой мною подборке "циклов стихов и поэм". А, значит, есть что сказать на сей счет. И, главное, есть стимул "покопаться" поглубже. Ведь именам победителей тут "проклюнуться" сложнее. Что публикуется в категории "разное". Почему "разное"? Чем оно отличается от иных грифов, кои можно "припечатать" произведению? Честно говоря, точного ответа для себя не смог сформулировать. Потому как ориентировался в его поиске на особенности размещаемых под названным грифом произведений. В общих чертах, понятно, что автор делает или может делать такой выбор в связи с тем, что: а) не уверен в том, что может найти точное определение своему творению с позиций типологии; б) считает произведение произведением "компилированного жанра" (то бишь смешанного); в) работает в области экспериментальной поэзии. Относительно последнего хочу высказать свое пожелание-надежду руководству портала. Если это возможно, не противоречит концепции проекта и творческая активность "не подкачает", не стоит ли, допустим, в рамках Третьего МЛК "Вся королевская рать" открыть новую номинацию - "экспериментальная поэзия", как то имеет место в некоторых иных интернет-проектах литературной направленности? Аргументация состоит в том, что, как мне представляется, есть определенный критерий размежевания этой предлагаемой номинации с существующей "разное": а) размещение автором произведения под грифом "экспериментальное" может отделить от генеральной совокупности его творений абсолютно новые для него с точки зрения "пробы пера" на стезе ритмики, метафоризма, идеи, в конце-концов жанра (это и поможет его постоянным читателям в "установлении контакта" с миром автора и с ним самим на несколько модифицированной основе); б) позволит конкретными примерами привлечь внимание посетителей и СоРатников к вопросу о том, что есть открытие в поэзии, каковы критерии новизны и, напротив, повторения старого; в) возможно, действительно даст нам Новое… Эдакие мыслишки… Но, дело не ждет. Время рассказать об авторах согревшей мне душу несколькими жемчужинками номинации и предоставить им слово. Посему вперед! ------------------- 1. "Откровение". Гена Листопад. "Откровение" Гены Листопада стало для меня открытием его как автора. Не мог не отметить это еще в рамках своего обзора "Венок Есенину - 4" (эпизод первый). Отмечаю во второй раз. Уверен, всякий заметит "есенинские нотки" в этом произведении: За проезд паромщик брал мои года. Пусть их нынче мало - я не прогадал. Сердце заводное, не молчи, а пой, Я еще не мертвый, я еще живой. Прекрасный образец вдохновения, способного захватить читателя. Оценка: 8 баллов, "очень хорошо". 2. "МАМА (новогоднее)". MarYana. …Кукла с белой бородой, Повидавшая немало, Кулаком мне погрозит За обман... Гимн. Звон бокалов. Тише Мир - ребёнок спит. В скобках - новогоднее. Только воспринимается не без грустинки. Тепло и нежность, переданные автором в простых строчках и составляющих их словах, уже со слова "Прости…" в конце второго четверостишия неразлучны с горьковатым привкусом жизни… великого спектакля… Оценка: 7 баллов, "хорошо". 3. "Хоккейное". Бенгальский. Добротно написанное стихотворение, выбивающееся из общей линии ставшими привычных творений лирических. Произведение спортивно-патриотическое. Почитать стоит. Хотя бы ради последней строфы. :) Оценка: 7 баллов, "хорошо". 4. "По мотивам Мандельштама". Кудинов Илья Михайлович. "Превратностям таланта вопреки" сочиненное. С вопросом "Кого же слушать мне, когда Сократ молчит?" С мыслями. Интересными. Мыслями, заслуживающими внимания. Так что же: …Ричарды, почтенные седины не убелили ваши имена?... Ставлю: 8 баллов, "очень хорошо". 4. "В этом городе...". Пирель. Авторский успех. Помнится, немного из прежней Пирели читал. Отныне буду более внимательным. Что касается стихотворения, то оно на любителя городской лирики (еще одна идея для номинации) с отзвуками инферно: …В этом городе суеты Плохо спится. И чай все крепче, И укрыться б от звезд, да нечем. Кадр засвечен. Глаза пусты… Оценка: 8 баллов, "очень хорошо". 5. "Никакие не стихи...". Кудинов Илья Михайлович. Браво, Илья Михайлович! Это, несомненно, весомый аргумент в пользу победы. Честно говоря, трудно удержаться от того, чтобы процитировать все произведение. Очень трудно! И все же, отрезая живое, словами автора о самих стихах: …Вместо стихов здесь – отдельные звуки, оркестра, настраивающегося на траурный марш Шопена, это попытка разговаривать на языке Вуки, предпринятая заикающимся Питером Пенном, даже не пытающимся научиться летать: слишком уж безвоздушными ему кажутся небеса эти. А всего-то и надо, что самим воздухом стать, потому что стихи, как и воздух, легко не заметить… Очевидно, вышеприведенные строки говорят лучше, нежели я. Поздравляю автора с успехом! Оценка: 9 баллов, "отлично". 6. "Флейта". Isaich. …А звёзды светили над домом, А звезды светили не мне. Однажды на одной из встреч с кружковцами некоего литературного общества (из коего сбежал, так и не вступив), слушал рассказ, посвященный виолончелисту, жившему в маленькой квартирке на n-ом этаже. А услышал только напыщенность и самолюбование автора. Плюс восхищение толпы из n человек. Именно толпы, сознающей, что не похвалишь ближнего своего - и он тебя не похвалит. Isaich не принадлежит к таким кружковцам. Стихи - доказательство. Оценка: 8 баллов, "очень хорошо". 7. "Памяти Александра Блока". Павел Чердынцев. И как выбирать победителя, спрашивается? Снова как в "Выборе-2004" (имеется ввиду один из моих обзоров) экспертным методом иерархий? Ох, не знаю… Знаю только, сие стоит прочтения… Оценка: 9 баллов, "отлично". 8. "ЗОЛОТЫЕ ТРОТУАРЫ". Isaich. Когда-нибудь ты выглянешь в окно, Увидишь золотые тротуары… … И спросишь себя (я именно о себе), и что дальше? Похоже уже как минимум тройка претендентов на верхушку пьедестала оформилась. Так что дальше? Еще претенденты? Видимо, да. Не избежать нам "математических штучек"… Оценка же: 9 баллов, то бишь снова "отлично". 9. "Нас пространство затягивает в сети...". Сергей Шумихин. В подтверждение только что сказанного. Новый претендент на "злато". Новая рекомендация ознакомиться с произведением. Оценка: те же 9 баллов, опять "отлично". 10. "25 ЯНВАРЯ". Vladimir Stockman. …В надмирных далях... Манекен в медалях Стал глиной под рукою гончара... Мелькнули годы - только и видали их, А кажется, все было лишь вчера… Великолепно написано, но, вспомнил одну рецензию на собственное произведение (его пока нет на портале), в которой мне указали на то, что все отлично, если б не одно необъясненное противоречие… Вот и я о том же, но уже не себе адресуя. "Сквозь воздух вдруг внезапно ставший ветром…" и "…недвижном воздухе, упругом словно студень…" в нчале и в финале произведения смущают. И, знаете, раз уж режем по живому, придержимся той же тактики и тут. Поставлю 8 баллов. Оценка: 8 баллов, "очень хорошо". 11. "Ты бы мог посмотреть на все это с юмором, друг мой?..". Vladimir Stockman. А вот тут не придраться. Великолепно! Только что сам себя укорял за сомнение в отношении того, стоит ли ставить кому-либо из авторов 10 баллов. Все-таки закрадывались сомнения… Закрадывались. Десять баллов, Vladimir! И пугайте меня гневом-яростью :) …А надеятся... Что ж, в этой шутке есть капелька соли. Мы еще посмеемся над теми, кто время расчёл по минутам. Нам споёт еще песню свою светловласая Сольвейг... Всем воздастся сполна по делам, по словам и по нотам. Оценку подтверждаю: 10 баллов, и вправду хочется вскликнуть "лучше не бывает"! 12. "Осеньское". kuruhuru. …Воет пес недалеко совсем где-то, По тому с кем был он так дружен, Пополудни из дворов ушло лето, И лакает ветерок следы-лужи. Пейзажная вроде лирика, kuruhuru? Впрочем, не надо хмуриться. На высший балл "прорвало" меня и здесь! Вот так-то: девятки были для затравки, получается. Оценка: 10 баллов, "лучше не бывает". 13. "Не пишется мне и не стонется...". Илана Вайсман. …Кто в мытарства с болью тронется, Молитву послав небесам И ты выбирай, невольница: Ласкаться или писать?!.. Илана, все здорово. Но, не совсем понимаю одно: …За счастье нобычайное Потом заплачу оброки… Ах, доля моя печальная – Слагать, лишь страдая, строки… Как стыкуется, счастье необычайное со страданием? Не в обиду, надеюсь, приспущу гордый флаг. Капельку. До семи баллов. Итак. Оценка: 7 баллов, то есть "хорошо". 14. "Ты говорил, что все поэты лгут". Илана Вайсман. Ты говорил, что все поэты лгут, Что сам поэт и знаешь эти страсти… И кто этот поэт? Мне его точка зрения не импонирует… Оценка: 8 баллов, "очень хорошо". 15. "В отчаянье...". Илана Вайсман. Закруженный вихрем эмоций стихов я долго думал над последними четырьмя строчками. Не стыковались "покинула судьбу" и "ожила". Но загадку все-таки разгадал. Осталось лишь одна задачка. Как выбрать из тех, кому поставил высший балл? Вас же уже трое… :) Оценка: 10 баллов, снова "лучше не бывает". 16. " * * * (Предновогоднее)". Пирель. Чертовски понравилось! Как и все упомянутое. Не даром же выше сказано было мною, что очень уж значительным оказался уровень соперничества в номинации. А цитировать пока не буду. Из Вашего "предновогоднего", Пирель, строчки появятся в эпилоге. Постфактум… Оценка же: 9 баллов, "отлично". 17. "отпусти меня буря, брось...". котёнок. отпусти меня буря, брось... что с тобой мой ближайший друг? расплескалось и довелось мне искать не восток, а юг. не уснуть, не вернуть времен, но былое вернет рассвет, если в шелк обернется лен если да снизойдет до нет. Еще один новый для меня автор. Подающий надежды. Оценка: 7 баллов, "хорошо". 18. "***". Лара Федорова (Чайка). …И снова в грезах утопая, Душа болит. Об этом авторе уже и говорить не стоит, поскольку Лара Федорова (Чайка) уже доказала, что писать для нее не пустая затея. Оценка: 8 баллов, "очень хорошо". 19. "Посредине зимы". Шрайк. Насыщенное стихотворение, иначе не скажешь! Построено на большом числе метафор, иносказаний. Только, Шрайк, надо бы запятую в завершение второго четверостишия для ясности. Стиль оттого не пострадает. Выпадают из тьмы в галогеновый, мертвенный конус Фонаря в клюве цапли, застывшей в ночи одиноко… Оценка: 8 баллов, "очень хорошо". ------------------------------- В свете всего процитированного, названного, упомянутого и сказанного вообще хочу сказать каждому из тех, кто был замечен ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Редко встречается такая подборка, серия удачных творений! Тем же, чьи вирши вдобавок были мною оценены на 9 баллов, хочу чуть ли не прокричать: Участвуйте и далее в конкурсах! Сменив номинацию или опубликовавшись в другом проекте портала, уверен, можете стать лучшими! Если не напишете еще лучше… :) Ну, а на свой взгляд расстановку призеров-победителей (из Иланы Вайсман, kuruhuru, Vladimir'a Stockman'a) после мучительных ночных раздумий определю все-таки без математики. 1 МЕСТО. "ТЫ БЫ МОГ ПОСМОТРЕТЬ НА ВСЕ ЭТО С ЮМОРОМ, ДРУГ МОЙ?..". Vladimir Stockman. 2 МЕСТО. "В ОТЧАЯНЬЕ...". Илана Вайсман. 3 МЕСТО. "ОСЕНЬСКОЕ". kuruhuru. Почему так, а не иначе? Не знаю. Произведения для меня как читателя и обозревателя с умеренной склонностью критиковать все и вся одинаково прекрасны. Оттого и десятки. По-моему, и вправду в своем роде лучше этих произведений в рамках 2 этапа Второго МЛК не было. В своем роде. Впрочем, не претендую на абсолютность данной характеристики (читать всевирши этапа не брался)… So… Примите как есть. На правах эпилога позволю себе процитировать Пирель ("***" (Предновогоднее)). В силу настроения ли, как знать… Стану, как все. Незаметной и очень привычною, И, как и вечер, натужно-рождественски-праздничной. Слившись с толпой, заучу наизусть безразличное "Да, все о'кей!". А мой город, глинтвейново-пряничный, Будет тихонько дремать - просыпаясь по праздникам, Глухо ворчать и, укрывшись пожухлыми листьями, Вновь засыпать. До тепла. Спать и в снах полусмазанных Видеть замерзшие руки. В колечках да в бисере. --------------------------- До новых встреч! Всегда Ваш, Д.К. 20.02.2005 |