Произведение |
|
Объем: 63 [ строк ]
|
|
|
|
Хит 19. Тур 2. Пара 6. |
А Матрёшка Ноября листопад и туманы – Невозможно сырая пора. Говорят, я подарена маме… И грозою гудел Петроград. Помню – мелко дрожали сережки. Пальцы тонкие на рукаве Грязной серой шинели…матрёшка, А внутри меня – крохотных две. Сарафан разрисован цветами, Сверху – шубка (наверно, зима). Словно выстрелы – звуки состава И меня положили в карман. Дети плакали страшно, упрямо. ( Чемоданы потом украдут…) В Казахстане оставили маму В распроклятом голодном году. Дед молился. Подростки курили, Вновь наматывал вёрсты состав. Я смотрела на пепел Берлина, Улыбаясь царапиной рта. Ах, как колокола голосили! Незатейлив обед на столе. Мы расскажем – потом – о России, Неприветливой нашей земле, Но – единственной. Дарит и ранит, Где родился – живи и молись. В деревянном стою сарафане, Цвета нашей суровой земли. ------------------------- ------------------------ Б Как жаль, что время… Старинный дом. Я – лестничный пролёт. Один остался. Время победило Всё то, что прежде мне казалось милым… Теперь никто здесь больше не живёт «Дорога к небу» – как ещё назвать? Мои давно уставшие ступени Не позволяли ни минуты лени, Не знали слов про отдых и кровать. Воспоминаний тайны глубоки… Что там, на дне? – Уже не догадаться. Но в омуте моих ассоциаций Звучат давно ушедшие шаги. Как весело стучали каблучки! Казалось, что со мной поговорили, И нежность поселялась на перилах Одним прикосновением руки. А был и мудрой старости проход – Цепь осторожных медленных движений… И мы одолевали плен сомнений, Неспешно и с опаской шли вперёд! Апофеоз – весёлый детский крик! И тут же плач… разбитые коленки… Я всех встречал, один, без пересменки, В душе просил: «Мгновение, замри!» Стареет дом и лестничный пролёт. От прошлого не ждать ажиотажа. Но есть надежда. С ней – как карта ляжет. А жаль, что время память не вернёт… -------------------------- |
|
|
Дата публикации: 09.11.2024 19:17 |
|
|
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать. |
Рецензии | | А Сразу похвалю рифмы. Они все необычные, в основном ассонансные. Звучат вполне. Вполне, в общем, звучат и радуют новизной. История эпопейная, однако не очень понятна судьба владельца. И кто он? Подарена маме в Петрограде, увезена в Казахстан. Маму оставили там (навсегда), куда и с кем потом поехала? А как в Берлин попала? История вещи здесь есть, характеристика владельца – ну… с натяжкой. В общем, рассказ для меня получился несколько обрывочным и туманным. Однако сложено однозначно хорошо! Только давайте без этих ваших «Ах, как колокола». Это не упражнение для дикции, и аллитерацией тоже не пахнет. «Подарена маме» и «грозою гудел Петроград» - где логика для соединительного союза «и»? 6, 7, 8, 5. Б В основном про ГГ, но и про людей получилось. Не очень подробно, мельком, правда. Сложено хорошо. Но вот… Кто это «мы» одолевали плен сомнений и шли вперёд? Не понравилась и расплывчатость, общесть фраз. От прошлого не ждать ажиотажа… Как карта ляжет… Жаль, что время память не вернёт… Это ни о чём, пустое, и именно там, где нужна чёткость мысли – в финальном катрене. 8, 7, 7, 4. Судья Игорь Колесников | | Рыцарь А Это единственное конкурсное стихотворение 2-го тура, которое нравится мне безоговорочно, причём абсолютно по всем критериям. Интересно, что и само произведение сконструировано по принципу «матрёшки» - за историей деревянной матрёшки скрывается история семьи, а за ней стоит всеобщая История. Отдельная похвала автору за оригинальные и органичные рифмы, есть ощущение, что автор не подбирает их, а просто чувствует, как музыкант, легко и органично воспроизводящий мелодию благодаря абсолютному слуху. Эмоциональный резонанс с этим текстом у меня огромный. Буду перечитывать стихотворение. Автор, респект Вам и спасибо! Степень соответствия заданию: 9 Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 9 Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 9 Эмоциональный резонанс: 9 Рыцарь Б Это произведение мне тоже по душе. Многогранно, образно, глубоко. Понравилось, что описывается не сам старый дом, что было бы ожидаемо, а лестничный пролёт. Есть очень интересные находки: «Но в омуте моих ассоциаций / Звучат давно ушедшие шаги» или «Но есть надежда. С ней – как карта ляжет». Эмоциональный резонанс на достаточно высоком уровне. 1. Степень соответствия заданию: 9 2. Оригинальность идеи, сюжетные особенности раскрытия темы: 8 3. Техника (образность, ритмика, слог и пр.): 8 4. Эмоциональный резонанс: 8 Судья Елена Копытова | | Рыцарь А История, тянущая на семейную сагу по всем канонам. В прозе сага была бы полноценной, здесь – обрывочно, схематично, но в целом судьбы героев и их вещи вполне отслеживаются. Но вот время туманно. Раз Петроград, то Первая Мировая, и если семья уехала в Казахстан, то как матрёшка оказалась в Берлине? Непонятно, где именно голосили колокола. Судя по всему, герои всё-таки вернулись в Россию, но кому они собираются о ней рассказать, тоже осталось за кадром. Финал уместен и вполне афористичен. Технически хорошо, рифмы преотличные все до одной. Рыцарь Б Здесь тоже история дома, но дома городского через взгляд лестничного пролёта. Люди упомянуты разные, и, коль читатель это понял, зарактеристики им даны. Зачёт. Однако есть противоречие: дом отжил своё, время победило, судьба старых домов предрешена, уместна ли здесь здесь надежда? На что? Городские дома не восстанавливают обычно. Память и время в последней строке неплохо было бы поменять местами, иначе фраза выглядит нелогично, словно время не может вернуть память. А сысл ведь противоположный: память не может вернуть время, когда в доме звучали шаги жильцов. Ажиотаж, которого не ждут от прошлого – фраза, требующая перевода. Рыцарь А 9 8 8 6 Рыцарь Б 9 7 6 5 Судья Людмила Царюк | | А Я тоже немного запуталась в географии. Для меня осталось загадкой, откуда и куда ехали герои. Из Петрограда в Берлин через Казахстан — крюк ощутимый с несколькими пересадками. То же самое происходит с природными явлениями и не только: Ноября листопад и туманы – Невозможно сырая пора. Говорят, я подарена маме… И грозою гудел Петроград. Повествование перескакивает с одного события на другое. Немного, да простит меня Рыцарь, порассуждаю о своём читательском размышлении при прочтении текста. Я ещё смотрю на ноябрьские листопад и туманы (кстати, здесь немного неудачная инверсия, но не критично), как вдруг ни с того, ни с сего пейзаж остаётся позади, и появляется действие: лирическую героиню дарят “маме”. Причём не уточняя, чьей. Появляется образ какой-то девочки, которую долго ожидали, и тут она рождается как подарок своей матери. Дальше возвращаемся в окружающую среду, и при слове “гроза” я невольно откатываюсь назад к природе, гроза автоматом выдаёт ассоциацию атмосферного явления. Гроза в ноябре — это, скорее, редкость, но вполне возможна, но при слове “Петроград” в сознание прокрадывается гроза другого типа. Помню – мелко дрожали сережки. Пальцы тонкие на рукаве Грязной серой шинели…матрёшка, А внутри меня – крохотных две. Сарафан разрисован цветами, Сверху – шубка (наверно, зима). Дальше запоминаю Петроград, ноябрь и маму и отодвигаю их в сторону на неопределённое время. Если бы я не видела дальнейшего текста, а воспринимала на слух, то дрожали бы и Серёжки, и пальцы. Здесь, при переходе к гардеробу, я не могу перевести в прозу эту часть: “пальцы тонкие на рукаве грязной серой шинели…матрёшка” — чьи же пальцы, на чьей шинели, этот момент остался за кадром. Матрёшка выпрыгивает, как чёрт из табакерки, посреди повествования, которое, по-видимому, касается совсем других персонажей, в том же предложении, что и шинель, которая автоматом надевается на матрёшку. Но дальше оказывается на матрёшке сарафан, а поверх его шуба. Вопрос: все эти одежды были нанизаны на одну матрёшку, на несколько матрёшек, на матрёшку и ещё кого-то, вероятно, военного? Может, там прощание какое было между матерью (чьей-то) и военным, и именно тогда он подарил ей матрёшку? Об это не сказано ровным счётом ничего, я могу только предполагать. “Сверху – шубка (наверно, зима)”. Наверное, ноябрь, не? Дальше всё смешалось в доме Облонских: ноябрь, зима, туманы, грозы, люди и матрёшки. Словно выстрелы – звуки состава И меня положили в карман. Дети плакали страшно, упрямо. ( Чемоданы потом украдут…) В Казахстане оставили маму В распроклятом голодном году. Появление состава в поле видимости утверждает мысль, что кто-то с кем- то прощался, матрёшку при прощании мама положила в карман. Вероятно, прощание было с отцом, когда он уходил на войну. Если чемоданы были во множественном числе, уезжала вся семья, без отца. Но! На месте, где в Казахстане оставили маму, всё ранее представленное лопнуло, как мыльный пузырь. В смысле, мама в Казахстане? А кто у поезда был? Мы же не уехали ещё с перрона. Сбивают с мысли времена глаголов: положили-плакали-украдут-оставили. Если они уезжали из Казахстана, оставляя мать, то причём здесь Петроград? Дед молился. Подростки курили, Вновь наматывал вёрсты состав. Я смотрела на пепел Берлина, Улыбаясь царапиной рта. Ах, как колокола голосили! Незатейлив обед на столе. Мы расскажем – потом – о России, Неприветливой нашей земле Здесь в сюжет вливаются дед и подростки, едущие в поезде, но не уточняется, входят ли они в состав семьи или просто пассажиры. Дальше о них, как и о других персонажах, не вижу ни слова. Для чего они были включены в стихотворение, понятия не имею. Какое они значение имеют — история умалчивает. “Я смотрела на пепел Берлина, улыбаясь царапиной рта”. Бог с ним, Берлином, уже выше про него сказано, что мало кто разобрался в маршруте, но это единственная фраза ценная для меня как читателя. Это очень многозначный и крутой образ, который оставлен вариться в собственном соку, потому что мы перескакиваем на другое: “Ах, как колокола голосили!”. Постойте, но мы в Берлине, какие колокола голосили? В Берлине есть две основные церкви: протестанты и католики. Сразу оставим протестантов в покое — бесколокольные они. Допустим, голосили колокола католических церквей, но там их всего по два на церковь, слишком мало, чтобы голосить. Дальше и колокола оставляем без внимания, переключаемся на обед на столе. И итоге, всё ранее сказанное забываем напрочь, и “потом расскажем о России”. Понимаете, ни один образ не доведен до конца, как картина художника, на которую он краски размазал, а формы не придал. Когда поверхностно читаешь, вроде, неплохо написано, но вдуматься не получается. 9 2 7 3 Б Есть три существительных, которых в этом стихотворении быть не должно: “ассоциация”, “апофеоз”, “ажиотаж”. Такое ощущение, что первую страницу в словаре открыли, слова списали, а значения забыли посмотреть. А даже если бы посмотрели и ввернули по смыслу, всё равно они выглядели бы чужеродно, потому что есть такой раздел в литературоведении как стилистика, а, следовательно, из смешивания разных лексических единиц ничего хорошего, как водится, не выходит. Здесь не исключение. Стихотворение вроде, удалось: ритм выдержан, рифмы в большинстве вполне нормальные, однако, финал испорчен, о чём коллеги выше уже рассказали. Здесь рассказано про, по всей вероятности, двухэтажный дом (потому что пролёт один), его жителей, которых он вспоминает, будучи оставленным в одиночестве, хотя в последней строке память теряет. Ближе к концу стихотворения сетует, что смены у него не было, то есть, другой лестничный пролёт не приставляли туда-обратно. Странно в его случае ждать смены, она бы означала его демонтаж)). Ну не суть. Я бы посоветовала автору избегать таких эфемерных словосочетаний или плохих поэтизмов, не знаю, как их назвать, но они в стихотворения вносят сумбур и оставляют впечатление низкого поэтического уровня: “воспоминаний тайны глубоки”, “в омуте моих ассоциаций”, “плен сомнений”, и т.п. 9 6 6 3 Судья Луна Манакури | | 6а Рыцарь Октябрь 114 6б Рыцарь Последний 110 |
|
Шапочка Мастера |
| |
Литературное объединение «Стол юмора и сатиры» |
| |
|
' |