Стрекоза и муравей – это образы-символы двух противоположных стихий и моделей поведения. Стрекоза почти не опускается на землю, она порхает по листьям и цветам, крылья – ее украшение, ее достоинство и стиль жизни. Муравей, хотя немного и похож на стрекозу, но имеет шанс встретиться с ней, только если обнаружит в себе причины, силы и возможности забраться по травинке высоко над землей. Все остальное время они находятся в разных мирах, никак не пересекаясь. Муравей известен своей дисциплинированностью, целеустремленностью, умением жить в коллективе и строить огромные, намного больше собственных размеров, муравейники-города. Стрекоза, наверное, тоже обладает целеустремленностью, но куда, зачем и почему она летит, очевидно, знает только она сама. Казалось бы, нет более неподходящей пары для союза и совместных действий. Действительно, в природе такие пары встретить нельзя. Однако, человек – единственное существо, способное общаться словами, очень часто заключает именно такие союзы. Объяснить это можно тем, что активно развивающиеся люди быстро осваивают все, что они способны освоить одними своими силами, собственное жизненное пространство, но их интерес и стремление к развитию от этого только усиливается. Поэтому они всерьез и надолго могут остановить свое внимание на существе, с полностью закрытой для их понимания логикой и мотивацией в поступках. Притягивать к себе может человек с противоположными стремлениями уже в силу того, что он человек и, общаясь при помощи того же речевого аппарата, оставляет надежду, что может быть понятым всегда, если его партнер проявит высокое мастерство в общении. Сколько плюсов и минусов в стремлении партнера быть лучшим в общении, трудно сказать, но конечно, встреча людей, имеющих глубоко противоречивые качества – всегда вызов для обоих. Ничто не может заставить уклониться от такого вызова, потому что он касается самого дорогого – личностного развития каждого из партнеров. Это великая драма человечества: уничтожая друг друга и любя одновременно, не в силах оторваться, два человека сходятся и порождают собственное продолжение, способное соединить в себе практически несоединимые свойства. Что может из этого получиться? Одна женщина рассказала, что муж, прожив с ней двенадцать лет, ушел к ее подруге. Женщина мучилась, но при всем старании никак не могла смириться с его уходом. Ее жизнь была совершенно разбита, она не видела никаких оснований для продолжения своей жизни. Особенно тяжело было думать о том, как она будет воспитывать сына, который имел сходство с мужем, и при этом ему нужно было как-то объяснять, что нельзя быть предателем, нужно любить и быть верным. Женщина понимала, что, оказавшись неспособной сохранить любовь и семью, она не будет убедительна для сына и может потерять его также, как потеряла мужа. Это делало ее дальнейшую жизнь без мужа еще более бессмысленной, и она пришла к совершенно иррациональному, но в то же время логичному решению. Она купила за деньги фальшивое удостоверение о смерти сына, отправила копию документа мужу, а ребенка отослала к бабушке. Муж пришел к ней потрясенный известием, возложил на себя вину за смерть ребенка, принудил себя остаться около жены, чтобы поддержать ее в горе. Они стали вспоминать вместе, как начинали жить и как мечтали о ребенке. Вспоминая, муж заново открывал свою жену, как человека, он вновь оценил свойственное ей благородство, целеустремленность, ум, цельность и гармоничность ее личности. Женщина держалась уверенно, потому что при видимой формальной лжи, она была честна и правдива в своих чувствах. Она предоставила мужу возможность быть с ней в равном положении, пережить расставание с любимым человеком как смерть. Безусловно, к этому у нее были основания, потому что она хорошо помнила, какое сильное взаимное чувство любви их связывало, жизнь без любви для нее означала смерть. Конечно, его уход обнаружил, что между ними было несходство, в чем-то они по-разному оценивали и воспринимали ситуацию. Но, тем не менее, стремление женщины вернуть любовь к мужчине заново привлекло его внимание, оживило память, и он вернулся к ней, решив при этом, что им нужен второй ребенок – желательно девочка, похожая на жену, чтобы она была утешением для жены. Очевидно, что женщина, имея крепкую волю и разум, имела при этом огромную силу чувства, и она доминировала в этом союзе. Муж в той же степени имел способность быть чутким, отзывчивым, «легким» в общении человеком, который просто не мог остаться равнодушным при проявлении таких сильных чувств женщины. Муж и жена не могут быть бесконфликтным продолжением друг друга без опаски за то, что личность одного из них будет «в тени», ущемленной, а личность другого, не получая адекватного оппонирования, «обратной связи», останется несформированной. И это несмотря на то, что кажется очень удобным и выгодным дополнять друг друга, имея одинаковую позицию. Дополнение не должно становиться подменой. Подмена, причем не добровольная, а навязанная, очень часто допускается в парах, которые никак нельзя назвать удачными. Они могут быть образованы людьми, похожими друг на друга внешне. Сначала это сближает их, но впоследствии они становятся неинтересны, неприятны и даже невыносимы друг для друга. Есть история, очень хорошо это иллюстрирующая. Красивая внешне пара «подходящих» друг другу людей. Она – добрая, покладистая, он – с сильным, порывистым, чувственным характером. Они благополучно начали семейную жизнь и выглядели вполне довольными. Постепенно, с годами, его романтичные порывы вместо того, чтобы обратиться в красивые, сильные, реальные проекты, превратились в неконструктивные всплески агрессии, и он обрушил их именно на жену, не в состоянии даже объяснить себе, в чем он мог бы ее обвинить. Однако снова и снова он видел в ее присутствии рядом с собой причину своих неудач. Она выглядела покорной и терпеливой. Не находя разумных объяснений своим ощущениям, а также причину для развода, муж стал мучить и себя, и жену, устраивая пьяные дебоши, специально приводил подвыпивших друзей, разбивал мебель и бил жену. Жена не старалась дать ему отпор, уходила из дома. Их отношения становились все хуже и хуже, но ни один из партнеров не видел способа разрешить проблему. В дело вмешалась родная сестра жены. Сестра была старше, с более жестким и твердым характером, однако не менее добрая и чуткая, чем ее младшая сестра. Муж обрушил ярость и гнев на сестру за ее вмешательство. Но она умела проявить несогласие, дала ему отпор и пригрозила испортить карьеру, если он не оставит свою жену в покое. Мужчина пришел домой к сестре своей жены и после бурного объяснения, угроз и борьбы, он понял, что именно эта женщина сможет помочь ему стать таким, каким ему хотелось стать с самого начала. Ему не хватало эффекта рационального «холодного душа» в ответ на его чувственное представление реальности. Сестра оказалась достойным оппонентом во всех смыслах, и, принеся глубокое, искреннее извинение за свое поведение, мужчина остался жить с сестрой своей жены. Понятие «вторая половинка» может раскрываться на разных уровнях общения. Один чувственный ревнивый мужчина женился на рациональной, увлеченной работой женщине. Ее бесконечные деловые встречи и поездки очень беспокоили его. Он нервничал все больше, не зная, какую занять позицию, на каких мыслях успокоиться, чтобы не мучиться от ревности. Наконец, он своими неосторожными действиями спровоцировал автоаварию, в результате которой жена стала инвалидом, прикованным к креслу. При этом муж проявил столько заботы, поддержки, нежности по отношению к жене, ставшей инвалидом, что спустя несколько лет она признала, что он сделал ее счастливой, хотя по его вине она осталась без ног. Конечно, любовь, проявленная через телесную зависимость, не есть чувство, вполне соответствующее человеческим потребностям и возможностям. Такая связь сродни животной: любви, которую проявляют самки и самцы. Она, кроме физиологического влечения друг к другу, включает признательность, благодарность самки за свою безопасность и стабильное положение среди других животных, которое ей обеспечено благодаря близости с самцом. Самка все же вынуждена принять без права выбора притязания самца, потому что он отстоял свое право на самку в физической борьбе с другими самцами, и еще, потому что в одиночку самка не выживет. Все эти факторы присутствуют и дают чувство покоя семейной паре в приведенном примере, но, конечно, в человеческом обществе формы проявления любви могут быть более интеллигентными, тонкими, деликатными и менее грубыми. Вместо того чтобы поработать над собой и расширить свои способности чувствовать, воспринимать и выражать, мужчины, к сожалению, часто выбирают более грубый и прямолинейный путь приблизить женщину к себе. Это, конечно, является упрощением задачи и противоречит закону жизни, который влечет к совершенствованию, а не к упрощению. Таким же упрощением выглядят проявления любви, замкнутые в рамках общих правил, принятых в человеческом обществе. Вот пример. Женщина-следователь вела дело вора-рецидивиста. Когда она читала его дело, ее потрясли качества, проявленные этим человеком при совершении преступления. Можно сказать, что он служил своему преступному занятию с такой же смелостью, старанием, самоотвержением, с какой она служила делу исполнения закона. Вскоре она увидела этого человека на допросе. Оказалось, что он молодой, веселый человек, с живыми человеческими чувствами. По словам женщины, ей было очень легко общаться с этим мужчиной. Они прекрасно понимали друг друга, и между ними обнаружилась близость во взглядах. По ее словам, она признала в нем свою «вторую половину». Не зная, как помочь ему и сохранить профессиональную беспристрастность, женщина положилась на естественный для себя, обычный порядок ведения дел. Он показал, что для проведения следственного эксперимента нужно поехать на квартиру его друга. Там оказался накрытый стол, пустая квартира, и они – вдвоем. После этого для другого следственного эксперимента она привезла его к себе домой. Дома он попросил подстричь его. Пока она делала приготовления, он сбежал. Его поймали и дали срок, а ее уволили с работы. Очевидно, пассивное нежелание женщины посмотреть на эту встречу со своей «половиной» шире, чем позволяли рамки ее профессии, помешало ей учесть человеческие качества и особенности ее подследственного, вынудило ее допустить оплошность и потерять работу. Конечно, любовь, которую испытывают люди, затрагивает все аспекты и составляющие нашей жизни. Она вынуждает нас потерять все, чтобы мы приобрели все заново в другом виде и качестве. Чтобы сохранить человеческое достоинство в любви, нужно быть готовым на любые жертвы. Полумеры в любви могут быть очень опасны, лишая нас и того, что у нас было, и того, что мы могли бы приобрести вместе с любимым человеком. Одна женщина рассказала такую историю. Будучи разумной, с умеренной жизненной позицией и стабильным положением, она встретила мужчину чувственного, с таким порывистым и нестабильным поведением, что он отчаянно нуждался в помощи, хотя и не признавал этого до конца. Женщина увидела в появлении этого мужчины рядом с собой вызов своим способностям и личным качествам. Она не могла воздержаться от помощи этому человеку. Вложив все свои знания, средства и силы, женщина пошла на оправданный риск, понимая, что мужчина, с достоинством принимая помощь женщины, не захочет остаться у нее в долгу, и не только поправит свое положение, но и захочет ответить ей эквивалентными вложениями. Однако именно чувственность мужчины помешала ему увидеть разумные основания ее плана. И, руководствуясь только лишь своим ущемленным после принятия помощи самолюбием, он метался между желанием господствовать и начальствовать как мужчина, необходимостью быть благодарным за помощь, позывами признать свою вину за то положение, в котором он оказался, и стремлением к бунту против женщины, воспользовавшейся ситуацией, а также потребностью увидеть для себя положительную сторону и выход из создавшегося положения. В течение семи лет их отношения колебались от проявления самой горячей вражды, противоборства, затем к такому же в своей интенсивности холодному равнодушию, мучительному отчуждению и вместе с тем поиску возможностей для близости, к которой обязывало и личное соответствие партнеров, и необходимость восстановить материальное и социальное положение, утраченное женщиной ради помощи мужчине. Причем женщина имела гуманитарное образование, профессию, склад ума и поведения, а мужчина, считая, что гуманитарные знания ничего не стоят и не значат, был сосредоточен на материальных интересах, получал быстрый и очевидный результат, выраженный в материальных благах, что толкало его к возношению и ощущению превосходства перед женщиной. Она с этим никак не могла согласиться, напоминая ему, что только ее гуманитарные знания и опыт общения помогли ему получить стабильность положения. К окончанию седьмого года совместной жизни отношения накалились до того, что женщина признавала, что получить результат, на который она рассчитывала почти невозможно, но без получения этого результата ее жизнь теряет смысл, ценность и целесообразность. Перед ней встала дилемма: либо уйти из жизни, либо получить вознаграждение за свои вложения как возможность для новой жизни. И только тогда, когда она вполне определенно сформулировала мужчине свою позицию, доказывая, что никак не может повлиять на его поведение без его понимания и согласия, он понял и ощутил, наконец, в чем состоят его сильные качества, как ему следует себя вести и к каким целям двигаться. Блестящие идеи женщины оставались бессильны без его мощной поддержки, его сильных чувственных порывов. На этом примере хорошо видно, что союз стрекозы и муравья при внимательном рассмотрении выглядит выгодным, взаимополезным и обоснованным, но оборачивается огромным напряжением всех сил, драматизмом. Его можно было бы назвать предельно рискованным, если бы речь не шла о союзе двух половинок единого мира, соединяемых любовью. Чтобы как-то снизить степень риска можно предпринять только следующее: слушать с доверием интуицию – сестру любви, облекая ее в обаятельные и симпатичные формы общения, а также доверять разуму, говорящему о любви, как о господствующей личностной логике, желании с впечатляющей силой, изощренном внимании. Передвигайтесь по жизни, опираясь на обе эти способности личности – разум и интуицию, соблюдая равновесие между ними. |