Сергей ДЕНИСЕНКО "МИР ОБЕРНУЛСЯ НА СВОЁ НАЧАЛО..." Из “Блокнота синхронного переводчика кинофильмов” Истёртых фраз словесную труху с уставших губ сметаю, не жалея. Как странно — быть всё время наверху и исполнять при этом роль лакея. И самоутешение одно: что голос мой — актёрам подневолен... Я — наверху. Опять идёт кино. Народ сидит внизу. Народ доволен. КОНЕЦ СВЕТА (Сон про кино) Планеты бывшей выжженное лоно — как будто бесконечная постель, — заваленное тьмою миллионов тягуче разлагающихся тел. И точкой белой посреди распада, как в сумрачный паноптикум окно, как белый призрак, вышедший из ада, — топорщится экрана полотно. Движеньями размеренными страшный, как маршал, принимающий парад, — киномеханик, разум потерявший, фильм заряжает в киноаппарат. А рядом с ним — вторым живым реликтом, — полуулыбкой исковеркав рот, садится тихий сумасшедший диктор, который фильм озвучивает тот. И вот, лучом проектора пронзая пропитанный зловонным духом мрак, идёт сеанс в пустыне-кинозале, где обеспечен трупами аншлаг. И сердце — как на части раскололось, и в душу — словно холода струя... — вдруг узнаю я собственный свой голос, и понимаю: диктор — это я. Я всматриваюсь в трупный сумрак зала. Да, это — я. Но, Боже, для чего?.. ...И это понимание совпало с мгновеньем пробужденья моего. ...Борюсь с самим собой многонедельно. Мне важно, чтобы повторился он, да, повторился — этот запредельный и апокалипсический мой сон. Молюсь об этом, затаив дыханье, глаза в преддверьи ужаса закрыв. Хочу узнать — кто был киномеханик, который (как и я) остался жив. ТИШИНА (Стилизация) Мгновенья жизни, безголосо спетой, судьба моя, что свыше мне дана, — вдруг отразились в киноленте этой, когда в ней воцарилась Тишина. Мир обернулся на своё Начало и ощутил, что он — в тяжёлом сне; и только тихо Музыка звучала хрустальным унисоном Тишине. Звучала — вне базаров, рынков, торгов, и я был этой Музыкой храним... О, не случайно, нет, кинематограф Великим стал, когда он был Немым. Ниспосланное Небом вдохновенье ложится тишиной на белый лист. И правит бал великого мгновенья один — Его Величество Артист. О, только ни о чём не говорите!.. Люблю тебя, Великий и Немой! Миг Тишины... И я уже — не зритель, и я сливаюсь с этой Тишиной... И я сейчас о суетном забуду, и сердце — словно опалит костёр. Миг Тишины!.. Я сопричастен Чуду, и я велик не меньше, чем Актёр. Века ль прошли, года, минуты, сутки, — но мне открылась Мирозданья суть. Как будто одинокий грустный путник зажёг свечу и озарил мой путь. ПРИТЧА О ЧЕЛОВЕКЕ В ноябре, когда стужа-кручина победила уставшую осень, — понял Он: у Судьбы есть пучина. И в пучину свой невод забросил. В этот миг грянул гром изумлённо, и зима вдруг умылась слезами, и сказал Человек просветлённо, невод свой провожая глазами: “О, Судьбина! Во мне — столько силы, столько мыслей, роящихся тучей!.. Всё, что было, — началом то было. Ниспошли же счастливый мне случай! Мне плевать на жару и на холод, — дай мне случай! Прошу-то ведь мало!.. О, Судьба! Ты же видишь — я молод! Я могу! Я начну всё сначала! Видишь — вот богатырская сила! Видишь — мысли всё ярче и ярче!..” ...Подплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ (Памяти народной артистки России Татьяны Ожиговой) Об этом промолчит программа “Время”... Лишь пустота. И больше — ничего. Как страшно жизнь подсказывает темы!.. Актёр всегда — наедине со всеми, и в этом смысл профессии его. Наедине. Со всеми. Этим мерьте любой нюанс святого ремесла. Наедине. Со всеми. Даже в смерти. ...Я слышу скрип Харонова весла (иль просто раздвигаются кулисы?), я вижу шесть гвоздик в твоей руке, я слышу стон трагической актрисы: “Как холодно... Как будто в леднике...” Словам знакомым гулко и просторно, их эхо — в запредельные края... Идёт “Орфей...”. Ты снова — Лейди Торренс, ты шепчешь Вэлу: “Помню, как-то я спросила у неё: “Тереза, как себя чувствуют люди, когда умирают?”. Только ребёнок может задать такой вопрос. И как ответила она мне — тоже помню. “Очень одиноко они себя чувствуют”, — вот что она сказала мне в ответ”. ...В июне --- тополиные метели, предвестники побегов молодых... Как бесприютно выглядят качели, когда сквозняк раскачивает их!.. ГОРОДСКОЙ ИРОНИЧЕСКИЙ РОМАНС (Песня для женского голоса) Отголоски молвы — Словно ветры недобрые дунули... Я пишу к Вам “на Вы”, Чтобы лишнего Вы не подумали. Что сегодня со мной? Вдруг о Вас ненароком я вспомнила. И пишу Вам письмо, Благодарностью к Вам преисполнена. Наш внезапный роман Вы к концу подводили старательно. Ах, мой друг, за обман Я Вам очень и очень признательна!.. Разорвав этот круг, Яркий свет я увидела истины. Ах, спасибо, мой друг, Что со мною Вы были неискренни. Мне смешно, но мой смех, К сожаленью, поймёте не скоро Вы. И ещё — жаль мне тех, Кому нынче Вы кружите головы. За окном — ветра шум. Там и Вы наслаждаетесь волею. Я письмо к Вам пишу, И чего же добавить тут более?! Ставлю точку, увы. И желаю всего Вам прекрасного!.. Я писала “на Вы”, Чтобы Ты не подумал напрасного. |