В прошлом обзоре я был чрезмерно пессимистичен - сетовал на многократное уменьшение посещения читателей и интереса к постоянному конкурсу, и, как следствие, уменьшение интереса к номинации «Стихотворения в прозе» у авторов. И вот… очередной этап и уже 11 авторов предоставили на суд читателям и «судьям» 19 стихотворений в прозе. Что повлияло на увеличение активности сказать не легко. Возможно, весна. А, может быть, введение СНОВА системы оценки произведений читателями. Появились новые авторы, не ушли уже замеченные. И получилось! Спор о том, нужен или нет постоянный конкурс на портале, пришел к своему логическому завершению в пользу его сторонников. И правильно было сказано о возможном «выплескивании воды вместе с ребенком» - идея первоначальная была, как раз, в постоянстве и регулярности ОСНОВНОГО конкурса на портале! До Королей прозы и поэзии нужно добраться, преодолев «пространство и время». Конечно, если портал добьется через качественный скачок количественного увеличения числа читателей и авторов, скажем раза в три-четыре, то многие проблемы и проблемки регулярного ГЛАВНОГО конкурса портала уйдут сами собой и уже придется волноваться совершенно о другом. Всем нам нужно к этому стремиться, если хотим думать о литературе и творчестве, и о том, что с этим связанно напрямую. Читая тексты 2-го этапа, я кое-что заметил. Попробую поделиться замеченным. Еще раз напомню, моим СУБЪЕКТИВНЫМ замеченным. Теперь на «пограничных полигонах» 2-го этапа в «Стихотворениях в прозе» оказалось в два раза больше авторов, чем в 1-ом. И «перекрестившись и поплевав через левое плечо, начнем, благославяСЬ»… 1. «ОАЗИС НА АСФАЛЬТЕ» «ТРИ ЗАДАЧИ» Golos Kaspiya - «Я хочу сжаться в комочек, превратиться в колючку, пустить корни глубоко-глубоко под асфальт, чтобы, наконец, добраться до живительной влаги, впитать её всеми клеточками тела и зацвести цветком невиданным!» «Оазис на асфальте» небольшой, но есть все: чувство, смысл, лиричность, законченность. Даже если бы хотелось продолжить, не продолжишь, потому что сказано все. Вот эта законченность больше всего нравится читателю. Как точка в конце сказанного. Чтобы можно было закрыть книгу, пусть и состоящую только из нескольких строчек. Оценка 8 баллов Три задачи: «Убивать мою любовь… утопить, отправить мои чувства на дно… забыть меня» - интересно выстроены. Только окончание тяжеловатое, перегруженное причинно-смысловыми переплетениями, иногда даже приводящими к ошибкам в написании окончаний. «Сколько ни пытался, но так и не смог позабыть эти гулкие удары по моей любви, кровью которой всякий раз обагрялось её нежное тельце, и горькие-горькие слёзы уходящих на дно, захлебывающихся собственной болью чувств» Всмотреться бы, перестроить предложения проще, легче, изящнее что ли. А то приходится еще дополнительно задаваться вопросами: чей кровью? Чье тельце? Зачем обагрялось? Какое дно? Оценка 6 баллов 2. «Абстракция в пространстве» «РАЗВЕ МОЖНО ТАК?!» «Случай» Хроноп - Даже имя автора похоже на «хронос». Все три текста так дружат со временем! Почти препарирование, почти разделение колоса на зернышки, и не отщипыванием, а выветриванием, а потом молочением. «Случай» - не стихотворение в прозе. Миниатюра, эскиз, зарисовка состояния, так близкая мне. Хорошо написанная, даже прописанная. Но… без оценки. Два других текста, представленных автором в этой номинации также не совсем сюда подходят. Они вполне могут быть миниатюрами. Все-таки, стихотворение должно быть стихотворением, пусть и в прозе. Поэтическая проза. Прозаическая поэзия. У меня субъективное отношение к «принадлежанию» к этой номинации. «Ну, разве вот эти летящие совсем рядом, так что, казалось бы, протяни руку и возьми, стальные свечи могут подсказать верный ответ?» Что-то с построением предложения. Поискать бы варианты. Это если… стихотворение. «А иной раз даже не здоровался и, делая вид, что ничего не замечАет, проносился мимо» Лучше вычитывайте текст, и заодно, выставляйте правильно запятые. С запятыми автор не дружит и дальше. Текст построен так, что пенять на форму не приходится. Значит, знаки пунктуации должны стоять на тех местах, где им положено. Иногда, за «абстракционным» подходом к написанию задуманного теряется очень многое… из задуманного. В погоне за оригинальностью и, якобы, глубиной можно потерять и смысл, и чувство. А какое это тогда стихотворение? Оценка: «Абстракция…» - 5 баллов, «Разве можно так?!» - 4 балла 3. «ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ?» «МОЛИТВА ЗА РЕБЁНКА» Марьям «Почему нельзя?» - верлибр. Трудно назвать этот текст «в прозе». Это стихотворение. Где грань? Как ее точно найти, чтобы не навредить? Только поэтому оцениваю. А не кажется, что автор поспешил закончить стихотворение? Показалось, что можно было уйти от задавания вопроса впрямую. В лоб. Зачем читателю давать ответ сразу в руки. А как же – задуматься, угадать, увлечься? Упрощать, как способ быстрее избавиться от выращенного детища, значит, не дорожить им. Мне так кажется. Мысль интересна. Форма подкачала. Оценка: 5 баллов «Молитва за ребенка» выстроена как… крик. Отсюда и надрыв, ломающий форму, делая из нее нагромождение. Может, так и лучше? Какая может быть форма у боли? Разлом только… Может быть. К Господу я обращалась: «Боже, будь милостив, не забирай этот расточек жизни. Автор обращается на ты. Мама, Мария, спаси, защити дочку мою от смерти. К Марии… тоже на ты. И это правильно! Тогда откуда возникает дальше безличное обращение «на Вы»?! Если это молитва. Не вера в Бога? Отчаяние? И это не ясно… Оценка: 6 баллов 4. «Леди добрые» «Ты устал…» «23 года (Я еще появлюсь)» Струна «Леди добрые» - о грустном. О круге жизни, даже если и ошибочном. Понравилась находка автора со сменой ритма, вбрасывая читателя в новое смысловое состояние принудительно, так сказать. Рваный темп. Почти рэгги на листе бумаги. «Но та не сдрОбила!» - новое смысловое значение? Пока что непонятно, к чему оно здесь. А «календарь событий» съел здесь интересное для читателя. Аналогии с «тропой», «подошвами и швами» понравились. Опять же… если я правильно их понял. Неоднозначность восприятия читателем может быть… стилем. Но нежелательно заигрываться: когда несколько уровней смысла с разной начинкой, бывает не совсем вкусно… и даже НЕ вкусно… и даже БЕЗвкусно. «…из-за хвоста собственного предрассудка», «Поэтому она и залетела… из ванны в комнату с тестом на беременность в руках» - это, как раз, те самые «рэгги на бумаге». Они то и вытягивают текст. А то догадывайся-додумывайся, что обозначает «ТО САМОЕ» ложе… Кровать или уже кресло гинеколога. (Шучу.) Или еще что-то третье, только автору и известное. Но это стихотворение в прозе. Как ни крути. Оценка: 7 баллов «Ты устал…» Можно только из-за последней строчки поставить много баллов! «Его больше нет. Зато есть милый аттракцион, который ТАК замечательно крутится без него!» И хочется почти плакать от бесцельности и бесцеремонности этого «жестокого» мира. Почти шарикоподшипник. Почти поступательно-вращательный шатунный механизм. Хорошо подмечено! И еще. «20.00. Звонок в дверь, и милое лицо показывает тебе аттракцион радости. Ты садишься в него и катишься вниз. Внезапно просыпаешься и мечтаешь попасть в ванну без совершения нескольких шагов. Милые очертания виднеются рядом, напоминая о сне» И еще. «Шум дорог напоминал о завтрашнем солнце. Путь домой указывал на превратности следующего утра. В рюкзаке нещадно терлись друг о друга коробки для дисков» Должно нравиться читателю. Необычно, многослойно… и почти однозначно. В отличие от предыдущего «леди добрые». Оценка: 8 баллов «23 года (я еще появлюсь)» Автор имеет интересную черту: заканчивать свои тексты ярко выраженным смысловым окончанием. Точкой. Я уже говорил ранее в этом обзоре об этом. Читателю нравится фиксированность, законченность, к тому же если она акцентированная, плавно, а, главное, незаметно подведенная. Иногда можно подумать, что сумбурность в повествовании у автора специально расставленная, как помощники судей по трассе велосипедистов или спортивных ходоков. Стоят, почти не у дел. А от них зависит многое, если не сказать, что почти все. Жаль, что только выделить в этом тексте почти нечего. Не запомнилось. И это уже не совсем стихотворение в прозе. Оценка: 6 баллов 5. «Старая кошара.» А. К, «вдруг да пригодится» - без знака мягкого писать нужно. «землицы-то» - через тире. И так далее. Почти в каждом предложении! Автору совет – вычитывайте свой текст, прежде чем разместить. Сам текст не тронул. Вроде и стихотворение. О нужном. О вечном. О… Даже некоторые мысли. Вроде. Но они на поверхности. Даже задумываться не надо. Но… прочел, закрыл и забыл. Да и Бог с ней, с кошарой. Оценка: 5 балла 6. «В ЛЮБОВНОМ БРЕДУ...» «ЧЕЛОВЕК-ВОЛК ИЩЕТ СПАСЕНИЕ... ЧУДО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗВУЧАНИЯ.» «АНТИСЕМИТИЗМ и АССИМИЛЯТОРСТВО.» Бельферман Моисей Впервые столкнулся с текстами Моисея Бельфермана, позиционируемыми как «стихотворения в прозе». Попробуем разобраться без спешки, без суеты, думая и, конечно, чувствуя. Для меня стихотворения в прозе – это, прежде всего, своеобразный словесный пускатель для различных ощущений и чувств. Прежде всего… А потом и мыслей, которые жили где-то там вразнобой, отдельно, особо не беспокоя и не теребя, под зонтиком или плащом, страдая от одиночества и невысказанности или недосказанности. И вдруг! Их стали созывать. И, мало того, расставлять на строго определенные места, выверенные, определенные по закону гармонии, красоты и смысла. Хотелось, чтобы так было. Моисей меня простит за отступление. Эх, Моисей. «В любовном бреду», «Человек-волк…» - не стихотворение в прозе. Соединение в одном тексте прозы и поэзии – это не значит, что получится стихотворение в прозе. Мне понравилось, как написано. Но… это другая номинация. Нужно поискать место своему произведению в миниатюрах, в эссе, в очерках. Больше в очерках. Поэтому – без оценки. Что такое «Антисемитизм и ассимиляторство»? Это – возглас. Крик. Больше - эмоциональный, больше - размытый по смыслу. Но, как ни странно, именно этот текст склонен я отнести к «прозаической поэзии». По крайней мере, подход к написанию его тот, который должен быть. 7. «Напутствие другу» Валерия Рискну полностью показать текст Валерии здесь. Только немного по другому. Не так, как он размещен на портале. Иногда и форма играет роль, большую роль. Свою роль. Восприятие зависит от многих факторов. И если мы хотим, чтобы читатель воспринял ваш текст так, как того хотите вы, думайте и о форме. Вспоминайте Маяковского, Рождественского, Паустовского. Мозаика из слов смотрится лучше, чем нагромождение из ТЕХ ЖЕ слов. Пример? Думаю, что да. Что для нас годы, если между нами пролегли тысячелетия. Что для нас культура, когда у нас разные корни. И если пересечь море, то можно дотянуться до сути... Если ты далеко, то я всегда рядом. И куда бы ты ни шёл, ты всегда придёшь ко мне. И не потому, что земля круглая, а потому что мы рождены друг для друга. И понятия космоса владеют нашими умами. Когда будешь идти ко мне, ты не думай о будущем... А загляни в прошлое и спроси у себя ребёнка: «Что ты ищешь в этом мире?» И если чувство ребёнка и мужчины совпали – твоя дорога идёт от сердца, Твой путь долог и труден. У тебя много друзей и есть враги... Но если ты идёшь ко мне - моя любовь ведёт тебя через бури и невзгоды. И ты преодолеешь все ненастья, ПОТОМУ что ты идёшь ко мне... И что мы видим? Верлибр. Чистой воды. Но я поставлю оценку здесь. Хорошая мысль, задумка, ритм, узор. Это удача. Оценка 8 баллов. 8. «Я люблю тебя» Павел Чердынцев Да, это поток чувства. Да, это выброс счастья и боли, яростной дикой испепеляющей памяти. Это почти жизнь. Почти… Кульминация всегда происходит внутри. Взрыв. Предел. Разрушение. Полет. Истерика. Сумасшествие. А вокруг… вокруг вряд ли что меняется. Понимаю, Павел, что править написанное в 18-ть кажется кощунственным. Но если Вы размещаете текст уже для всех – придется. Вы должны это понять. Поэтому нужно, прежде всего, избавиться от излишней эмоциональности, от заливающих всплесков. Придется освободиться от штампов. «…не с кем наполнить чарующими звуками любви» «уже ночь – тихая и таинственная» «Что губы ее самые сладкие...» Понимаю, что восемнадцать. Понимаю, что можно оставить, стилизовавшись под восемнадцать. Сам так делал, когда нужно было. Но это не чистая проза. Это поэзия в прозе. Матрешка. Сначала поэзия в прозе, потом проза в поэзии. И так до бесконечности. Мне кажется, что при этом уже не имеет значения, кто это пишет, кто говорит. Мальчик или старик. Здесь – или есть, или нет. Или получилось, или… Отличное начало! Сразу – настроение. Сразу – образ. «В этот вечер я опять не могу уснуть: печаль рядом. Время от времени, растворяясь в сигаретном дыму, она отпускает меня, но потом вновь притягивает к себе и держит так...» А дальше… «И очередная сигарета подносится в дрожащих (отчего бы это?) пальцах к губам.» (отчего бы это?) – лишнее. Чувствуете? Вы играете с собой в прятки? Вряд ли. Тогда с читателем? Так он читает это еще пока что БЕЗ вашей эмоциональности, без вашего стресса. Читателя еще ТУДА завести надо! Он только вначале пути. Попробуйте перечитать себя. Маленькие трещинки в ритме, в смысле – увидите, почувствуете. Там, где остановитесь хоть на миг, думайте. Там что-то не так. Оценка: 7 баллов 9. «Первый подвиг Геракла» Семен Венцимеров Не понимаю, Семен, почему Ваше стихотворение размещено в этой номинации? Без оценки. 10. «Конец праздника» Snork А у Snork обратное замеченному у некоторых авторов действу: кажется специальное усложнение текста. Нет, усложнение – это не плохо! Простота – хуже воровства. Но… если оно не искусственное. А здесь оно именно таковым и кажется. «Воспоминания о свежей посуде и вине внутри бутылок, а не вен, мячиком прошедшего детства закатились под кровать» «На полу война дисков и бокалов, плененных спящими пальцами» «Забыв свои имена, пиджак и пачку, придумав причину попасть домой прежде чем захочется остаться навсегда» (Кстати, пачку – чего? Остаться навсегда – где? Вот если бы было – расстаться навсегда! – то все было бы понятно. А так… парим в воздухе недосказанности… искусственно же созданной) И тут же – удачи! «Идем. В очередной раз искать в указателях улиц названия книги, в герои которых нас перекрестил этот полуночный праздник» «Подслушав этой ночью немой разговор взглядов, напишу новый этюд. Что-то о конце праздника, на который я опоздала» Доработать бы! А так… это и есть стихотворение в прозе. И да. Пунктуация! Совсем беда. Оценка: 8 баллов И немного в заключении. Нет явного лидера. Но есть сразу несколько авторов примерно одного уровня. Увеличилось количество авторов, желающих попробовать себя в «пограничных состояниях» литературы. Субъективный подход к определению «принадлежания» текста указанной номинации ставит дополнительные условия и воздвигает ненужные творчеству препятствия… казалось бы, с одной стороны. С другой стороны правила конкурса говорят о том, что только при выполнении установленных правил и соблюдении оговоренных рамок возможно говорить хоть о каких-нибудь более-менее прозрачных результатах. Авторам бы хотелось пожелать подходить к номинациям, которые недавно мы окрестили «пограничными» - «Стихотворение в прозе» и «Верлибр» - не как к ЗАПАСНЫМ со стороны прозы и поэзии. Победить в них смогут авторы, которые почувствовали тонкую грань, и через которую не переступили. По крайней мере, приложили определенные усилия к этому. И хорошо, что эти номинации есть! Поэты имеют возможность снизойти к прозе, особо не изменяя себе и жанру. А авторы-прозаики при желании полетать, принимают наркотик поэзии и… Далеко не улетят! Только в «пограничную область». За новыми интонациями и тонкостями. Шучу. Трудно определить именно лидера. Но это, в любом случае, придется сделать. По моему мнению: 1 место - Струна «Ты устал…» - 8 баллов 2 место – Snork «Конец праздника» - 8 баллов 3 место – Golos Kaspiya «Оазис на асфальте» - 8 баллов Есть еще - Валерия «Напутствие другу» - 8 баллов. Не знаю, как отнесется к этому руководство портала, но хочу рассмотреть этот замечательный текст в обзоре «Верлибр» и учесть его в распределении мест именно в его родной номинации. Благо, что обзор этот также поручено составить мне. Думаю, что так будет справедливо. Всем удачи и успехов в творчестве! |