Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.

Просмотр произведения в рамках конкурса(проекта):

Конкурс/проект

Все произведения

Произведение
Жанр: Литературно-критические статьи и обзорыАвтор: Илья Славицкий (Oldboy)
Объем: 7642 [ символов ]
Ответ Руслану Норову.
"Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты".
 
Александр Сергеевич Пушкин. "Моцарт и Сальери”
 
Руслан,
 
Ваша статья – это самый лучший мой Новогодний подарок этого года.
 
Вы дали мне гораздо больше, чем я мог представить в самых диких фантазиях. Приятие, признание, восхищение, уважение... Пусть и с изрядной долей критики.
Когда я прочитал Вашу статью, я просто потерял дыхание. Даже не знаю, с чего начать...
 
Начну так:
 
Я, Илья Амадей Сальери, известный под ником Олдбой, обладатель справки о склонности к розыгрышам и прочих удостоверений о неполном соответствии, честно и откровенно признаюсь – ГРЕШЕН. Грешен во всем, что увидел Руслан, и еще много в чем, чего он не увидел, или не сказал. Но – не виноват, ибо, видит Б-г,
всю жизнь старался соединить несоединимое – эмоциональный порыв, экспрессию, мгновение – и логику, смысл, завершенность.
 
Если Вы помните (скорее, читали об), был такой период в 60-70-е годы «борьбы» физиков и лириков прекрасно обозначенное Борисом Слуцким:
 
ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
 
Что-то физики в почете.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчете,
дело в мировом законе.
Значит, что-то не раскрыли
мы, что следовало нам бы!
Значит, слабенькие крылья -
наши сладенькие ямбы,
и в пегасовом полете
не взлетают наши кони...
То-то физики в почете,
то-то лирики в загоне.
Это самоочевидно.
Спорить просто бесполезно.
Так что даже не обидно,
а скорее интересно
наблюдать, как, словно пена,
опадают наши рифмы
и величие степенно
отступает в логарифмы.
1959
 
Так вот, я, вероятно, дитя той борьбы-любви. Несколько самонадеянно, но близко к истине.
 
Будучи всегда и несомненно физиком, технарем, математиком, программистом в конце концов, для которого Логика – это основа всего, я по необъяснимым для меня самого причинам (о которых я начал задумываться много позже), лет с 10-12 начал пытаться рифмовать. В 9 классе я написал целое сочинение по литературе на заданную тему «Воспоминание о лете» в стихах. Я его помню наизусть даже сейчас. Наивное, но логика в нем была железная. И рифмы тоже. Нашей учительнице – пушкинистке по призванию, понравилось.
 
Реально все началось чуть позже, к окончанию школы. Влюбленность во все, ошалелость, страдания по ночам и т.д. и т.п. Ни одно из этих стихов не читалось никем, но это меня мало волновало. Выложенное на бумагу оно читалось мной, и этого было вполне достаточно.
 
Стихотворение, которое Вы разобрали, написано в 1975 году. К этому времени я уже исписал целую тетрадку. За этим стихом последовало еще два, а потом я встретил девушку, ставшую вскоре моей женой. И – как Вы можете прочитать на моей авторской странице – стихи были заброшены лет на 20. Капустники и треп на 8 Марта не в счет. Все это еще раз доказывает принцип – чем больше реальных чувств – тем хуже стихи. А если реальных чувств море – стихи вообще в нем тонут и исчезают.
 
(Кстати, многие из тех стихов лежат на Портале под ником Verter, будет время, я туда еще доложу)
 
Да, к чему это я? Наверное, к тому, что «юноши бледного со взором горящим» писавшего этот стих уже, увы, нет. Простите за «мистификацию», хотя, я этого никогда особенно и не скрывал.
 
Однако... Черт возьми, как Вы правы! Все, что Вы увидели в стихе 30-ти летней давности верно и сегодня.
 
Да, я уже не тот взволнованный Вертер. Я научился многому. Изменились чувства, приоритеты, опыт, философия. Многое. Но так же как и тогда, я пишу стихи – экспромты, практически сразу. Редко, очень редко я трачу дни. Чаще – часы, нередко – минуты. Иначе, обычно, не начинаю (хотя, бывают и серьезные исключения). Так же, как и тогда я считаю (сейчас более осознанно), что Мысль, Идея в стихе – это его суть, а форма и эмоциональное воздействие – только способ эту идею донести. Хотя, нет правил без исключения, и иногда я позволяю себе просто поиграть словами.
 
Поскольку классическая форма мне кажется вполне адекватной для изложения мыслей, чувств и идей – я ей продолжаю пользоваться, надеюсь, не без некоторого умения. Да, я не новатор форм и поэтических стилей, хотя, при желании, довольно легко могу «вжиться» в почти любой из них, что и выливается в многочисленные пародии...
 
Не побоюсь сказать, что вынесенный в начало эпиграф – это вполне возможное изложение моего Кредо, кредо странного кентавра – Физико-Лирической природы.
 
Вернемся, однако, к нашим баранам...
 
Думаю, после всего сказанного, Вы, Руслан, понимаете, что я никак не мог остановиться там, где это видите Вы. Более того. Такой «урезанный» стих я бы раскритиковал, как «недоделанный», чисто эмоциональный, «сырой». Поэтому, как я уже Вам писал, чтение Ваших стихов - для меня не всегда легкая задача. Хотя, и не неразрешимая.
 
Поскольку я пишу стих, когда, осознанно или неосознанно, в голове живет какая-то Идея, в стихе эта Идея и кристаллизуется. В некоторой законченной форме. Без недосказанностей.
 
Не верь, что тишина беззвучна,
Прислушайся – услышишь в тишине
Таинственный призыв, могучий,
Как крик в тайге изюбра по весне.
Иль музыкой далекой и печальной
Вдруг зазвучит незримая струна
 
Прислушайся! Наполнит тишина
Тебя гармонией своею изначальной.
 
В последних строчках – вся Суть, Идея стиха, то ради чего он и был написан. Все предыдущее – это только выведение, обоснование Идеи. Красивое, образное – но только – Предтеча, а не сам Он. Можно, по-моему, выбросить все, кроме двух последних строк, и то останется что-то достойное прочтения.
 
Кстати, обдумывая этот ответ, наткнулся на стих, на полгода более ранний, чем обсуждаемый:
 
...А скрипка пела песню страсти,
И, затаив дыханье, зал
Все новых, новых звуков ждал,
Завороженный чудной властью.
 
Умолкла скрипка, но, в молчаньи,
Зал был недвижим, опьянен,
Еще не мог поверить он,
Что прозвучал аккорд прощальный.
 
Потом овации и крики
Перечеркнули тишину...
А я все слышал песню скрипки –
В душе звучащую струну.
 
И тут (сегодня) я увидел, что те полгода я неосознанно обдумывал этот феномен тишины. И те две строчки – итог этого процесса.
 
А Вы наслаждаетесь образами, и предлагаете выплеснуть дитя, ради которого все это затеяно.
 
Конечно, все эти соображения я сформулировал сегодня, а тогда, 30 лет назад, как, впрочем, и сегодня при создании стихов, я это не формулирую, а чувствую. Или, точнее, НЕ ЧУВСТВУЮ, но следую своему «унутреннему голосу».
 
ЭПИЛОГ.
 
«Нельзя, Илья, нельзя было обрывать это волшебное мгновение сухим воплем утреннего будильника, разрушающего чудеса. Так мне думается. И чувствуется.
Мне думается, что тут, как и во многих ваших стихах, верх взяло не творческое начало, а схоластическое. Мастеровое. Жаль.»
 
Все верно. Почти. С небольшой поправкой:
 
«Верх взяло творческое начало, схоластическое, мастеровое. Какое счастье!»
 
Руслан, Вы, наверное, гораздо больший Моцарт, чем я. Поэтому, наш спор бесконечен. Не сегодня начался, и не нами разрешится.
 
Однако, поскольку я все же не вполне Сальери, я Моцартов не травлю, но уважаю, люблю и читаю с удовольствием, особенно, после рюмки сакэ...
 
С глубокой благодарностью и уважением
И.А.С (Олдбой)
(кстати, все три инициала из моего паспорта)
 
зы
 
И все же, для тех, кто более Моцарт - Редакция 2006 года:
 
Не верь, что тишина беззвучна,
Прислушайся – услышишь в тишине
Таинственный призыв, могучий,
Как крик в тайге изюбра по весне.
Иль музыкой далекой и печальной
Вдруг зазвучит незримая струна.
 
Прислушайся...
 
С Новым Годом, Рождеством, Старым Новым Годом...
 
:)
 
<1/07/06>
Дата публикации: 08.01.2006 06:52
Предыдущее: <b>Три истории про Санта-Клауса</b>Следующее: Корабль дураков (Норовско-Крамеровское к Рождеству). Пародия

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 08.01.2006 ]
   Уважаемый и чтимый мною Мудрый Юноша!
   Дружища Илья очень рад встрече, очень рад твоему оптимизму. Твори, пиши на твоих строфах сердце отдыхает и оттаивает.
   
   Я понимаю Руслана. Но прочитай он столько хрени, сколько я прочитал, то смягчить "зуд на курке пистолета" он прибежал бы именно к тебе, или Солу, или Эдуарду, или Хазару, или Ермаку (Боже я как всегда влип - у нас столько замечательных поэтов и поэтесс, что я уже понял, что обидел всех моих Муз оптом, а мужиков и четверти не перечислил - простите меня все).
   
   Я рец ки оставил только самым способным и адикватным, которые напортачили именно идя путем указанным Русланом. И не ошибся в них Это действительно талантливые и способные ребята, пробежит не так много времени и мы ими гордится будем. И внукам рассказыва: "А знаешь ли внучек поэта ....... , так его первые стихи читал!"
   
   С НОвым Годом Счастья тебе Олдбой!!!!!
 
Илья Славицкий (Oldboy)[ 08.01.2006 ]
   Я внУчкам, когда появятся, накажу с Вашими внучатами дружить. Дедушка у них, мол, провидистый был, пригрел, подогрел, и по миру пустил. В смысле, пропиарил и благо-словил :)))
   
   олдбой - будущий дедушка многих внучек
Синельников Алексей Павлович (Такой-то-Сякой)[ 08.01.2006 ]
   А, чем ты Старый Черт (как на самом деле твой Nик переводится) до сей поры занят был? У Сола хоть отмазка есть - он на съезде был - не до внуков... А ты? Главное ведь в этом деле руководить правильно! Бросай все к чертовой матери и займись внуками!!!!
   
   Твой такося - мухосранский дедушка!
Илана Вайсман (1959-2009)[ 08.01.2006 ]
   Ильюша, замечательная статья у Вас получилась. Очень много созвучных мыслей. У меня иногда не хватает ни сил, ни желания, а иногда просто знаний доказывать или отстаивать ту или иную строчку. Мне говорят, мол, надуманная строка, а я в нее душу положила. Обидно бывает просто до ужаса. Кто виноват, что не поняли? Не знаю. Я, наверное - донести не смогла. А может просто это был не мой читатель?
   Вообщем, спасибо Вам большое. Вы меня успокоили.
   С уважением, Ваша Илана.
 
Андрей Бореев[ 08.01.2006 ]
   Илья, Вы - молодец! Извините за эдакую эмоциональную фамильярность.
   Очень достойный ответ. И интересный. Не зря корону мудрости носите.
   А что касается вашего стихотворения "Не верь, что тишина беззвучна...", то в данном конкретном споре (ну, или мнении), я, так сказать, на вашей стороне, то есть "за" две последние строчки, поскольку без них, на мой взгляд, целостность стихотворения рушится. Да и вообще стихотворение превращается в другое произведение.
   С уважением,
   Андрей
Илья Славицкий (Oldboy)[ 08.01.2006 ]
   Спасибо, Андрей
   
   Не знаю почему (хотя, догадываюсь), но, виртуально беседуя с Русланом, я все время сверял мое мнение с моим представлением о взглядах еще нескольких соРатников, как мне казалось, наиболее близким к моим, и с Вашими в частности.
   
   И я, конечно, рад, что мои представления подтвердились.
   
   А по части идейного спора... Это в точности спор лилипутян и блефускианцев. Помните - с какого конца яйца разбивать. Бесконечен, как мир.
   
   С уважением
   Илья
Илья Славицкий (Oldboy)[ 09.01.2006 ]
   Как-то упустил Иланин отклик...
   
   Дорогая Илана, я очень рад, что случается мне не только дразнить и сердить, но и успокаивать. Вообще-то я внутри - белый и пушистый :)))
   
   Илья
Руслан Норов[ 08.01.2006 ]
   Дружище, что бы там не говорили, а я рад Вашему пониманию. У меня на декстопе лежит папка "Илья Славицкий", и она будет пополняться. Таких папок немного. Из тех, кто публикуется на ЧХА, только одна. Да, мы по разному видим вещи, но мы их, черт побери, видим. А то, что мы идем к одной цели разными путями, говорит только о невероятном количестве этих путей.
   Надеюсь на вашу критику и разносы в наступившем году. С уважением и благодарностью, Руслан Норов.
 
Руслан Норов[ 09.01.2006 ]
   До меня только что дошло... Вот это сравнение с Моцартом и Сальери. Илья, ну неужели и вы решили, что я решил подлить дружеской рукой яда? Черт, если это так, мне по настоящему жаль.
Илья Славицкий (Oldboy)[ 09.01.2006 ]
   Ну вот, Руслан, здрасьте Вам :))
   
   И где это Вы такое у меня откопали? Ведь Сальери-то - это я, а не Вы. А Моцарты (с коими я именно Вас я соизмеряю), Сальеров не травят. Поэтому, Ваше последнее замечание - ошибочно. Хотя, я знаю, что Вы вспомнили - мою шутку в Гостевой. Так это было совсем в другом контексте.
   
   Плюньте и забудьте. Главный яд нашей жизни - алкоголь. Подлейте, пожалуйста капель 400...
   
   олдбой - сакэист - любитель
Руслан Норов[ 09.01.2006 ]
   От души отлегло, честное слово. На днях, кстати, употребил чуть больше 400 капель, сегодня прибываю в приятной прострации по этому поводу :)
   
   Одно хочу добавить ко всему этому водовороту страстей. Собственно, то чего не поняли многие, а значит - я не верно изложил, только и всего. В моей статье не было попытки что-либо доказать. Это был рассказ о том, что я увидел в вашем творчестве, и как я на него реагировал. Я. Отдельный читатель, отдельному поэту. Разумеется, нет более глупого занятия, чем спорить о способе разбивания яиц. Рад, что Вы это поняли.
   
   А теперь я сбегаю из интернета, поскольку завтра на работу, а сегодня меня ждут еще минимум 400 капель. Знаете, Илья, эти чертовы новогодние праздники не способствуют оздоровлению, честное слово.
   
   РН, чивасригалист-полупр­офессионал.­

Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта