Работай, работай, работай. Ты будешь с уродским горбом. За долгой и честной работой. За долгим и честным трудом. Александр Блок "Писательство, как сама жизнь, есть странствие с целью что-то постичь. Оно - метафизическое приключение: способ косвенного познания реальности, позволяющий обрести целостный, а не ограниченный взгляд на Вселенную. Писатель существует между верхним слоем бытия и нижним и ступает на тропу, связывающую их, с тем чтобы в конце концов самому стать этой тропой.". Генри Миллер "Размышления о писательстве" Лет в 12 мне однажды приснился сон. Я находился в совершенно пустой комнате, наполненной мягким неоновым белым светом. В комнате без мебели, без окон и дверей. Нежный свет лился отовсюду, чувствовалась какая-то приятная легкость во всем теле и в мыслях. Присмотревшись, я обратил внимание что в комнате нет ни пола, ни потолка, ни стенок, только мягкий пронзительный свет без конца и без края. Пытаясь потрогать этот свет я протянул руку и заметил, что и тела моего больше нет. Стало как-то по праздничному грустно и... я проснулся. С тех пор, мне почему-то смешно слышать разговоры о скучности жизни, о пустоте и бессюжетности. Хочется взять этот красивый запылившийся от времени ковер любой жизни, скрутить его в трубку, вытащить на снег, на мороз, разложить и выбить как следует. Излупить выбивалкой так, чтобы от грязи (мыслей) не осталось и следа. Спасение любой личности в работе над собой, в труде над душой своей: "Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!". Скачки творческие не происходят просто так-извне, они постепенно разгораются внутри. Вымысел, сюжетность, эксперимент, импровизация, искренность, краткость по набору слов, но безграничность по набору плывущих образов, это всегда напряженный упорный труд по сотворению себя через слово. Такое простое разноцветное, невесомое, как пушинка, одновременно тяжелое, как могильная плита, слово. Слов миллионы, писателей, поэтов, журналистов, читателей - сотни миллионов. Ну разве это сложно, найти слова которые принадлежат только тебе и никому другому? Потому что за этими словами скрывается только ты сам, за ними скрывается не только твой стиль мышления, но и стиль твоего личного неповторимого опыта жизни. Красиво пишет тот, кто красиво думает. В американских школах писательского мастерства замечательно учат как писать книги. Чем это достигается? Только кропотливым настойчивым трудом через "тернии к звездам", через настойчивый поиск своего личного стиля и голоса. Хороший писатель всегда "стиляга", не всегда снаружи, но всегда внутри. Ну и сила воли у писателя при очень при большом причем! Ни дня без строчки! Ты можешь недоесть, недоспать, недосмотреть телевизор, но ни дня без строчки! Всего по 600-800 стихотворений в год у Бродского, к примеру. Пишите все, что хотите, исследования какие-нибудь, публицистику, заметки, интервью, очерки и т. д., разминайте ваш интеллект и лепите, лепите, лепите фантастическую скульптуру прожитой жизни, "освобождайтесь, очищайтесь от психических перегрузок избыточного воображения" почаще, не страдайте запорами "закрытости" мозга. Самое лучшее море - то, в котором еще не плавал, самая лучшая страна - та , в которой еще никогда не был, самый лучший день - тот, который еще не прожит, самая лучшая работа - та, которая еще не написана. Флобер писал в письме кому-то: "Наконец-то закончил разработку плана к "Госпоже Бовари", теперь дело за малым - написать сам роман". Школы писательского мастерства в Америке мигом найдут применение вашим талантам. И делается это очень просто. На первом этапе начинающий писатель получает очень важный "пинок в зад" от учителя в направлении поисков своего собственного неповторимого стиля через получение домашнего задания на каждый день (всего 30 дней предварительных заданий). Ученик с непрестанно отвисшей челюстью, непонимающий суть и смысл этого задания, огорошенный и обозленный начинает его выполнять. Ой как тяжело дается выполнение этого задания, с каким скрипом (мозгов) идет пробуксовка. Ниже приведен далеко не полный список заданий на лето: 1.- Напишите письмо вашему любимому школьному учителю (или учительнице). Обязательно пошлите это письмо адресату с уведомлением о получении. 2.- Зайдите в ближайший книжный магазин, выберите любую новую понравившуюся книгу, прочитайте и напишите на нее рецензию. Рецензию обязательно пошлите в издательство (можно с копией автору книги), и разместите online в откликах на книгу в или . (для русскоговорящих, лучше всего, ). 3.- Откройте словарь на первой попавшейся странице, выберите любые пять слов и используйте их в предисловии к вашему новому рассказу. Не забудьте написать сам рассказ, в котором вышеназванные слова употребляются не раз и вступают в резонанс с темой всего рассказа. 4.- Вообразите себя советником президента (выбор президента и страны на ваше усмотрение), которому требуется подготовить речь о состоянии внешней и внутренней политики государства на настоящий момент. 5.- Напишите короткий рассказ о том как прошел ваш выпускной вечер в школе. 6.- Вспомните то время, когда вы очень интересовались политикой. Напишите рассказ от имени главного героя - участника прошедших политических событий. 7.- Представьте, что в вашем личном дневнике необходимо ответить на вопрос: "Чего вы больше всего боитесь в вашей жизни и почему?". 8.- Обычно мы очень любим самих себя и считаем себя хорошими людьми, положительными персонажами. Представьте себя отрицательным персонажем. Каким бы вы были и в кого могли бы превратиться? Напишите об этом. 9.- Выберите наиболее удачный отрывок из написанного вами ранее (см. все восемь пунктов сверху), постарайтесь расширить этот отрывок, расписать его во всех подробностях (в цветах, красках, запахах) и превратить в удачный рассказ. 10.- Представьте себя знаменитым и очень популярным во всем мире. Кто вам ближе всего по характеру, по духу из знаменитостей? Напишите рассказ всего об одном дне жизни этого человека от его имени. 11.- Найдите какую-нибудь отдаленную экзотическую точку на карте (чужая страна, город в той стране или маленькая деревушка). Соберите информацию о местных жителях и сделайте эту точку местом действия вашего нового рассказа. 12.- Перечитайте одну из ваших любимых книжек, затем напишите стихотворение от имени вашего любимого действующего персонажа этой книги. 13.- Представьте, что сегодня пятница, 13-е число, 2013-го года. Напишите сценарий для короткометражного фильма ужасов, в котором последовательность странных неожиданных событий в жизни главного героя приводит к трагической развязке. 14.- Напишите сказку или рассказ для детей дошкольного возраста, где все действующие лица - продукты питания. 15.- Главные действующие лица, описание их поведения, их разговорная речь находятся в центре внимания любого литературного произведения. Сделайте наброски трех героев (где они родились, сколько им лет, где они живут, чем занимаются, о чем думают, о чем мечтают, в каких родственных отношениях находятся и т.д. и т.п.). Опишите их основные внешние и внутренние характеристики. 16.- Напишите рассказ в жанре с которым вы никогда до этого не работали, например, журналистская заметка в газету, сказка, фильетон, жалоба, манифест, листовка, научно-фантастический рассказ, письмо к президенту, рецензия на оперный спектакль или новый художественный фильм, интервью с самим собой и т.д. и т.п.. 17.- Отпрактикуйте написание диалогов. Выберите один из ваших любимых рассказов и перескажите его в диалогах главных действующих лиц. 18.- Сделайте список ваших дней рождения. Попытайтесь восстановить по памяти и коротко описать каждый из них. Как и где вы жили, кто приходил в гости и какие подарки приносил. Какие подарки вам нравились и запомнились? И почему? 19.- Зайдите в какой-нибудь маленький дешевый магазинчик, выберите и купите первый попавшийся, но понравившийся вам, необычный предмет. Напишите историю возникновения и путешествия этого предмета. 20.- На дворе лето! Захватите с собой записную книжку и пойдите в ближайший парк, лес, к озеру, к пруду, к морю, в горы. Присмотритесь поближе к живому миру окружающему вас, к насекомым, птицам, мелким зверькам. Напишите рассказ от имени одного из них. 21.- Какие эмоции вы бы хотели вызвать у читателя чтением ваших произведений? Составьте список слов, провоцирующих определенные эмоции, например, радость или печаль. Кратко поясните почему то или иное слово вызывает определенные эмоции. 22.- Кто-то собирается написать книгу о вашей жизни. Коротко расскажите о том, описание каких важных событий вам хотелось бы включить в эту книжку. 23.- В летние месяцы многие люди уходят в отпуск и отправляются на отдых в тропические страны и "райские места". Опишите куда хотели бы вы направиться и почему именно это место является для вас "райским". 24.- Опишите самый страшный период в вашей жизни. Проанализируйте что случилось, почему так произошло и почему этого могло и не случиться. Какое влияние это событие оказало на вашу дальнейшую жизнь? 25.- Что означает ваше имя и каково его происхождение? Соответствует ли ваше имя вашей личности? Если было бы возможно поменять ваше имя, какое новое имя для себя вы бы выбрали и почему? 26.- Окунитесь в воспоминания детства. Лето какого года вашей жизни запомнилось вам больше всего? Опишите это время со всеми мельчайшими деталями и подробностями. 27.- Из тех литературных произведений, которые вы написали за последний месяц, выберите подходящее для перевода его в пьесу. 28.- Перечитайте любимую книгу вашего детства. В своем дневнике напишите краткую сравнительную заметку о воздействии этой книги на вас в детстве и в настоящий момент. Оставляет ли эта книга такое же приятное впечатление как в детские годы? Если "да", то почему? Если "нет", то почему? 29.- Соберите информацию от родителей, близких и дальних родственников о ваших прадедушках и прабабушках. Постарайтесь разыскать их фотографии, письма и другие семейные документы. Напишите краткую заметку о их жизни и деятельности с упором на важные исторические моменты того времени. Постарайтесь опубликовать эту заметку в местной газете или журнале. 30.- Зайдите на интернет, на страничку , выберите понравившуюся вам статью или заметку, в конце заметки кликните по кнопочке "Обсудить" и кратко, доступно, легко и просто изложите ваше собственное мнение. Делайте так почаще и по разным литературным направлениям. Если после 30 дней напряженного и кропотливого труда у вас накопилось всего несколько ваших собственных строчек и большинство вышеуказанных заданий не было доведено до конца, настоятельно рекомендуется подойти к зеркалу, посмотреть себе в глаза и постараться предельно честно ответить на конкретный вопрос: "А писатель ли я?". Радуйтесь, если вы получите отрицательный ответ. Значит вы - читатель! Если после 30 дней напряженного и кропотливого труда вы умудрились уложиться в срок и выполнили все вышеуказанные задания, вас можно поздравить и с улыбкой похлопать по плечу. Радуйтесь, вам повезло, - вы начинающий писатель!!! Успехов! P.S.: Некоторые рекомендации к внеклассному чтению: - Константин Паустовский "Искусство видеть мир" - Генри Миллер "Размышления о писательстве" - Виктор Ерофеев ""Новый роман" и физиология писательства" 2003 |