Чем отличаются работы настоящего серьёзного поэта от праздных упражнений в словотворчестве любого другого смертного с посредственным или высоким, или даже виртуозным уровнем владения словом? Пожалуй, – тем же, чем отличается любое другое оригинальное творение души, ума и рук человеческих от, пусть даже мАстерской, но всё-таки подделки под него. Сколько известно миру копий, подделок и «вариаций на тему» знаменитой Джоконды великого Леонардо? – Несть числа. А Джоконда, всё-таки, – одна. И какой бы виртуоз кисти не взялся бы переплюнуть великого старца, углядев в оригинале небрежно положенные мазки, композиционное смещение и прочая, и прочая, – его затея априори обречена на провал. И вновь рождённая Мона Лиза, пусть даже безупречно выполненная, всё равно будет вторична по отношению к известному шедевру, а, значит, будет эрзацем, подделкой. То же самое вполне можно сказать и о музыке. Вспоминается хвалебный отзыв о какой-то голландской диско-группе 80-х годов прошлого века: «Они исполняют песни Биттлз более похоже на Биттлз, чем сами Биттлз!». Благожелательный, но недальновидный критик хотел, по-видимому, сделать комплимент молодому коллективу, а оказал медвежью услугу. Чуть повысился спрос на диск этой группы с записью их попурри на битловские песни, после чего о самой группе успешно забыли. Зато в Европе поднялась новая мощная волна битломании и старые диски ливерпульской четвёрки снова заняли верхние позиции во всевозможных топах, чартах и рейтингах. Потому что Биттлз – одни, и тропинку, которую они проложили, вполне можно превратить в современное многополосное шоссе, но в итоге это шоссе всё равно приведёт к тому месту, которое уже занято бессмертным английским квартетом. Впрочем, я отвлёкся. Итак, настоящий поэт отличается от всех прочих прежде всего тем, что говорит нечто своё, нечто новое. А если он говорит о вещах вечных, не раз и не два уже обсуждавшихся в прежние времена, то делает это так, как никто до него этого не говорил. С творчеством Марины Генчикмахер я познакомился незадолго до её прихода на наш Портал. Марина участвовала в конкурсе «Бекар-2006» А.Караковского со своим стихотворением «Увертюра окончена…», ставшим призовым. В пять строф она смогла вместить квинтэссенцию творчества – музыканта, поэта ли – неважно: любого Творца, вся жизнь которого балансирует на грани вдохновения и безумия в тревожной, изматывающей нервы среде музыки, слова, образа, весьма немилосердно обходящейся с ранимой душой гения. Но без этой среды он не может существовать: он ею дышит. «…Это счастье твоё. Разве счастье бывает весёлым? Напряжённая острая боль, и взамен – ничего…» Каково же было радостное удивление моё, когда, после снятия анонимности с произведений конкурса «Книга Книг. Взгляд из XXI века», я обнаружил, что призёрами во всех номинациях этого конкурса, включая и самые, на мой взгляд, трудные – «детские» номинации, стали работы моей недавней знакомой – Марины Генчикмахер! Я тут же написал ей, и Марина прислала мне большую подборку своих стихов, с которой я, «протемпературив» дома почти две недели, с удовольствием познакомился. Прежде всего: стихи Марины – умны и в своём большинстве тщательно продуманы. Это, к сожалению, не такое частое явление на нашем Портале. Яркая эмоциональность душевного порыва, вдохновения, «полёта» - называйте как хотите, - порой убеждает авторов в ненужности, а иногда и во вредности дальнейшей работы над «случившимся» текстом («Стихи не пишутся – случаются…» А.Вознесенский). В результате имеем то, что имеем: литературные ресурсы Интернета переполнены вопиюще «сырой» продукцией, над которой если кто и может всплакнуть и повздыхать, то – только сам автор. А ведь «слеза» Читателя требует куда большего труда! И Марине, похоже, хорошо известен этот секрет. Каждое её стихотворение практически безупречно по композиции, имеет ясную и яркую мысль и наполнено острой драматургией, расширяющей диапазон восприятия текста до максимально возможной аудитории. Стихи Марины умны, но не заумны. И если вам близок постулат о том, что «все жанры хороши, кроме скучного», то здесь – явное тому подтверждение. Стихотворения Марины являют собой по-настоящему интересную литературу. Их действительно ИНТЕРЕСНО читать. Стихи Марины образны и метафоричны. Они заставляют не только переживать, но и думать. Взгляд Марины Генчикмахер – это взгляд настоящего художника, умеющего всего несколькими штрихами убедить читателя в верности и точности своего восприятия. Помню, как, прогуливаясь зимой по знакомому с детства двору вместе со своим отцом, художником-акварелистом, я был поражён точностью его замечания: «Снег – абсолютная белизна. На его фоне стволы берёз кажутся жёлтыми, а бельё на верёвках – сиреневым». И только после этого замечания я поразился, как же я сам не замечал этого из года в год! До этого мне всё казалось белым… А теперь каждую зиму, когда выпадает погожий денёк, я обязательно отмечаю про себя: «Снег – белый, стволы берёз – жёлтые, бельё на верёвках – сиреневое. Прав батя!». Так и теперь, познакомившись со стихами Марины, мне трудно будет отвыкнуть от заданных ею образных ассоциаций. От, например, такой, мгновенно выхваченной глазом художника зарисовки: «…растрёпанные пальмы, будто куры на высоченных мечутся насестах…» или от внимательного наблюдения стороннего созерцателя: «…следить за походкой ворон – их поступь, как поступь царицы, на время оставившей трон…» Ну, и наконец, её величество Метафора от гурмана на поэтической «кухне»: «…слова вокруг летят и тают, словно пена, и рифмы на губах легки, как пузырьки…» Стихи Марины полны энергии и скрытого оптимизма. Это стихи сильного человека, который и не думает сдаваться выпадающим на его долю напастям. Стихи человека, знающего себе цену и верящего в свои силы. Не ахматовский «одуванчик у забора», а покруче, позубастее – трава, пробивающая асфальт: «Таков уж вздорный нрав у сорных трав – Через преграды к солнцу пробиваться! Корнями камень, жизнью смерть поправ, Не для оваций и не для новаций.» Но «пробивание к солнцу» - это только самое начало реализации неудержимой тяги вверх, которой наполнены многие стихотворения Марины. «Нас поднимают в воздух не наши крылья. Нас поднимает вера, что мы – взлетим…» И у меня, читателя, тоже нет оснований не верить. Такие – летают! Стихи Марины остроумны и часто – ироничны. Причём, ирония её, и даже, порой, сарказм – это не скоморошество, не балаганное высмеивание всех и вся, а тонкая ирония лирика, направленная в первую очередь на себя, на свои трудности и переживания. Лучше всего подтвердят сказанное, на мой взгляд, опять-таки – примеры. Вот – о нелёгкой доле поэта-лирика: «…поэт был одержим наивной верой, что мир погибнет без его строки.» и «Пронзительный лирик, привычный к туманной среде, К ритмическим вздохам о смутных невнятных полётах, Как язвенник смотрит на сочную плоть анекдота: И впился б зубами, да зубы к несчастью не те!» А вот – о добродетели, глазами нас грешных, в смысле – мужчин: «[О, Добродетель!]… Мы б пошли за ней, Надень она ажурные колготки!» На закрытом форуме Редколлегии Портала все единодушно согласились, что творчество Марины – несомненное «открытие 2007 года» на нашем сайте. К нам пришёл настоящий Поэт. И в подтверждение своих слов, хочу завершить эту статью небольшим стихотворением Марины, которое, на мой взгляд, является обыкновенным шедевром – хотя бы своей «всеохватностью» описываемого. Эти стихи можно отнести и к простому бытовому обустройству, и к нелёгкому процессу ассимиляции иммигрантов, а по большому счёту – и к строительству нового государства, как нового дома. Например – Израиля. Впрочем, что же это я?! – вот они, стихи: Ни золота, ни царских диадем, Ни голосов из ангельского сада... Придётся строить собственный Эдем На собственную скудную зарплату. И мастерить придётся всё подряд: Полы и потолки, крыльцо и стены. Но каждый уголок в нём будет свят, И каждая стена – благословена. В земном эдеме очень трудно жить: Звезда с небес не упадёт в ладони. Но другу можно яблок предложить,- И никого за это не изгонят... Браво, Марина! |