Имануил Глейзер написал замечательное стихотворение. С этим согласны практически все комментаторы и рецензенты, откликнувшиеся на это произведение на самых разных сайтах. Констатацией этого факта в принципе можно было бы и ограничиться. Тем более что сказано уже достаточно много. Но мне хочется порассуждать немного о другом. Просто, чтобы не повторяться. Стихотворение «Время, назад!» не только замечательно, но и примечательно. Во многих смыслах. Обращение к прошлому – извечная и неисчерпаемая поэтическая тема. Она присутствует в сознании человека и поэта всегда и постоянно. Тем более тянет вернуться к истокам, когда уже просматривается – пусть и в отдаленной перспективе – устье жизненного потока. И вот Имануил Глейзер совершает это поэтическое путешествие бесстрашно и откровенно. А на этом пути раскованному и раскрепощенному от любых условностей сознанию ничто не должно мешать. Оно в своем восхождении против течения времени не должно цепляться ни за какие коряги и отмели. Потому-то в этом стихотворении отказ от знаков препинания и привычного членения текста, не просто формальный прием, а глубоко поэтическое, а, значит, полностью оправданное (если не единственно возможное) выражение того, что нам хочет поведать поэт. Нет, конечно, не поведать, а выплеснуть, выразить на грани полной искренности и исповедальности. И тогда уже неважно кто или что такое либертина. И нет необходимости пускаться в исторические изыскания. Все происходит здесь и сейчас. То есть опять же – всегда. Толчок к написанию стихотворению, как признается сам автор, был достаточно произволен. И замысла или умысла в начале не было и в помине. Но оказывается, что память и поэзия – почти что синонимы. И получилось. Получилась – эта пронзительная нота и щемящая красота. В воспоминаниях – детство, юность, яркие моменты прошедшего – это всегда в большей степени состояние, чем процесс. Память самовольно и произвольно выхватывает из прошлого самые разнообразные элементы житейской мозаики, но по какому-то непостижимому закону они, несмотря на кажущуюся случайность, неизбежно складываются в цельную картину. И не так уж важно, что хронологически было раньше, а что позже. У памяти своя логика и свое течение времени. Каждый фрагмент стихотворения уникален и вместе с тем универсален. Как магическое увеличительное стекло он любую мелочь превращает в выразительное и величественное обобщение. При таком подходе отпадает (опадает) нудная необходимость скрупулезного построчного разбора, поиска возможных мелких заусениц и мнимых неточностей, ибо, как мне кажется, это стихотворение нужно воспринимать во всем его смысловом единстве и словесной совокупности. И вот что еще интересно в этом стихотворении. Коренные петербуржцы с радостным умилением узнают знакомые приметы городского пейзажа и вечного времени. Те, кто в городе неоднократно бывал и хорошо осведомлены о местных реалиях, тоже попадают в плен подзабытых соответствий. Но даже те, кто в силу возраста или других причин из личного опыта знает очень мало, все равно (я в этом совершенно уверен) воспримут описанное совершенно адекватно. Может быть, один из главных мотивов стихотворения – возвращение из худо-бедно состоявшегося настоящего в ситуацию экзистенционального выбора. Это сейчас эмиграция явление уже то ли желанное, то ли слегка сомнительное, но в любом случае привычное. В том прошлом – это был вопрос жизни и смерти. Человеческой души. Может ли она выжить здесь, и не погибнет ли там? Оказалось, что ответ утвердителен. В обоих случаях. А приплясывающий, себе на уме хорей стиха небрежно рассеивает излишнюю экзальтацию выражения и трагичность темы, и отбрасывает на происшедшее и происходящее легкий отсвет самоиронии и иррационального оптимизма. Совершив вместе с поэтом этот экскурс к истокам времени в нашу коллективную память, мы, как читатели, и до слез растрогаемся, и многое для себя воссоздадим, и обогатимся индивидуальным восприятием автора, и тем самым обретем некую дополнительную опору для достойного продолжения нынешнего бытия. С поэтом это произошло еще раньше. При создании самого произведения. И он сумел щедро поделиться с нами безмерной подлинностью своих чувств. Что может быть выше? |