25-января 2006-го Владимиру Высоцкому исполнилось бы 68 – не так много для обычного человека, но разве до этого возраста мог дожить поэт – «нерв» и правда Эпохи Безвременья, постоянно борящийся, страдающий от беспомощности и несвободы - «рамок» тогдашней Системы, ставшей убийцей не одной творческой личности... Почему же, столько лет спустя, стихи и песни поэта, вопреки прогнозам «моралистов» не только живы, но и с каждым годом получают все большее и большее распространение – изучаются в средних школах, издаются большими тиражами, переводятся на все языки мира? Да потому, что Высоцкий – поэт «для всех времен и народов», его песни - это ключик к стрункам души любого из нас, каждый находит в них что-то для себя, что придает силы и помогает выжить. Когда сквозь песни прорывается его хриплый надрывный голос - сердце начинает биться учащеннее - это мы заряжаемся от его песен энергией силы, искренности и жизнелюбия, где нет ни слова фальши или лжи, и его чувства, слова и средства выражения сливаются в единое целое.... Трудно назвать поэта, обладающего подобным даром перевоплощения, умеющего понимать, чувствовать и передавать настрой людей различных профессий, возрастов и социальной принадлежности настолько, чтобы ему невозможно было не поверить... Всем известно, что люди воевавшие считали его боевым товарищем, альпинисты были уверены, что ему приходилось «брать» горные вершины, моряки думали, что он «ходит в море»....В своих песнях и стихах он проживал то, что хотел бы прожить в жизни реальной.... Безумно жаль, что творчество столь талантливого поэта не было своевременно оценено и легализовано тогдашней Системой.... Вспоминаю себя в конце 80-х, студентку факультета журналистики Киевского университета. Это было нелегкое время для нас, представителей киевской русской интеллигенции..... В очередной курсовой работе, посвященной лирике русских поэтов, я решила использовать строки прекрасной поэзии В. Высоцкого. О том, что Высоцкий писал лирику, большая часть преподавателей узнала впервые - им известны были лишь песни в стиле «Городской романс», а, проще выражаясь, «блатные»...В лучшем случае, кое-кто слышал песни на военную тематику. Каково же было всеобщее удивление, когда они услышали утонченную, профессиональную лирику, раскрывающую талант и духовное богатство поэта на фоне его глубоких личных переживаний. К примеру, из цикла стихотворений, посвященных Марине Влади: «.....Мне каждый вечер зажигают свечи, И образ твой окуривает дым. И не хочу я знать, что время лечит, Что все проходит вместе с ним». Это лишь несколько строк из стихотворения, написанного поэтом на едином дыхании, на почте, в ожидании «связи» с Мариной из Парижа. Или романтичнеское, созданное во время разлуки и печали: «Что мне была вся мудрость скучных книг, Когда к следам ее губами мог припасть я. Что с нами было, королева грез моих? Что с нами стало, мое призрачное счастье?...» А «Белый вальс»? Казалось бы, совсем не характерная для Высоцкого тема. И тем не менее... «Ты внешне спокоен средь шумного бала, Но тень за тобою тебя выдавала – Моталась, ломалась, дрожала она В зыбком свете свечей. И бережно держа, и бешено кружа, Ты мог бы пронести ее по лезвию ножа, Не стой же ты, руки сложа, Сам не свой и ничей.» В лирике поэта нет ни «завитков», ни стремления к «красивости» и плакатности, которыми часто грешила авангардная поэзия того времени. Своеобразна и его манера признания в любви - нетипична своей обескураживающей искренностью – что придает стихам дополнительную ценность: «.....приду и вброд и вплавь К тебе – хоть обезглавь!- С цепями на ногах и с гирями по пуду. Ты только, по ошибке не заставь, Чтоб после «я люблю», добавил я «и буду». Есть горечь в этом «буду», как ни странно Подделанная подпись, червоточина И лаз для отступленья, про запас, Бесцветный яд на самом дне стакана, И, словно настоящему пощечина, - Сомненье в том, что я люблю сейчас..». Популярная французская актриса Марина Влади была не только женой и другом, но также и Музой поэта. Несмотря на частую физическую отдаленность и периодически вспыхивающие между ними конфликты (что характерно для большинства творческих натур), они всегда оставались духовно близкими людьми: «Маринка, слушай, милая Маринка, Кровиночка моя и половинка,- Ведь если разорвать, то - рупь за сто – Вторая будет совершать не то!» Это была именно та женщина, которая была нужна ему по жизни, его Ангел-хранитель... Не было человека, оказывавшего большее влияние на поэта, чем Марина. Благодаря ей он увидел мир, что в те времена было нереально для советского актера да еще с репутацией «политически неблагонадежного». Совместные поездки по разным странам стали для него большой энергетической подпиткой, укреплением веры в свои силы...... Один из друзей Высоцкого вспоминал, как однажды в честь Марины Влади был устроен вечер в Голливуде, на котором она присутствовала вместе с Высоцким. Поначалу публика не обращала на него внимания, но вдруг он запел – и зал затих....Какой же огромной внутренней силой и энергией должен был обладать человек, чтобы люди из другой страны, обладающие иным менталитетом и представлениями о жизни так прониклись его песнями, так напряженно и вдохновенно слушали! По словам этого же друга : «пришла на вечер Марина Влади с мужем, а ушел –Высоцкий с женой». В последние годы стали появляться желающие принизить роль Марины Влади в жизни поэта. Не хочется вдаваться в подробности, но некоторым это было выгодно по их личным причинам. Многие «забыли», как она не раз приходила на помощь, когда он находился «на волосок» от смерти, разыскивала его в тяжелые времена «срывов» и запоев, заставляла лечиться. По ее инициативе в последнее время поэта постоянно сопровождал врач, и, если бы не ее старания – мы бы потеряли Высоцкого ровно на год раньше – 25-го июля 1979... Тогда у него случился сильный сердечный приступ и спас поэта только вовремя сделанный укол в сердечную мышцу.... Именно Марине он и посвятил свое последнее стихотворение, ставшее своеобразным прощальным вздохом, выплеснутым на посланную ей открытку...Оно заканчивается строками: «...мне меньше полувека – сорок с лишним. двенадцать лет я жив, тобой и Господом храним. Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть, чем оправдаться перед Ним...» Комментировать эти строки излишне...В книге, посвященной их совместной жизни «Владимир или прерванный полет» Марина Влади словно ведет диалог с ним, обращаясь к нему, как к живому, на «ты», и перед читателем действительно предстает живой человек со своими достоинствами и недостатками, со своей яркой интересной жизнью, поэт, который мог черпать темы для стихотворений в любых жизненных ситуациях и писать в самых невероятных условиях.. В своих воспоминаниях Марина рассказывала, как однажды позвонила ему из Парижа и поделилась впечатлениями об увиденном фильме про охоту на волков. Поэту этого было достаточно, чтобы «увидеть», прочувствовать и пережить ситуацию....Этой же ночью родилась песня «Охота с вертолетов», написанная от имени волка. Кроме «мурашек» по коже от надрывного темпа песни, сюжета и исполнения, она, как и прочие произведения Высоцкого, не лишена двойного смысла и философской направленности: «....Я живу. Но теперь окружают меня Звери, волчьих не знавшие кличей. Это - псы, отдаленная наша родня, Мы их раньше считали добычей. Улыбаюсь я вольчьей ухмылкой врагу, Обнажаю гнилые осколки. А на татуированном кровью снегу – Тает роспись: мы больше не волки....» С этой песней перекликается и другая «Охота на волков»: «Наши ноги и челюсти быстры, Почему же, вожак, - дай ответ – Мы затравленно мчимся на выстрел, И не пробуем - через запрет?...» В трудное для творческих людей советское время подобные слова были глотком свободы. Высоцкому всегда хотелось и удавалось передать состояние свободы, безумия, отчаянной смелости, темпа. Как считал он сам, именно в нервных, критических состояниях раскрываются люди «...и спутаны и волосы, и мысли на бегу, но ветер дул и расплетал нам кудри, и распрямлял извилины в мозгу». Многообразный талант Высоцкого, скорей всего, еще будет темой изучения не только для литературоведов, но и языковедов. Благодаря своей цепкой памяти, знаниям и постоянной работе со словарями русского языка, поэт умел разговаривать на «языке» любого из своих персонажей, не взирая на то – человеком ли был его персонаж, зверем ли, сказочным героем или даже неодушевленным предметом, в который он «вдыхал» жизнь, и получалось это абсолютно естественно. Если разговор в произведении велся от имени деревенского жителя – могли звучать такие фразы как «тут у меня постены появились» (постенами в старину называли домашних насекомых), «хозяин снова литру сьел», или «сосед маленочка послал», иногда слова специально произносились неправильно для усиления восприятия персонажа: «все сразу повскакали с мест», или «я пока что шутю и шалю» и так далее. Не многим поэтам-мужчинам удается писать стихи и песни от имени женщин -Высоцкому удавалось. Некоторые из которых исполняла сама Марина, а ее едва уловимый акцент только придавал им пикантности: «...мы в высоких живем теремах, Хода нет никому в эти зданья, Одиночество и ожиданье Вместо вас поселилось в домах. Мы вас встретим и пеших, и конных, Утомленных, нецелых –любых Лишь бы не пустота похоронных, Не предчувствие их....» Ну разве это не «крик» женских душ, отправивших на войну своих мужей, сыновей и братьев? А были и просто баллады, так любимые женщинами: «...и душам их дано бродить в цветах, Их голосам всегда сливаться в такт, И вечностью дышать в одно дыханье. И встретиться со вздохом на устах, На хрупких переправах и мостах, На узких пепекрестках мирозданья...» Или романтическая сказка о любви двух кораблей: «....белоснежнотелая, словно лебедь белая В сказочно-классическом плане, И другой, он в тропики Плавал в черном смокинге Лорд, трансатлантический лайнер. Ах, если б ему в голову взбрело, Что в каждый порт уже давно влюбленно Спешит к нему под черное крыло, Пленительная белая мадонна...» Не чувствуется, что Высоцкого нет с нами уже двадцать пять лет. Он по-прежнему актуален в наши дни. К примеру, в одной из телепередач, посвященных печально известной затонувшей подводной лодке «Курск», внезапно на фоне показанных трагических кадров голос диктора заглушил надрывный крик поэта: «..Спасите наши души, Мы бредим от удушья, Спасите наши души, Спешите к нам! Услыште нас на суше, Наш SOS все глуше, глуше, И ужас режет души Напополам....» Вспоминая трагические обстоятельства этой аварии, слово «удушье» звучит неоднозначно.... Все мы смотрели «Иронию судьбы или с легким паром», для большинства из нас эта картина давно стала атрибутом новогодних праздников, но немногие знают, что веселую песенку с припеовм «вагончик тронется, перрон – останется», исполняемую в фильме героиней Барбары Брыльской, написал именно Владимир Высоцкий, на то время опальный и вообще малоизвестный, и называется эта песня «На Тихорецкую состав отправится».. От непризнанности при жизни поэт глубоко страдал. Он знал, что любим народом, его концертов ждали в больших и малых городах тогдашнего СССР, но ему хотелось официального признания, хотелось быть среди поэтов, поступить в Союз писателей... Однако, за его смелость, честность и свободомыслие Высоцкий получил «клеймо» - «недовольный советской властью», которое полностью блокировало возможности его творческого продвижения. К этому прибавилась зависть – к его таланту, ко внутренней свободе, к женитьбе на французской кинозвезде, к частым поездкам в Париж, к их с Мариной совместным путешествиям по миру...Началась «травля» - несколько раз на него пытались «повесить» криминал, заменили его кандидатуру на роль Е. Крестовского в фильме «Земля Санникова», хотя пробы были успешными, вместо Марины Влади, утвержденной на роль в фильме Андрея Тарковского «Зеркало», взяли Маргариту Терехову, а в итоге Высоцкого вообще сделали «невыездным». Если бы не связи Марины Влади, которая была членом французской компартии и имела знакомых в правительственных кругах СССР, при жизни поэту было бы намного труднее... Позднее поэт Е.Евтушенко скажет о Высоцком: «Ты - сын России, с колыбели зажатый в рамки и тиски...» А сам Высоцкий свою тогдашнюю боль выплескивал в строки: «...и мне давали добрые советы, Чуть свысока, похлопав по плечу Мои друзья, известные поэты: Не стоит рифмовать «кричу-торчу»... Беспокойная, стремительная жизнь, немыслимая нагрузка – постоянные репетиции, спектакли, поездки, концерты, ночами – создание стихотворений, постоянные страдания от несправедливости Системы, от собственой непризнанности как поэта и, главное, от невозможности что-то изменить. Конечно, был алкоголь, срывы, наркотики, но это, в основном, спровоцировали творческая несвобода, официальная непризнанность и постоянная клевета, ведь «...поэты ходят пятками по лезвию ножа, и режут в кровь свои босые души» - как сказал он сам. По поводу завистников и клеветников, окружающих многих творческих людей и в наши дни, хочу процитировать письмо Пушкина Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки потому, что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости толпа в восхищении – он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы, он мал и мерзок НЕ ТАК, КАК ВЫ – ИНАЧЕ.». В какой-то момент в сознании поэта возникло ощущение конца и выплеснулось в раздирающую душу песню «Чуть помедленнее, кони»...Вспоминаются слова Хлебникова: «Когда умирают кони – они вздыхают, когда умирают травы – они сохнут, когда умирают светила – они гаснут. Когда умирают люди – поют песни...»Может быть, поэтому песни и стихи последних лет Высоцкого отличаются наибольшей глубиной и поэтическим профессионализмом. С первых дней после смерти поэта и до нашего времени люди круглый год приносят ему на могилу цветы и свои стихи. Помню некоторые строки из них: «...он болью всех болеть устал..», «...пророков нет в отечестве моем, а вот ушла теперь и совесть...»....Помню написанный мною стих, посвященный памяти Высоцкого, когда я внезапно услышала на годовщине смерти поэта похвалы в его адрес из уст людей, которые публично отвергали его при жизни: «Для тех, кого сегодня с нами нет, Звучит похвал восторженных букет И льются слезы боли и стыда, Что не сумели оценить «тогда». Но часто пишут те посмертный стих, Которые вчера топтали их...» Думаю, из всех многочисленных стихотворений, посвященных Высоцкому, можно было бы составить книгу, наглядно демонстрирующую воистину всенародные любовь и признание, которые не купишь ни дорогими рекламами и клипами, ни заигрываниями с публикой, ни попытками угодить зрителю или слушателю. Кроме земного памятника поэту на Ваганьковском кладбище, из-за которого в свое время разгорелось много споров и пересудов, его настоящий Памятник светит нам с небес и он не подвластен времени - это маленькая звездочка, открытая астрономами Крымской обсерватории – новая планета между орбитами Марса и Юпитера с емким названием –ВЛАДВЫСОЦКИЙ. |