Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Вернуться в Приглашение

Интервью

Обыкновенная жизнь обыкновенного человека, или необыкновенная жизнь необыкновенного человека

Место встречи: Гостиная "У Пчёлки Майи"
Отвечал на вопросы: Яков Ерманок (Ермак)
Дата: 19.12.2005


С 12 по 18 декабря в гостиной «У Пчёлки Майи» прошла встреча с Яковом Ерманком (псевдоним – Ермак)
 
Персональный сайт Якова Ерманка:
Страница на портале "Вся королевская рать":
 
Автор о себе:
Нелегкое это дело – писать о себе. Вроде бы, все ясно: родился, учился, женился, работал… А начинаешь писать, вспоминать даты, и встают за ними реальные люди и события, так или иначе тебя с ними связывающие. И получается, что не о себе пишешь, а себя во времени.
 
Наверное, не столько важны мои биографические данные, сколько я сам, как человек, чем-то вас заинтересовавший. Поэтому и рождаются мои истории, начиная с юных лет и заканчивая днями сегодняшними. В них, если захотите, про меня узнаете очень многое. Истории еще пишутся…
 
 
Рассказываю я в них не только про себя, конечно. И события, в этих историях изложенные, можно принимать за истину только в моей интерпретации. Герои их знают свою правду, мне недоступную. Но, так как выслушать их я не в состоянии, придется вам принимать мою точку восприятия. И, через эту точку - создавать мой образ.
 
Всякое бывало в жизни. Хорошее и плохое. Трудное и не очень. Иногда везло так, что, казалось, все - лучше не бывает. Иногда опускались руки и хотелось… Но, не будем об этом. Ведь всегда в трудную минуту мне было на кого опереться и с кого брать пример. На своих родителей, которых уже нет, но которые и сейчас помогают своим примером и незримым присутствием.
 
Жена. С ней связано вот уже почти 29 лет совместной жизни. О ней вы многое узнаете, но не все, конечно. Я благодарен ей за то, что она подарила мне двух детей, что помогала словом и делом в трудные для меня времена, которые у каждого человека бывают. Мои Олег и Света, Дина и Саша, дети и невестка с зятем, их родные и близкие. Брат Михаил, жена его и мои племянники. Дядя Леня и его семья. Если бы не они, если бы не нужно было о них думать, где бы я был сейчас? Друзья, конечно. Просто хорошие люди, которых я немало встречал в жизни. Да и те, кто причинял боль, разве не повлияли они на мою жизнь? Не заставили делать что-то такое, за что бы я никогда не взялся, будь все благополучно? Всех не перечислишь, но именно это и называется - моя биография.
 
Обыкновенная жизнь обыкновенного человека. Или необыкновенная жизнь необыкновенного человека. Ведь каждый человек уникален. И любой, я повторяю, любой из нас, есть не что иное, как уникальное явление природы, достойное внимания и оценки. Поэтому, подобные истории, которые, я надеюсь, вы будете здесь читать, можете написать и вы. И я надеюсь, что так оно и произойдет. Да о чем говорить - уже происходит! Потому что пишут мне дети, когда читают истории школьных лет, девушки и ребята, когда читают истории о любви, женщины, когда я пишу о своих семейных отношениях, мужчины – о своей службе в армии. И это меня радует, значит, я достиг своей цели – пробудить в вас воспоминания о вашей жизни. А это значит – пробудить желание жить. Ведь, в конце концов, в памяти все так плотно прессуется, что, когда ты вспоминаешь то, что было давно, плохое почему-то уходит на задний план, про него не хочется говорить другим, а вот хорошее… И жить становится легче.
 
На сайте будут не только истории. Вы уже, наверное, разобрались. И, хотя называется он громко «персональный», я хочу, чтобы вы чувствовали себя на нем, как дома. Чтобы гостевая страничка воспринималась вами не от слова «гости», а от слова «гостиная», где собираются близкие люди, рассказывают что-то интересное, помогают советом и делом. А так как я еще во всех этих делах плохо разбираюсь, надеюсь на вашу помощь, будь то просто совет, пожелание, критика или несколько добрых слов. Если кто-то знает, как сделать лучше, интереснее для всех, и умеет и желает это сделать – буду только рад вместе работать. Пишите, советуйте, предлагайте.
 
А я не прощаюсь с вами, а желаю того, чего желаю всем и всегда:
 
здоровья и благополучия.
 
Ваш Яков.
 
И, КОНЕЧНО ЖЕ, ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАШЕГО ГОСТЯ:
 
УВЫ, ТЕПЕРЬ УЖЕ ВСЕ ЯСНО
Увы, теперь уже все ясно
И спорить больше нет причины.
Вы - Мона Лиза, Вы - прекрасны,
Но Вы - из плоти, не картина.
 
Глаза в глаза друг друга видеть
Дано не каждому, похоже.
Я не хотел бы Вас обидеть,
Но Вы меня поймите тоже.
 
Сказали мне, что Вы несчастны,
Обидам Вашим нет предела.
Но Вы, поверьте мне, напрасно
Меня ругаете. Задело
 
Не то, что я Вам не по нраву,
Характер скверный. Что ж такого?
Быть может, в чем-то Вы и правы,
Но не имею я другого.
 
И у меня другие взгляды.
Что ж в них копаться так дотошно?
Я сам другой: "Служить бы рады,
Да вот выслуживаться - тошно".
 
 
ОТВЕТ НА ПРИГЛАШЕНИЕ
 
"Мне очень грустно"
Ирина Малкова.
 
******
 
И МНЕ - ТОЖЕ.
 
Мне очень грустно,
Но себя
Поэтом вовсе не считаю,
Так, иногда стихи кропаю,
Душой поэзию любя.
 
Я понимаю,интерес
Ко мне у Вас
Совсем не личный,
И, чтоб печататься публично,
Нужны лишь деньги - как же без?
 
Признание - мечта поэта,
Хотя я вовсе не тщеславен,
Но, если уж мечтать о славе,
То за талант, а не за это.
 
И я не чужд мечтаньям тоже,
Но понимаю даже сам,
Что это только лишь похоже.
Есенин, Бродский, Мандельштам...
 
Но, возвращаясь к теме снова,
Хочу признаться Вам при этом.
Непросто все же стать поэтом,
Когда есть Пушкин и... Малкова.
 
 
БОРЬКА
В маленьком белорусском городке, в котором прошло мое детство, было две школы, дающие среднее образование. Одна находилась недалеко от нашего дома, построена уже после моего рождения и считалась современной, так как была двухэтажной и из кирпича. На ее стадионе я пропадал все свободное время, но учился в другой, деревянной и одноэтажной. В ней учились еще мои родители. Детей, моих погодков, было много и объяснялось это просто. Отцы наши, в большинстве своем захватившие войну, по чистой случайности оставшись в живых, домой после Победы вернулись не сразу. Служили в армии где-то до конца сороковых, ожидая подрастающую смену. А смена, как вы понимаете, была немногочисленной. Но все проходит, как говорил Соломон, отцы наши вернулись и, естественно, рождаемость в начале пятидесятых резко пошла вверх. Так что в товарищах у меня недостатка не было и место в футбольной команде приходилось завоевывать, показывая хорошую игру.
 
Школа моя находилась в центре города, рядом с церковью и прилегающими к ней многочисленными постройками, в которых располагались, и по сей день располагаются, различные советские учреждения. В бывшем в те времена мужском монастыре ночевал, как гласит история, Наполеон. То ли, когда шел на Москву, то ли когда драпал из нее. Вообще, история города ведет свое начало с пятнадцатого века. Не один раз он сжигался, был даже пограничным. А, если считать, что на территории района находилось Друцкое княжество, существовавшее в одно время с Полоцким, Киевским и Московским, то, как вы понимаете, мест интересных для любознательного народа, вроде нас, хватало. Был и подземный ход, ведущий от церкви под рекой к костелу и на кладбище, и захоронения под самой церковью и многое другое, нами исследованное. Но сегодня речь пойдет не об этом, тоже, как мне кажется, интересном времени, а о Борьке Дегтяреве, моем закадычном друге, с которым не один год просидели на любимой задней парте.
 
Так вот, здание школы было деревянным, в каждом классе стояли круглые, выложенные из кирпича печи, обложенные жестью. Зимой их топили дровами и углем. Иногда, когда уж совсем невмоготу становилось учиться, а это случалось почему-то перед контрольными занятиями или другими важными уроками, мы, пользуясь тем, что уголь к нашему приходу полностью еще не сгорал, бросали в печь тряпку. Когда тряпка начинала тлеть, все дружно жаловались на головную боль, нас из класса выгоняли, проветривали, а потом все равно контрольную писали. Зато получившим плохую отметку было на что свернуть. Иногда помогало, но, честно скажу, не часто.
 
С переходом в средние классы, где-то шестой-седьмой, печь стала играть в нашей жизни несколько иную роль. Как известно из математики, круглое плохо вписывается в прямоугольное и за печью, стоявшей в углу, оставалось достаточно места для двоих. Туда и затаскивали на переменках наиболее любопытные мои товарищи наиболее развитых в физическом отношении одноклассниц на предмет определения, что это у них там растет, чего у нас нет. Насколько я помню, визгу было много, но особенно никто не сопротивлялся. А тех, кто сопротивлялся, мы и не таскали (или тискали?). В нашем тогдашнем понимании они от нас ничем и не отличались. Но это так, детские шалости. С кем не бывало?
 
Класс был довольно хулиганистым, вернее сказать - горазд на всякие выдумки. Но Боря среди нас был одним из первых, если не самый первый. И была у него одна страсть - очень уж он любил притаскивать в класс всякие взрывоопасные предметы. А в те годы по окрестным лесам их было предостаточно. В войну мы играли настоящим оружием, правда, стрелять не пробовали. На опушке леса стоял подбитый танк и мы, разделившись на «белых» и «красных», друг друга из него выковыривали. Попадались и снаряды, которые горячие головы взрывали, бросив в костер. Была поляна, заросшая мхом, отогнув который можно было наковырять трубчатый артиллерийский порох. Из него делались взрывпакеты.
 
Боря же обладал невероятным чутьем по обнаружению всей этой гадости и, за неимением свободного времени, притаскивал все в класс. Где и производил свои эксперименты, разбирая, ковыряя и снова собирая свое богатство. Мне кажется, будь у него возможность, он вполне мог бы стать вторым Калашниковым, настолько ловко это у него получалось. Помню, однажды он приволок в класс немецкую мину к миномету, небольшую, с крылышками, а она у него выпала из ранца и покатилась к учительскому столу. Зато полдня мы не учились, пока не приехал кто-то из военкомата. Наказывали его за это страшно, но безрезультатно. И только сейчас, вспоминая все его подвиги, я вдруг понял, что ведь и фамилия-то у него соответствующая – Дегтярев. Раньше как-то не доходило.
 
Вот, собственно, из-за этой страсти Боря и пострадал. Хотя почему только он? Были и другие.
 
Где-то в классе шестом к нам школу пришла работать молодая (это я теперь понимаю) и очень симпатичная учительница русского языка. Если я не ошибаюсь, звали ее Лидия Сергеевна. Доводили ее по причине этой самой молодости и привлекательности старшеклассники до слез, особенно в 8-м «б», где у меня было много друзей. Парень я был спортивный, часто ездил с ними на различные соревнования. Потому и пропадал у старшеклассников. Приходила Лидия Сергеевна после урока в восьмом к нам всегда расстроенная, раздраженная и, в связи с этим – невнимательная.
 
Так было и в тот раз, когда Боря притащил в класс целый карман капсюлей и ковырялся в них перышком. Для тех, кто уже и не помнит, что это такое, объясняю. Писали мы тогда чернилами, на парте у каждого стояла чернильница, в которую мы иногда забрасывали отличницам мух. А процесс написания происходил путем обмакивания специального металлического пера в чернила и, с помощью ручки, почти как Пушкин гусиным пером (отсюда и название), писали. Ручки были деревянные, а уже где-то в классе четвертом появились такие металлические трубочки, в которые эти перышки и вставлялись. Они тоже годились на всякие пакости. Можно было пожевать промокашку, потом плеваться через трубочку в понравившуюся девчонку. Почти как индейцы. А можно было напихать туда пороха, заклепать один конец, приспособить на деревянную подставку, поджечь с помощью серы от спичек и стрелять дробью. И много всякого другого...
 
Боря ковырялся со своими капсюлями, а Лидия Сергеевна, дав нам темы по сочинению, листала задумчиво какой-то журнал. Вспоминала, наверное, свой «любимый» 8 «б». Боря ковырялся, ковырялся и «доковырялся». Капсюль в его руках с шипением взорвался. И облако сизого дыма поднялось над партой. Лидия Сергеевна вздрогнула, подняла голову и воскликнула:
 
-Дегтярев, чем это ты занимаешься?
 
Боря вскочил и, желая, видимо, уменьшить количество дыма, вдохнул его в себя. И стоял так, надув щеки. Но сколько можно не дышать? И он его потихонечку, тонкой струйкой, стал изо рта выпускать.
 
-Дегтярев! - еще раз воскликнула Лидия Сергеевна. – Ты что там, куришь? Немедленно выйди к доске!
 
Боря поплелся к доске, как приговоренный к казни - к виселице.
 
- Доставай все из карманов! - приказала Лидия Сергеевна.
 
Боря начал высыпать свои арсеналы. Чего там только не было. Спички, обрывки проволоки, какие-то деталюшки, винтики-гаечки. В общем, все то, без чего нельзя сделать маленькую атомную бомбу. И с чем – можно. Надо только родиться Борей. И главное, что он высыпал на стол – добрых две пригоршни капсюлей.
 
- Что это ты с собой носишь, Дегтярев? Как тебе не стыдно! – Лидия Сергеевна, видимо, решила выместить на Боре все то, что не удалось в 8 «б». – Немедленно бросай в печь!
 
- Как в печь? – ахнул Борька. – Лидия Сергеевна, не надо!
 
- Бросай, кому я сказала, - Лидия Сергеевна подумала, видимо, что Борьке жалко расставаться со своим богатством.
 
- Лидия Сергеевна, я больше не буду, - почти плакал Борька, понимая, что таких последствий ему могут и не простить. Это тебе не безобидная мина, которую еще надо суметь взорвать. Тут-то точно взорвется.
 
Класс настороженно молчал, глядя, чем это все закончится. Некоторые еще ничего не поняли. Другие, в этих вопросах продвинутые, уже смикитили, что занятий, наверное, сегодня больше не будет. А, если повезет, то и завтра.
 
-Долго я тебя еще буду уговаривать? – чуть ли не в крик сорвалась Лидия Сергеевна. – Или мне директора позвать?
 
То ли упоминание директора подействовало, то ли желание Бори посмотреть, что из всего этого выйдет, но он сгреб все со стола, открыл дверцу и бросил в печь.
 
-Садись на место, Дегтярев, - уже спокойным голосом сказала Лидия Сергеевна, - продолжим урок.
 
Ее бы слова… В классе стояла такая тишина, что слышно было, как муха бьется в оконное стекло. В другое время жить ей оставалось до первого взгляда. Не все чернильницы еще заправлены, мухи были в дефиците. А тут повезло, не до нее. Борька сел рядом, прошептал пару слов, которые я здесь повторять не буду и, зажав уши руками, уткнулся головой в парту. Нас, конечно, еще не учили, как вести себя при ядерном взрыве, но кое-что мы и так знали. Особенно Борька.
 
Лидия Сергеевна встала из-за стола, взяла в руки мел. Видимо, хотела, чтобы мы записали домашнее задание. И тут началось. Вы, конечно, помните, что такое салют, и смотрели в небо, наблюдая за красиво рассыпающимся по нему фейерверком… Нечто похожее произошло и у нас в классе. Только вместо фейерверка на класс обрушилось что-то среднее между извержением вулкана и землетрясением. Вырывающийся из всех щелей горчичного цвета дым пополам с пеплом окутал нашу бедную печку, сделав ее похожей на готовящийся к старту космический корабль. Я и подумал тогда, что она, печка, стартанет сейчас куда-то в неизведанные дали. А время было такое, что космонавтикой бредили, и каждый старт широко освещался в прессе. Вот бы прославились на весь мир! Не взлетела. Только черная стала со всех сторон. Бывает. Видимо, ошибка в Борькиных расчетах получилась. Специально же не готовился. Да и в математике, честно говоря, не очень силен был. Точнее, совсем не был. Я, конечно, мог бы помочь, но кто меня просил? Так вот всегда. Сначала на «авось», а потом ты же и расхлебывай.
 
Бедная Лидия Сергеевна! Она-то находилась ближе всех к эпицентру взрыва. Мало того, что от неожиданности чуть не потеряла сознание, так ее белоснежная блузка и такие красивые, слегка вьющиеся, цвета спелой соломы волосы в один миг превратились в нечто грязно-серое, похожее на ветошь, использованную трактористом или помощником комбайнера. А мы с криками бросились вон из класса.
 
Последствия этой истории были не такими ужасными, как казалось сразу после этого события. Борю на неделю выгнали из школы, чему он нисколько не огорчился. Появилось время пополнить свои запасы. Нас перевели в другой класс, и мы месяц проходили во вторую смену. Провели родительское собрание, после которого многие мои друзья после тщательных домашних обысков лишились некоторой части своих мальчишеских сокровищ. Правда, уже без забрасывания их в печь. Но долго еще, встречая в городе или на стадионе знакомых, нас расспрашивали, что там взорвалось. А Боря после этого получил кличку «Заслонов», по фамилии нашего знаменитого земляка-подпольщика.
 
Лидия Сергеевна, поработав еще немного, из школы ушла и из города уехала. Наверное, вышла замуж или просто уехала куда-нибудь в город побольше. Следы ее потерялись, как и Борьки, да и многих моих одноклассников. Сколько времени-то прошло? А я вот пишу, и стоят они у меня перед глазами. Девчонки с косичками, в черных передничках и коричневых платьицах, мальчишки в школьной, серой форме, с картузами, которые мы так не любили носить. Стриженые «под ноль» или с коротким чубчиком, его нам уже разрешали носить в средних классах. И Лидия Сергеевна в белоснежной блузке, с пышной прической, до нее так хотелось дотронуться, чтобы проверить, настоящие ли волосы. В очках с большими стеклами, которые она носила, как я теперь понимаю, чтобы скрыть свой страх перед нами. И которые так смешно съезжали на ее носик, когда она нам что-то объясняла.
 
Еще одна страничка моей жизни… Такой же, как у многих моих сверстников. И такой же неповторимой.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Здравствуйте, Яков! Очень рада Вашему присутствию в нашей тёплой гостиной, где каждый день мы греемся у камина, пьем чай с медом и блинчиками и беседуем, беседуем, беседуем.... С сегодняшнего дня - неделя Вашего творчества. Ваша неделя, ибо Вы, как я поняла, живете в своем творчестве; в каждом Вашем произведении прослеживается среди других линий линия Судьбы - Вашей Судьбы... Поэтому я не буду начинать нашу беседу с просьбы рассказать о себе...
Расскажите с чего начиналось Ваше творчество? Вы начали писать в зрелом возрасте, а что было до этого? Как Вы ощутили с себе ТАЛАНТ?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Здравствуйте, Пчелка Майя. Коль Вы так себя назвали, буду и я Вас так называть. Тем более, что это мне нравится. Спасибо за приглашение, я с удовольствием отвечу и чаю попью. Что касается Вашего замечания, то Вы правы, я много писал о том, как рос. Вот, вырос, в конце концов. Хотя многие считают меня мальчишкой - сообразно прочитанному. Возможно, они и правы.
 
А о себе я уже рассказал с Вашей помощью. Это было написано 2,5 года назад, как предисловие к сайту. За это время многое изменилось, Интернет приносит не только радость. Но то, что написано, остается в силе. Я всегда рад, когда мне пишут новые авторы. К счастью, присылают достаточно, хотя мне все равно мало.
 
Ну, а теперь на вопросы...
 
Мое творчество начинается с услышанного или увиденного. Напоминает о том, что было, или есть.
А началось не так давно, когда все-таки пришла мысль, что пора овладевать компьютером. И не для того, чтобы писать и размещать, об Интернете я слышал только на словах. Скорее, для общения с детьми, которые были далеко и звонков от них было ждать мучительно долго, не говоря уже о письмах. И я решился, как всегда, мгновенно. Запрягал, правда, долго.
Потом был мучительный процесс освоения клавиатуры, первое письмо, и, наконец, выход в Интернет. Я не знал ничего. Кликал мышкой на какие-то сайты, и случайно набрел на сайт Юрия Коробова. У него была рассылка, где нужно отгадывать бескрылки (это такая составляющая клуба "Что? Где? Когда?") Я попробовал подписаться на рассылку, сочинил несколько бескрылок и через некоторое время обнаружил себя в рядах авторов. Понравилось. Потом понял, что можно и самому рассылку сделать. Это было ужасно трудно, я писал в Инете, в онлайн, так как не знал, как копировать. И, в конце концов, научился и стал выпускать свою собственную рассылку. Теперь это кажется смешным, но я считал, что рассылка - это то, что ты сам написал. Первую свою историю написал за ночь и был очень горд, когда увидел ее в своей рассылке. Эта история называется "Как я покорял Москву". И мне нужно было писать еще и еще, так как рассылка выходила раз в неделю, а вначале даже несколько раз. Истории приходили одна за другой, писал я их не переставая и к приобретению сайта у меня было достаточно материалов и уже три рассылки. А дальше пошло-поехало, я знакомился новыми сайтами, все интереснее и интереснее, появились комментарии и т.д. Но принцип - выпускать свое, а потом еще и то, что присылали авторы и читатели, остался. И я могу сказать, что стараюсь этому принципу не изменять. Пусть, по сравнению с некоторыми сайтами у меня не так много читателей, но зато авторов статей я знаю и они меня знают. Это, скорее, друзья.
А до этого была обыкновенная жизнь, работа, истории об этом тоже частично написаны.
Ощутил ли я в себе талант? Не знаю, есть ли он у меня именно в этой сфере. Я, скорее, старался писать искренне, придумывать не умею. Хотя, конечно, назвать правдой это можно только в моей интерпретации. И считать свои вещи талантливыми могу только с большой долей иронии. Но кому-то они нужны, судя по письмам, и это самая большая радость. А кому-то нет, что тут поделаешь.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Поэтапное развитие (или взросление?) Вашего творчества?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Поэтапное развитие... Кажется, я забежал вперед и уже ответил. А взросление есть, как мне кажется. Раньше я просто писал истории и их выпускал в рассылке. А теперь читаю и многое хочется изменить, иногда выбросить. Так что все впереди.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Жанры и темы... которые Вы любите?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Я люблю юмор, иронию, пародию, фельетон. Собственно говоря, с этого все начиналось. Я вспоминал случаи из жизни, которые были неординарны, смешны и их публиковал. Что-то более серьезное пришло позже.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Кто Вы - поэт или прозаик? Какой дар открыли в себе раньше?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Прежде всего я - человек. Причем, любопытный. Так и записано в названии сайта. Не любознательный (считаю это односторонним понятием), а любопытным. Желающим знать о других и рассказать о себе, заинтересовать. Кое с кем это получается.
А прозаик, поэт, на мой взгляд, это люди, живущие и зарабатывающие именно тем, что пишут и публикуют. Это профессия. У меня же профессия другая, я ей на жизнь зарабатываю. А все остальное - это хобби. Согласен, что моя точка зрения выглядит спорной, но это моя точка зрения, для меня. Допускаю, что я не прав, есть миллионы людей, пишущих талантливо и даже гениально в свободное от основной работы время. И здесь таких хватает. Но все же для меня поэт или прозаик - это Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский и т.д. Они могли позволить себе писать по мере потребности, хотя тоже где-то служили. Я же пишу по мере возможности. Так что не могу сказать, какой дар открыл у себя раньше. Дар общения, скорее всего. А уж каким способом, прозой или поэзией, это уже второстепенный вопрос.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Существует мнение, что поэзия - удел юных, с годами - тяга к прозе... Как у Вас?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Наверное, в настоящий момент - поэзия. Я не стремлюсь придумывать, скорее, мои стихи это отголоски на чье-то творчество или конкретная жизненная реакция. Но за ними всегда кто-то или что-то стоит.
 
Когда-то, на одном сайте, я написал в ответ:
 
Ну да, конечно, я вам не по нраву,
Побитый молью жизненной слегка.
Пусть не Ален Делон я с виду, право.
"Зато душой красив наверняка".
 
В моей душе - простой и безмятежной,
Слова любви копились неземной.
"Я вас любил так искренне, так нежно",
А вы смеялись дружно надо мной.
 
Себя поэтом я считать не вправе
И не добиться мне признанья в срок.
Сижу задумчиво и думаю о славе:
Есенин, Маяковский... Ерманок.
 
Нет, я не Пушкин, Лермонтов, Тычина,
И не хватаю звезды я с небес,
Но ведь для каждого найдется свой Мартынов,
Ну, в крайнем случае, достанется Дантес.
 
Так и живу. :)
 
МИХАИЛ ЛЕЗИНСКИЙ: Дополнительные вопросы Якову Ерманку , он же - Ермак :
 
Вопрос номер один :
А скажите , Яков-са , как вам удалось создать великолепный сайт своего имени ?
 
Вопрос номер два :
А не на вашем ли сайте , расположились , я не побоюсь этого слова , разлюли прекрасные прозаики Марк Азов и Михаил Лезинский ?
Когда ответите на эти два допвопроса , задам ещё , с позволения , естественно , распрекрасной Пчёлки , которая не жалит , а угощает мёдом , Майи .
 
Мышкинд , почти сын юриста .
ЯКОВ ЕРМАНОК: Михаилу Мышкинду.
 
Ответ номер 1. Так ведь не о сайте речь. А то, что имя мое, так это не я придумал. Я тогда о сайтах имел очень поверхностное понятие. Как сказали, так и сделал.
 
Ответ номер 2.
 
Что-то такое припоминаю. Это, наверное, те прозаики, которые пришли не только сами, а привели еще не один десяток своих замечательных друзей-товарищей. Я не люблю льстить, поэтому ограничусь простым и скромным "спасибо". И напомню, что с удовольствием буду ждать новых авторов.
 
Яков Кошкинд, сын полка.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Яков, спасибо! Знаете, так приятно брать интервью, чувствуя автора. А чувствовать писателя можно лишь тогда, когда он искренен, открыт, добр и даже наивен... Да... как ни странно, открытых людей часто называют наивными...Хотя, что тут странного, открытую душу легче ранить...
ЯКОВ ЕРМАНОК: Прочитал как-то у Бенуа: "Выше всего ставлю в своих беседах с читателем искренность".
Нет, наивностью тут не пахнет. Можно считать меня кем угодно, подозревать в неискренности, желании найти свою выгоду, но здесь бизнесом, повторяю, не пахнет. Начинать было трудно, были колебания, нежелание родственников, но первый положительный отзыв сомнения прекратил. Не скажу, что отзывы были все положительные: кто-то высмеивал, кому-то некоторые истории казались надуманными, поначалу это обижало. Но потом я понял, что люди все разные, и негативные отзывы, даже, если они и оскорбительны, все же говорят хотя бы о том, что они не оставили читателя равнодушным. Досада да, осталась, но обид нет. Я не говорю о литературных достоинствах - этому нужно учиться всю жизнь. И говорить об этом - тоже. Но я с уважением отношусь к любому автору, приславшему мне свое произведение, даже, если он не владеет литературным слогом. И, слава Богу, судьба познакомила меня со многими настоящими писателями и поэтами, в том числе с Михаилом Лезинским, Марком Азовым, Александром Бизяком - это мои друзья - если я не преувеличиваю, и многими другими.
Никогда не пишу "бред", "чушь" или что-то подобное, понимая, что это мое личное мнение - есть и другие. Но, если вижу неуважение, с чем-то не согласен, могу написать эпиграмму или пародию. Даже статью или фельетон. Я как-то сказал, что если мой рассказ понравится хотя бы одному читателю, для меня этого достаточно. Конечно, хочется, чтобы их было больше, но... Зато, если меня чувствует читатель (перефразируя Ваши слова), взаимопонимание присутствует в полной мере.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Яков, Вы любите людей... Есть ли Ваши личные категории, на которые Вы подразделяете людей? Вы доверчивый человек?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Да, я доверчив. Стараюсь находить в людях хорошее. Это, скорее всего, от отца идет. Мама его часто ругала, что он делает все для других, ущемляя семью. Но это я теперь понимаю, с возрастом, что в конечном итоге отец был прав. Хотя для многих моя доверчивость ассоциируется с наивностью, как Вы правильно подметили.
Что же касается Вашего утверждения, что я люблю людей, то это относится не ко всем. "Люблю двужильных..., не люблю двуличных...", как говорил, мне казалось, Владимир Высоцкий. Вот из этих строк и можно судить, на какие категории делю людей. Наверное, плохо то, что хочу, чтобы люди соответствовали моим представлениям. К сожалению, это бывает не часто. Часто приходится разочаровываться, это касается как творчества, так и жизненных поступков. Но теперь я понимаю, что люди разные и поступки их разные, для тебя - предательство, а другие живут и делают неприемлемые для тебя вещи, не догадываясь, что поступают плохо. Может быть, для них это хорошо. Нужно понимать, что это их право. К сожалению, я не могу похвастать тем, что делаю так, как пишу. Не всегда прощаю и понимаю. А уж как с ними общаться - зависит от тебя самого.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Искренность жизненная и искренность в творчестве - это о Вас?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Искренность тоже бывает разной. Но я не думаю, что в жизни выгляжу иначе, чем в творчестве или хотя бы в Инете. Не могу писать сам себе положительные рецензии, не удаляю плохие комментарии, не прошу друзей поставить себе высокую оценку и т.д. Не хочу приглаживать себя в глазах других. Хотя оценивать - им.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Кем Вы работаете? Работа и творчество - как это сочетание уживается в Вас?
ЯКОВ ЕРМАНОК: В настоящее время - менеджером. Мы ремонтируем и продаем погрузчики, я лично отвечаю за изготовление и реализацию рукавов высокого давления. Предприятие государственное. А вообще, работал 16 лет на авторемонтном военном заводе, я инженер-механик по образованию. И об этой деятельнсти написана не одна история. С 1992 по1998 занимался своим делом, потом работал с друзьями. В основном - коммерческая деятельность.
А уживается это просто - дает материал для историй.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Ваши герои - реальные люди... Как они относятся к Вашим произведениям?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Иных уж нет, а те - далече... Но это относится к детству, юности, первым годам работы. Что же касается тех, о ком написано в не столь далеком прошлом, то пока отношений не было. Может, кто-то и читал, да знать не дает. Но, думаю, что мало кто знает. И, хотя я в нескольких из них позволил себе малоприятные высказывания, не думаю, что кто-то серьезно обижается. Они и тогда знали мое отношение.
Что же касается рассказов о моей личной жизни, то от жены получил предупреждение, что получу по первое число, если буду все рассказывать. Пока не получил - значит, не все рассказал. Монитора все-таки жалко. :)
 
МАРК АЗОВ:
Духовной жаждою влеком,
Я подружился с Ермаком.
На диком бреге Иртыша
Он не сидел объятый думой.
Была бутылка хороша,
Компашка не была угрюмой.
Сидели мы у Бизяка,
Марк Азов, Михаил Лезинский,
И вдохновляли Ермака
На новый подвиг исполинский.
Пред ним открыли планов ширь
И умолчли, чуть не плача,
Отдать Израилю Сибирь,
А с нею и Сибнефть впридачу.
Чтоб мы сидели на трубе.
Да, это было бы неслабо:
Сибнефть оставить при себе,
Ну а в Сибирь...сослать арабов.
Так убеждали, но никак
Его мы не уговорили...
Быть может, это не Ермак,
А,может, просто мало пили?
ЯКОВ ЕРМАНОК:
Марку Азову.
 
Споить хотели Ермака,
Теперь я понял, в чем тут дело,
Но, кроме вас и Бизяка,
Там кое-кто еще сидело.
И я, не жаждою влеком,
Забыв хозяйские напитки,
Сидел и не был Ермаком -
Хватило ваших слов с избытком.
Зачем Сибирь, зачем Сибнефть,
Зачем туда ссылать арабов,
Когда и так в Сибири есть
То, что Израилю не слабо.
Вот как бы вас уговорить,
И, в крайнем случае, заставить,
Иль за бутылкой убедить
Биробиджан к себе прибавить?
Но, видно, дело только в том -
Йерушалайм всего дороже,
И я, не будь я Ермаком,
К вам в гости приезжаю тоже.
Идея, кстати, хороша
Возникла в голове такая:
Сидеть на бреге Иртыша
В стране с названием Израиль.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Писатель из Армении - Нелли Саакян сказала:
Ночь поэтична.
Прозаики пишут утром.
Когда Вас посещает Муза?
ЯКОВ ЕРМАНОК: При всем моем уважении к Нелли, соглашусь только отчасти. Если принять это изречение полностью, то оно в большей мере относится к маститым прозаикам и поэтам. Кто-то себе план устанавливает - две страницы в день, написать роман к определенной дате. У многих это связано с издательствами, с договорами и т.д. Не знаю, я не могу писать по заказу. И, думаю, что Лев Толстой или Михаил Шолохов вряд ли писали "Войну и мир" и "Тихий Дон" конкретно по заказу. А теперь я часто слышу, что пишут детективы, романы, повести конкретно под кого-то. У меня даже есть знакомые такие. Я понимаю, можно написать статью, рецензию, сценарий или что-то подобное, используя то, что уже существует. Но повесть, тем более - стихотворение? Вот, видимо, Музой здесь не пахнет.
Я очень хотел сострить, говоря про Музу, но только привет передам. У Вас же серьезный вопрос. Я понимаю его как вопрос - когда мне пишется. Чаще всего, когда что-то прочитаю: письмо или чье-то произведение. Или настроение бывает такое, что вдруг хочется что-то написать. Это не зависит от времени суток, бывает и ночью, и днем независимо от того, проза это или стих. Я бы назвал это не Музой, а вдохновением.
Хочу сказать, что меня не мучает отсутствие вдохновения. Пишу и не грызу, образно говоря, ручку, не смотрю задумчиво в потолок, стремясь найти там рифму или подходящее слово. Наверное, это минус, как и отсутствие литературного образования. Но я уже говорил, что это не основная работа. Вы правильно заметили, что в моих произведениях прослеживается линия судьбы. Поэтому практически каждое стихотворение кому-то посвящено и, чтобы понимать нюансы, нужно, по крайней мере, знать меня. Вот, Марк Азов понимает, что я ему ответил. И еще несколько человек, которые к этому причастны. А Иван Иванович Иванов, вполне возможно не поймет. Поэтому я с досадой отношусь к рецензиям и к тому, что обо мне создают мнение по одному или двум произведениям. Человек гораздо глубже и бросаться окончательными выводами по меньшей мере неуважительно. Очень часто мнение меняется.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Были ли в Вашей жизни Учителя (именно с большой буквы!!), которые помогли Вам в жизни, направили в правильное русло, вовремя поддержали?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Конечно, были. И не только с большой буквы. Если говорить о них, то я хорошо помню своих школьных учителей. Наверное, они не старались привить мне какие-то необычные качества, но, несомненно, учили. Были и любимые учителя и те, с кем я спорил, не соглашался, но плохих не было.
Помню, дрались мы все время с Ваней Бабенком. Это было классе в третьем-четвертом, мы с ним на уроке что-то не поделили и Надежда Егоровна, моя первая учительница, поставила нас в разные углы. Ваня, конечно, сразу стал тянуть руку вверх, просить прощение, и Н.Е. его отпустила. А я стоял, думая, что прозвенит звонок, и она и меня отпустит. Не отпустила. Я простоял три урока, а на четвертом в класс вошла школьная библиотекарь, пожилая женщина, и спросила у Н.Е. что я натворил, почему в углу? И Н.Е. ей сказала громко, чтобы все слышали, что вот, набедокурил, а прощения не просит. И библиотекарь меня отчитала, как это так, разве я не знаю, что нужно всегда извиняться, если не прав? Не знаю, было ли это у них договорено или просто так совпало, но мне было очень стыдно, урок этот я на всю жизнь запомнил. Разве это не помощь?
Наверное, помогали книги. Читал в детстве запоем, все подряд: сказки, потом фантастику, детективы. "Родную речь" прочитывал летом, хотя классику не любил. Это пришло позже. Тайком читал то, что читали родители. И тоже учился, читая Фенимора Купера, Майн Рида, Вальтера Скотта, Джека Лондона, французских писателей и английских, и др., и русскую и советскую классику.
Поддержка всегда есть. Я учусь у всех, будь-то хорошие люди или плохие, будь-то хороший учитель или не очень. Главное - не наступать на те же грабли. Правда, не всегда получается и выводы делаешь уже после случившегося. Но это удел всех любопытных, к каковым я и себя отношу.
Каждый помогает по-своему. И я благодарен тем, кто меня понимает, и тем, кто относится с пренебрежением. Значит, что-то я сделал не так - это тоже учит.
Тут главное, как ты сам к этому относишься. И нужно или стоять до конца, или намотать на ус.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Предпочтения в Поэзии, Прозе? Любимые авторы?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Это сложно. Я всеяден. Детство прошло, как у всех, наверное: Пушкин, Некрасов, Лермонтов. Потом появился Есенин. Очень помогал при знакомстве с девушками. Я как прочитаю "Заметался пожар голубой..." - успех обеспечен. :)
И, уже потом появились Ахматова, Мандельштам, Бродский, Евтушенко, Высоцкий и многие другие. Но я не могу сказать, что знаю их досконально, так же, как и зарубежных писателей и особенно поэтов. Читал кое-что, можно сказать.
Теперь приоритеты несколько поменялись. Читаю тех, с кем знаком, а это тоже немало.
Любимые авторы? Да они все любимые. В молодости решил прочитать французов и англичан. Обязательно всё. Взял собрания сочинений Диккенса, Вальтера Скотта, Франсуа, Гюго, Фейхтвангера, у тещи была хорошая библиотека, что-то порядка 10-12 авторов и читал по очереди. Сломался где-то на 10-11-ом томах. А Фейхтвангера прочитал всего - все 13 томов.
Не могу сказать, что кто-то из них любимый, я не люблю перечитывать, хочется знать больше.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Марк Азов, Михаил Лезинский, Вы...
Взаимосвязь?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Мне бы очень хотелось, чтобы они сами рассказали. Как я помню, Михаил Леонидович сделал комментарий к какому-то моему рассказу на сайте "Заграница". И потом прислал несколько своих произведений. Потом прислал произведения своих друзей, а их у него великое множество. Так появились на сайте Марк Азов, Александр Бизяк, члены литобъединений Лезинского и Азова, Марк Котлярский и много-много других писателей и поэтов. Не скажу, что со всеми знаком, но переписываюсь со многими. И, уже благодаря, в первую очередь Лезинскому, появились новые разделы на сайте. Мыслей у него много, единственное, он о них быстро забывает. Так что взаимосвязь одна: в первую очередь юмор. Они скучать не дают, хотя еще раз повторю, буду рад, если появятся новые авторы. Места хватит.
В прошлом году был в Израиле и мы встретились. Об этом тоже написано. Вот Марк Азов как раз сегодня вспомнил. Правда, забыл, что познакомили меня с Анной - женой Лезинского, с Людой - женой Бизяка, и с Еленой Минкиной, с мужем которой не познакомили, зато познакомили с только что вышедшей в Москве ее новой книжкой. Провели очень интересный вечер, о чем и сейчас вспоминаем.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Отношение к литературе в интернете? Прогноз на будущее?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Отношение хорошее. Для меня это общение, в первую очередь, возможность узнать что-то новое, интересное и себя показать. Конечно, сайты бывают разные и много того, что можно и не читать. Но это моя точка зрения, кто-то с удовольствием читает то, что мне неинтересно, кому-то неинтересно то, что я читаю. Здесь есть главное - право выбора. Плохо, что иногда пишут и у меня - ерунда! Ну, для тебя ерунда, не читай, кто заставляет.
Я думаю, за литературой Интернета будущее. Посмотрите, насколько быстро можно получить информацию о любой книге, как много достойных и по настоящему профессиональных литераторов там печатается. Как много всяких конкурсов и надежд для тех, кто себя еще не проявил. За литературой в Инете следят солидные издатели, отбирают лучшее, оно расходится по всему миру. И общение, возможность получить оценку своему произведению. Правда, до объективной критики еще далеко, но разве в бумажном варианте все довольны?
Но я все-таки не берусь говорить, что Интернет заменит издательства. И театр существует, и кино, и печатные книги будут печататься. До полного перехода на электронные диски еще очень далеко, если даже это произойдет, все равно книга останется. И это не дань моде, а сама мода.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Ваш сайт... Сделан со вкусом, чувствуется Душа создателя... Цели, устремления Человека, создающего литературный сайт?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Отвечаю Вам и Михаилу Леонидовичу. Спасибо, что вы так оцениваете мой сайт, но это результат не только моей работы, но и многих тех, кто на нем присутствует. И Лезинский здесь далеко не на последнем месте. Да, мне кажется, душа в нем есть, в отличие от других сайтов, в нем нет оценок, нет споров и конкурсов, на нем располагаются друзья. Практически, было всего несколько случаев, когда я отказал в публикации какого-то произведения.
Что касается того, как он сделан, то я бы поспорил. Мое желание было другим, я увидел в Сети сайт Алекса Экслера, это было моим эталоном. Познакомился с одним вебдизайнером, рассказал ему и показал, что я хочу, и он буквально через день принес мне совершенно не то - какой-то новостной сайт. И, когда я заикнулся, что я не то хочу, заявил, что переделать нельзя. Так я и остался с тем, что он сделал по шаблону. За небольшими изменениями это то, что есть сейчас. И скажу откровенно, вначале отзывы были плачевные, вплоть до неприятия и негативных оценок. Но был материал, я научился его размещать, научился вставлять фотографии, что несколько его оживило и только после того, как Алекс Экслер (а он хороший вебдизайнер, кроме всего прочего) сказал, что сайт нормальный, я несколько успокоился. И понял, что красивые шаблоны, это еще не хороший сайт. Главное все же, что в нем имеется.
Мне повезло, я открыл для себя рассказы Игоря Долгополова, не нашел их в Сети и потихоньку вывешиваю на сайте. Хотя вначале было не как у всех - сайт и рассылка его рекламирующая, а с точностью до наоборот. И теперь знаю, что основные читатели именно по рассказам "Мастера и шедевры". И комментарии и письма идут буквально с каждым новым рассказом.
Я не создавал именно литературный сайт. Вначале хотелось рассказать о себе и о тех, кто мне присылал свои истории. На сайте было всего разделов 8-10. И профессиональных литераторов среди моих друзей-читателей не было.
Это теперь, благодаря Михаилу Лезинскому, Марку Азову и их друзьям на сайте достаточно хороших писателей и поэтов. Мне не хочется себя рекламировать, но я думаю, Илья Майзельс меня простит, если я приглашу авторов портала "Чего хочет автор" в гости. Приходите, я всех жду.
А цели и устремления?.. Я сегодня прочитал Ваш, Пчелка, комментарий к моему рассказу. Вы вспомнили свое детство. Вот, видимо, это и есть моя цель - на собственном примере пробуждать в людях вопоминания о своей жизни, желание жить и творить. И поверьте, они гораздо сильнее моих.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Есть ли у Вас изданные книги?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Нет
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Перечислите Ваши наиболее яркие публикации и достижения в литературе?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Об этом не мне судить. Для меня они все яркие. А достижения? В Сети столько хорошего и качественного, что мои просто теряются. Но я рад, что кому-то некоторые произведения мои реально помогают и помогли. Об этом есть свидетельства и, видимо, это и есть мои достижения.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Умеете ли Вы слышать Бога в себе? Как Вы думаете, талант дается Богом или можно приобрести каким-либо методом?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Я не знаю, что Вы понимаете и принимаете под словом Бог. Для меня это далеко не то понятие, которым пользуются религиозные люди. Что же касается кем дается талант, то по моему мнению он есть у каждого. В разных, конечно, областях. Главное - его применить. Так что, как мне кажется, его приобретать не нужно. Пользоваться - да. А вот кем он дан? Для меня это большой вопрос, как и понятие, откуда человек и все существующее взялось. Версии есть, но они бездоказательны. Иначе был бы Нобелевским лауреатом. :)
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: К чему должен стремиться писатель в своем произведении (мораль произведения)?
ЯКОВ ЕРМАНОК: К пониманию. Хотя Анна Ахматова говорила, что поэт имеет право быть непонятым. Я думаю, это и к прозаикам относится.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Над чем сейчас работаете?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Над ответами. :) А так - не планирую. Я бы мог сказать: некогда, вдохновения нет, муза не приходит, но это неправда. Когда захочется - все придет. А заставлять себя не могу и не хочу. Вот Вы стих написали и у меня (скорее, у Пушкина) появился
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ:
А у Пчелки не бутылка,
А у Пчелки только чай...
И камин вздыхает пылко,
Ты уж, Яков, не серчай...
ЯКОВ ЕРМАНОК:
Что ж ты, милая подружка,
Наливаешь только чай?
Выпьем чаю, где же кружка,
Ну, подружка, наливай!
На вопросы отвечая,
Как тут обойтись без чая?
Тут серчай, иль не серчай,
Раз пришел - давайте чай!
 
ДМИТРИЙ КОМАРОВ: Доброго времени суток всем, всем, всем!
 
Яков,
один маленький вопрос…
 
Критерий (ии) таланта?
Хотя бы субъективно…
 
С уважением,
Дмитрий.
ЯКОВ ЕРМАНОК: Здравствуйте, Дмитрий!
Ничего себе, маленький вопрос. И кто может ответить на него "хотя бы субъективно"? Могу высказать лишь свою точку зрения.
Все люди существа уникальные. Другого такого как я или Вы или кого-то еще не существует. Пусть похожи, но найти двойника, полностью соответствующего, никогда никому не удастся. Всегда кто-то найдет отличия, даже среди близнецов. В чертах, в характере, в успешности - продолжать можно до бесконечности. Вы ведь не сказали - талант в чем? В литературе, искусстве, в игре в футбол или мошенничестве? Критерии здесь разные, но это не более, чем придуманная людьми некая характеристика отличия одного индивидуума от других. Можно блистать талантом среди определенной группы людей и совершенно быть обыкновенным в другой. Как говорят, молодец среди овец... Можно радовать одних и не производить впечатление на других. То есть, критерии таланта - это оценка его со стороны других людей. А так как эта оценка - ни что иное, как мнение личное, если даже не навязанное, то критерии эти ничего не стоят. Об этом, как и многом другом, в мире написано столько, что не перечитаешь. Если принимать за аксиому, что Вселенная бесконечна, то и критерии могут бесконечное число раз меняться. Мы живем в мире, построенном на каких-то критериях, но то, что является добром для одних, в другом обществе, другом времени, других ситуациях, вполне может оказаться злом. То, что принято в одном обществе, не принято в других. То, что талантливо в одно время, обыкновенно или даже пошло в другом. Примеров - множество, начиная с древнего мира и заканчивая нашим. И критерии, они тоже меняются. Они зависят от множества причин.
"Талант - есть способность обрести собственную судьбу" - сказал как-то Томас Манн. И критерии оценки Вашей собственной судьбы зависят от неисчислимого множества других людей. А решать - Вам.
Для меня нет талантов. Есть люди, которыми я восхищаюсь, у которых учусь, которых уважаю. И то - за их определенные качества. И критерии мои могут быть совершенно отличными от других.
Я часто привожу цитаты, но не потому, что хочу казаться умным и образованным. Просто, прочитав их однажды, согласился и запомнил:
"...человек, который считает себя выдающимся, или гениальным, или чрезвычайно талантливым, - он уже заранее обречен на большие неудачи на своем творческом пути. Потому что только критическое отношение к самому себе позволяет человеку развиваться как личности – идти куда-то вперед, и как художнику – искать новые пути, действительно открывать что-то новое в сложнейших современных путях, на которых блуждает искусство сегодняшнего дня, где оно ни было – в России или на Западе".
Михаил Шемякин
ДМИТРИЙ КОМАРОВ: Спасибо Вам, Яков, за мнение. Очень рад, что мы во многом солидарны в отношении к таланту. Скептически солидарны...
На счет краткости вопроса я и впрямь слукавил. Сначала хотел смайликом сдобрить. Но потом... :)
 
УСПЕХОВ ВАМ!
 
С уважением,
Дмитрий.
ЯКОВ ЕРМАНОК: Спасибо, Дмитрий, за теплые слова и пожелания. Мне тоже приятно, что в чем-то мои мысли совпадают с Вашими. Надеюсь, что отвечал искренне.
Я думаю - Вера, Надежда и Любовь - главные критерии таланта - составляющей каждого человека. Я еще раз подкреплю свои мысли цитатой:
 
"Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня нет - я только меди звон и литавр грохот. Если у меня есть дар пророчеств, или мне доступны всякие тайны и всякое знание, или у меня такая вера, что я могу горы передвигать, а любви нет, - я ничто. И если я раздам бедным все, чем владею, и даже тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет - ничто мне не поможет.
Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла. Любовь не радуется злу, она радуется правде. Она все извиняет, всему верит, на все надеется, все переносит.
Любовь никогда не пройдет. Дар пророчеств - исчезнет, дар языков - прекратится, знание - станет ненужным. Ведь наше знание частично и пророчество частично. А когда придет совершенство, все частичное исчезнет. Когда я был ребенком, я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок. Стал взрослым - и все детское отошло. Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу. Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог.
А вот три вещи, которые будут всегда. Это вера, надежда, любовь. Но из них больше всех любовь.
АПОСТОЛ ПАВЕЛ,
из Послания христианам Коринфа
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Яков, какими критериями Вы руководствуетесь, выбирая произведения для своего личного сайта?
ЯКОВ ЕРМАНОК: Выбираю из того, что мне присылают. что я могу выбрать из подаренных книг и представленных ссылок. Критерий один - хорошее отношение к человеку. Не к произведению, а к человеку. Как правило, оно всегда хорошее. А произведение вполне может быть и не в моем вкусе, но оно дорого кому-то или актуально для кого-то. Ну, а потом, если оно меняется (отношение), то и мне не присылают. Я несколько раз отказывал авторам, но это были произведения не по теме. Не опубликую то, что противоречит моим принципам - ненормативную лексику, например, националистические статьи, политика в ее экстремальном проявлении, религиозные споры, оскорбление в чей-то адрес. Для этого есть соответствующие сайты. Но обязательно сообщу - почему не опубликовал. Все остальное имеет место быть, для этого достаточно разделов и могут появиться новые.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Верите ли Вы в волшебство? (особенно перед Новым годом)
ЯКОВ ЕРМАНОК: В волшебство - нет, я уже достаточно отошел от детских сказок. Но в то, что все в жизни происходит не просто случайно - верю. Хорошо, что мы этого не знаем. Но закладываем то, что произойдет. И это случается всегда, не только перед Новым годом.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Ваши пожелания жителям Рати?
ЯКОВ ЕРМАНОК: В первую очередь - здоровья и благополучия. Здоровья и физического и морального. Благополучия и материального и духовного. Исполнения всех желаний, но не по волшебной палочке, не от золотой рыбки, а от своего трудолюбия и настойчивости. Ведь то, что приходит легко, без труда - не оценивается достойно.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Несколько слов напоследок о том, что мы не обсудили...
ЯКОВ ЕРМАНОК: Очень многое. Да это и невозможно. Надеюсь, что только интервью дело не закончится. Продолжение всегда есть.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ:
Чай и мед зимой полезны,
Плюс малина и лимон...
Эти правила железны.
И от Пчелки Вам бидон
Меда майского. Янтарь!!!
На носу уже январь...
Не болейте, здоровейте
И стихом своим согрейте!!!
ЯКОВ ЕРМАНОК:
...перефразируя неписанное ранее ироническое стихотворение:
 
Как хотел бы стать твоим медведем
К меду падким.
И чтоб были мы с тобой соседи
По площадке.
 
Я б пришел к тебе с бидоном,
Очень длинным,
Угощался бы лимоном
И малиной.
 
Майским медом бы наелся
Я янтарным
И стихи бы написал
Элементарно.
 
И стихами твои мысли
Согревая,
Говорю тебе спасибо,
Пчелка Майя.
 
ПЧЁЛКА МАЙЯ: Яков, спасибо Вам за увлекательную беседу, Вашу искренность, доброту и любовь, качества, которыми богата Ваша душа и которыми Вы так щедро делитесь с людьми. Спасибо за поэтический диалог!
 
Благодарю Вас, Яков, за беседу,
Надеюсь, много было "мЭду" -
Так выражался сам Лезинский
(Не подберу я рифму ...инский).
Желаю благ и Вдохновенья
И Музы легкое паренье!
 
 
Всего самого доброго!
Ваша Пчёлка Майя
ЯКОВ ЕРМАНОК: Спасибо, Пчелка!
Мне было по-настоящему интересно.
С уважением.
Яков.

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта