Имея некоторый опыт знакомства с сетевой поэзией (поэтической се (в основном по сайтам stihi.ru, oblako.com, "Вся Королевская Рать", "Романтическая коллекция" и, в меньшей степени, poezia.ru) и не претендуя на истину в последней инстанции, хочу поделиться некоторыми размышлениями по этому поводу. Надеюсь, что они заинтересуют читателей, кого-то заставят задуматься и вызовут полезную дискуссию, которая помогла бы выработать верные ориентиры многочисленным авторам, пробующим свои силы в поэзии. Я не буду называть здесь никаких имен, хотя в памяти их немало: большей частью я считаю их своими добрыми друзьями, хотя ни разу их не видел, меньшая часть считает меня своим врагом... не буду никому отдавать предпочтения. Цель этой статьи - не оценивать чье-либо конкретное творчество (пусть этим занимаются профессиональные критики, если захотят), а - попытаться углядеть основные тенденции "поэтической сетературы" и подтолкнуть читателя к попытке ответа на вопрос: "Что нужно сделать, чтобы в нашей поэзии было больше жизни, а в нашей жизни - больше места для поэзии?" Сначала - О ХОРОШЕМ: 1. Занятия поэзией, по сути предмета, должны быть полезны для нравственного и духовного развития человека, независимо от возраста. Стимулом написания стихов для большинства авторов являются (надеюсь - не ошибаюсь) достаточно сильные чувственные впечатления, душевные переживания и духовные ощущения, которые им хочется выразить в форме, отличной от "презренной прозы". Это особенно важно, когда нравственному воспитанию людей в России практически не уделяется никакого внимания, а средства массовой информации заняты, в основном, раскруткой сомнительных в нравственном отношении, но коммерчески выгодных проектов. 2. Наличие в интернете разнообразных поэтических сайтов создает хорошие предпосылки для оперативной публикации результатов творчества отдельных авторов, возможности быстрого знакомства с ними читателей (независимо от места их проживания), обмена опытом, духовного и творческого роста авторов. Теперь - О ПЛОХОМ: 1. Что является целью авторов при публикации своих стихов в интернете? Обычно вначале - желание узнать мнение окружающих о своих стихах... Затем - получение "одобрения" своего творчества среди окружающих... Затем, как показывает опыт, типы поведения расходятся: часть авторов стремится к "достижению признания" в узкой группе авторов, с которой они активно общаются, и стараются совершенствовать свое творчество, более или менее чутко реагируя на их похвалы и замечания; другая часть, самостоятельно придя к выводу, что они "уже поэты", начинают "убеждать" в этом всех окружающих путем выступлений в "местах общего пользования" и "ожесточенной борьбы с несогласными"; третьи, для которых "узкого признания" недостаточно, а "широкое" в качестве автора кажется недостижимым, "переквалифицируются в управдомы" - становятся "штатными критиками", навязывая свою (обычно - весьма категорическую) точку зрения на поэзию всем окружающим; и, наконец, четвертая часть, удовлетворяется эпизодическим одобрением, (не придавая ему особого значения), с юмором реагирует на особо грубые выпады в свой адрес и уходит в "поиск себя" - своих тем, своего стиля. Оценкой признания служат: - на стихи.ру - "рейтинг", основанный на статистике чтения стихов и рецензий, а также - некоторых манипуляциях с этой статистикой; номинации стихов, победы в конкурсах НЛС (возможно, в последнее время там что-то изменилось, я около года туда не заходил) - на поэзии.ру - балльная оценка, проставляемая другими авторами сайта, лауреатство авторов сайта в сторонних конкурсах также вызывает откровенный энтузиазм части авторов; - на "Королевской рати" - лауреатство на одном из регулярных внутренних конкурсов, - на "Облаке" - в настоящее время формальных критериев признания нет; - на "Романтической коллекции" - "Розочки", отражающие статистику чтения стихов аторами и неизвестными читателями. - на "Самиздате"(с которым я меньше всего знаком) - как и на поэзии.ру - балльная оценка. - "Библиотека Мошкова" - уважаемый литературный интернет-ресурс, сама публикация там (рядом с классиками) - факт некоего признания. Вы спросите: что плохого в "оценке признания"?- Во-первых - в том, что любая "форма признания" имеет свои слабости: - если в основе его лежат "объективные параметры" (например, количество читателей), то, при большом желании, можно применить чисто технические приемы "накрутки" (когда система регистрирует читателей, которых на самом деле нет); - если основа признания - субъективное мнение лица или группы лиц, на них (опять таки, при желании... которое обычно находится) можно повлиять, разными способами (до меня доходили слухи о том, что некоторые поэтессы, ради признания, осваивают древнейшую профессию... не могу ни подтвердить, ни опровергнуть... но, эта "технология успеха" в искусстве давно освоена, как говорится: "Плох тот актер, который не мечтает... спать с режиссером.") -Во-вторых - "жажда признания - сестра тщеславия"; -В-третьих - главная ценность поэзии была озвучена А.С.Пушкиным: "И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал..." Во всех действующих системах оценок "чувства добрые" обычно не принимаются в расчет, и напротив - эти системы оценок зачастую порождают именно "недобрые чувства". 2. О недобрых чувствах... "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." Ап.Павел Поскольку количество "условно признанных" (поиск в yandex обычно дает эти имена в разделе "непризнанные авторы") всегда ограничено,- возникает конкуренция (в том числе - недобросовестная). К счастью, этой конкуренцией охвачены далеко не все... и, возможно даже, меньшая часть авторов, но царящий на сайтах дух определяют "самые резкие запахи". - О том, что происходило на стихи.ру, я писал год назад и, не знаю, изменилось ли там что-нибудь? Некоторые надежды на перемены к лучшему вызывают у меня известия о том, что в редакционной коллегии появились новые люди, обладающие чувством юмора. - О том что происходит на поэзии.ру нетрудно догадаться, заглянув в "Литературный салон": в поисках признания часть авторов объединилась в группы, часть "воюет в одиночку". Методы "борьбы" - незамысловатые: поставить своему высокий балл, а чужому - низкий, не сильно углубляясь в анализ качества стиха. Поэтому "конфликтному автору" там заведомо "ничего не светит"... Можно представить: как чувствовал бы себя А.С.Пушкин (далеко не ангел в личных отношениях) на этом сайте... - "Королевская рать" - сравнительно новый, раскручивающийся сайт и "разного рода конкурсам" там отводится главная роль. Как ни странно, количество конфликтов на тему "места под солнцем" там сравнительно невелико. Одна из причин, насколько я понимаю, в том, что там "много места под солнцем" - одновременно проводится больше двух десятков конкурсов по разным разделам поэзии и прозы, так что почти любой желающий может занять подходящее место, опубликоваться в сборниках и т.п. Периодически возникающие конфликты по поводу "неправильного распределения мест" и личных взаимоотношений гасятся ведущим. - "Облако". Ввиду отсутствия "механизма признания"... вроде бы, не должно быть и борьбы за него... Однако, "свято место пусто не бывает" - там есть априорно привилегированные авторы, на которых не дйствуют общие правила. Недавно там произошел курьезный эпизод: клон одного из таких авторов позволил себе нецензурное высказывание в адрес другого автора, после чего "подвергшийся поруганию" был удален "за нарушение правил поведения". (читай: за то, что воздержался от "адекватного ответа"...) - "Романтическая коллекция". Один из новообразованных сайтов, одной из целей которого заявлено комфортное и бесконфликтное общение авторов, что за счет их подбора и небольшого количества пока удается без особого труда. "Розочки", присваиваемые на короткое время отдельным стихам, являются скорее приятным подарком отдельным авторам, чем знаком их "всенародного признания". 3. О техническом уровне творчества Технический уровень творчества зависит, в основном, от опыта, знания языка и слуха авторов. С учетом того, что часть авторов публикуется на разных сайтах, сравнивать сайты между собой нет особого смысла. Но, авторы отличаются по этому показателю весьма значительно: - начиная с тех, чьи стихи, как правило, вообще не имеют определенного ритма, зато содержат плохо звучащие рифмы и грамматические ошибки... Эти авторы, в ответ на критику частоо заявляют, что у них "такая оригинальная манера письма"... Видя такие комментарии, я, обычно больше на эти страницы не заглядываю: ждать нечего... - заканчивая теми, кто пишет тексты, звучащие волшебной музыкой. 4. О содержательном уровне творчества При облегченном доступе к публикациям в интерненте, по сравнению, например, с публикациям в годы советской власти, падение среднего уровня публикаций неизбежно. Зато, это создает возможности многим людям - попробовать свои силы и, при желании, научиться чему-то новому. К сожалению, многие авторы (включая вашего покорного слугу) болеют (в разной степени запущенности) одними и теми же болезнями, из-за которых найти на сайте действительно хороший стих - настоящая проблема для читателя. Не стоит забывать, что авторы должны думать не только о себе и друг о друге, но и, хоть немного... о читателях. Практически нигде не найти "Золотой коллекции" - собрания стихов, которые администрация или редколлегия ответственно рекомендует читателю. Поэтому, при жизни всех судят по худшим публикациям, а посмертно - по лучшим. "Слава - солнце мертвых..." О каких болезнях идет речь?- а) Авторы не "ведут читателя за собой", а удовлетворяют его "самые низкие потребности", по сути - проституируют на своем творчестве. Например, на стихи.ру (в мою бытность) регулярно появлялись авторы, все творчество которых было посвящено "откровенной порнографии", пользующийся неизменным спросом у читателей... в период полового созревания. Не говорю уже о тех, кто из года в год описывает "волнительные эротические сценки" - в постели, на столе, на лестнице, на сиденьи автомобиля... словом, везде, где им подскажет зацикленное на сексе воображение. б) Авторы редко ищут (или не находят) новых идей, о которых было бы интересно узнать (порой, более осведомленному) читателю. Особенно этим грешит самая популярная "любовная лирика" и "пародии и подражания", которые, даже при умелом исполнении, обычно, несут на себе печать "вторичности". в) Авторы идут по пути "усложнения подачи материала", стараясь как можно запутаннее высказаться о самом простом... Такие стихи представляют собой весьма сложные конструкции, иногда настолько сложные, что кажется, что их смысл непонятен не только читателю, но и самому автору. "И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер." г) Авторы порой... вообще не ставят для себя целью написать что-либо содержательное - заметная часть стихов представляет собой "фонетические игры и жонглирование словами и звуками". д) Авторы крайне редко ставят перед собой (и пытаются решать) серьезные творческие задачи. Это - не удивительно, учитывая, что, для многих, поэзия - только хобби. Удивительно другое: некоторые при этом считают, что к ним должны относиться... "как к классикам" (извините за такое количество "К" - получилось случайно) е) Авторы мало задумываются над этической ценностью стихов. Ау! Где вы, "чувства добрые"?! Особенно ответственный раздел поэзии - "религиозная лирика", где человек напрямую обращается к Богу... и читатель с грустью замечает, что автору не о чем с Ним говорить - ни о любви к ближнему, ни о правдивом раскаянии в грехах, ни о горячей мольбе, поддержанной искренней верой. ВЫВОДЫ 1. Состояние русской поэзии (как и многое другое в России) - довольно запущенное. Никто всерьез не заинтересован в ее развитии, кроме самих авторов, хотя она могла бы сыграть немалую роль в духовном и (затем) материальном росте России. 2. Заявленные (в частности - в НЛС) "задачи нравственного воспитания подрастающего поколения и повышения уровня творчества авторов" - практически не выполняются. 3. Положительный результат заметен лишь в тех авторских группах, которые ориентированы не на "самовыдвижение", а на дружелюбное общение и осмысленное творчество. ПРЕДЛОЖЕНИЯ Проблемы и болезни русской поэтической сетературы - мои и ваши. Попробуем найти лекарства вместе?
|
|