Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Валерий БелолисНоминация: Очерки, эссе

Вокруг Бунина

      ***
   
   №1.
   
   Снег укутал землю своим мягким покрывалом
   и предоставил суетящимся нам самим принять решение -
   хотим ли мы зиму или еще нет.
   И мы выбираем...
   Знаете чем?
   Одеждой...
   Настроением...
   и глазами.
   В них сразу видно, хотим ли мы зиму.
   
   И когда снег растаял
   глаза встречных прохожих
   посветлели...
   
   и зима отступила.
   
   
   ***
   
   Сихотэ-Алинь:
   "Chere princesse..." - машинально написала Наташа, и опустила голову, не зная, что ей писать дальше" (с) Л.Толстой, "Война и мир"
   ...Вот так вот и рождается большая часть графомании, заполняющей ныне просторы рунета, а ранее - интимные дневники "нежных дам-с" и юных интеллектуалов...
   По-моему, не нужно доказывать, что написание любой сколько-нибудь осмысленной, скажем так, записи требует предварительно некоей идеи - чего писать-то? Не кажется ли Вам, уважаемый Валерий, что самим определением Вы нивелируете эту самую идею до перечня невнятных ассоциаций, вроде того, что Вы не поленились изложить в той же преамбуле к нашему разговору? Ну-у, допустим, произнесли мы эти красивые слова - и что? Дальше-то что писать?
   ... На мой взгляд, до фазы чистого листа непременно должна быть некая идея любой вещи, даже письма к знакомому, например. Желательно выношенная, отвергнутая и принятая снова, и уж только потом записанная. А идея рождается и вынашивается где угодно: в метро там, даже иногда, пардон, в туалете... то есть, конечно, в том числе и над пресловутым «чистым листом»... но сидение над листом само по себе ни в коем случае не служит гарантией хоть какого-то результата.
   А для примера могу с чистого листа развить Вашу мысль о наступлении зимы - так, навскидку:
   
   Мы выбрали зиму, мы выбрали холод,
   Мы выбрали мир, что так стар, а не молод,
   И глядя на теплые шкурки прохожих,
   Хотим мы на них быть хоть в чем-то похожи.
   
   Но много тут теплых, слегка неодетых,
   С застывшим в глазах их пока еще летом,
   Они так смотрели на темные тучи,
   Что, осень, почти навсегда улетучась... и т.д.
   
   Как вам такой "шедевр", блин?
   
   
   ***
   
   Ответ Сихотэ-Алинь -->
   
   Давайте и ваш подход обсудим. Вы пишите только шедевры? Тогда, конечно…
   Кстати, я очень ценю слова по этому поводу М. Жванецкого: "ПисАть, как и, пардон, пИсать, нужно тогда, когда уже не можешь"
   И, конечно, я приветствую этот подход к написанию чего-либо. Многие великие, и вы это знаете, писали, как ходили на работу. Это и была их работа! Вы, когда пишите, работаете? Так вот, мне это не подходит.
   Я пишу тогда, когда возникает соответствующее внутреннее состояние, состояние накопления, состояние избытка... по любой теме. Вы почитайте автобиографию И. Бунина, великолепного классика русской словесности... и как он писал свои шедевры. Мне близок его подход. Он никогда не знал точно, о чем он будет писать в этот раз, только общее направление, только канву для развития начальной постановочной мысли. Он писал СВОИМ СОСТОЯНИЕМ, которое готовил к этому. Поэтому у него практически нет сюжетной линии. Да она ему была и не нужна. А какие великие вещи он написал!
   И еще. Вы меня критикуете за "малышку" под номером один? Когда я написал ее, я нисколько не претендовал на шедевр Это - ЗАРИСОВКА СОСТОЯНИЯ... всего лишь. В один, отдельно взятый миг наблюдения за глазами встречных. И все.
   
   
   ***
   
   №2
   
   Сначала было оговорено запретное слово, а потом произошло чудо.
   Но... оговорили же?
   Его величество разум был так силен вначале...
   и он заставил нас надеть черную повязку на глаза...
   еще тогда, когда все внутренние вопросы начинались "а вдруг?"
   еще тогда, когда двигались друг к другу по тонкой ниточке притяжения...
   еще тогда, когда нравилось все медленное...
   
   Это уже потом, когда разум терял силу и начинал действовать исподтишка...
   и так точно иногда бил под дых... поглаживая по голове и приговаривая,
   что он старается для нас, глупых...
   И так точно мог объяснить и поставить все с ног на голову...
   рассудительно загоняя нас ослепленных еще и в клетку обстоятельств.
   
   Конечно, лучше сделать чувство идеально вынесенным из реальной жизни...
   И останется только рафинированно чувствовать...
   понимая, что это только... поцелуй и ничего более..
   понимая, что это только прогулка по ночному городу и ничего более...
   понимая, что это только ночь наслаждения и ничего более...
   понимая, что это только... для себя.
   
   Но почему тогда так хочется содрать с себя эту черную повязку...
   вместе с кожей и накрученным на нее пониманием и...
   кричать...
   долго...
   до хрипоты...
   
   
   ***
   
   №3
   
   Вчера шел по прямой асфальтированной дороге, было темно... потом вдруг ярко брызнула луна...
   и стало красиво, бело... каким-то молочным светом. Даже тени появились.
   Облака были перистые, высокие, подсвеченные сверху луной, и от этого объемные, нереальные...
   Ветра не было. Было тихо и оттого еще более четко и картинно.
   И подумалось: остановиться бы... не двигаться, точно так же, как сейчас замерла природа...
   Может быть и живет все вокруг ради таких вот онемений... и раздумий?
   А когда остановился, оказалось, что все движется...
   И облака, и листочки, и тени...
   Все и дальше будет...
   если только человек не разучится наблюдать и думать.
   
   
   ***
   
   Мне не нравится писать жизнь, особенно прошедшую. Мне нравится вспоминать, перепрыгивая с одного чувства на другое… Видеть крупными мазками. Люблю сочинять с листа, от мысли, от ощущения…используя эти самые чувства. Я их помню, они «зарисованы»…
   И пока ржавая телега импровизации движется – я пишу!
   Потом – стоп. Закрываю.
   Бунин – писатель от мелочей, от черточек, замеченных и отрежиссированных, отрафинированных и поданных читателю под микроскопом. Легко читать, легко жить, легко думать; даже не думать – созерцать! А созерцать – это то, что я любил до двадцати девяти лет,
   а потом хотел любить и делал вид, что любил еще лет пять.
   А сейчас?
   Эволюция! Теперь претензии на прагматизм, на целеустремленность.
   Цель жизни должна быть проста: воспитай ребенка (или построй дом), посади дерево (или вырасти?!), напиши книгу (в завершение...)
   Ну и как это соединить?
   Я же люблю Бунина…

Дата публикации:15.12.2007 14:07