Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Алексей ХазарНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

Итоги конкурса «Признание в любви» в номинации песня.

      ....................­....................­У песен есть счастливая черта,
   ....................­....................­Они добры и, так или иначе
   ....................­....................­Ты слыша их, становишься богаче.
   ....................­....................­В твоих очах - их свет и красота!!!
   
    ....................­....................­........................Максим Геттуев
   
   Вот и подошел к концу конкурс «Признание в любви». Подведены и опубликованы итоги в номинации поэзия, осталось разобраться с песнями, что мы и попробуем сделать в этом обзоре. Итак, на конкурс было представлено 105 песенных текстов. Некоторые авторы представляли два текста в одном файле, в то время как другие – текст каждой песни в отдельном файле. Жюри рассматривало оба варианта, без какой-либо дискриминации. Последние три файла были выложены авторами 13 декабря, т.е. уже после окончания срока определенного положением о конкурсе, и, поэтому не рассматривались жюри. К сожалению, сравнительно мало было звуковых файлов (всего 12 от 9-ти авторов) Поэтому получился скорее не конкурс песни, а конкурс текстов песен, что, впрочем, вполне вписывается в специфику нашего портала.
    Начну, все же, с «настоящих» песен, т.е. произведений представленных звуковыми файлами. Несмотря на их не многочисленность, тут наблюдается заметное разнообразное жанров, стилей и аранжировок. Тут и а капелла «Я пойду за тобой на край света» Н.А.Малининой, и авторская песня под простое гитарное сопровождение, и эстрадные аранжировки (компьютерные или с живыми исполнителями), и исполнение песен Толстого-Американца под изящный аккомпанемент камерного ансамбля.
   К сожалению, не все записи сделаны достаточно качественно, в чем, впрочем, не рискну упрекать авторов, понимая, что не у каждого есть соответствующая возможность. Тем не менее, технически плохая запись очень сильно портит впечатление от песни.
   Из представленных песен хочется особо выделить следующие.
   
   Инна Мень (музыка и исполнение Сергея Воробьева) «Поздней любви листопад». Прекрасный текст, красивая мелодия, хорошо аранжированная в эстрадном стиле, неплохое исполнение.
   
   Еще одна композиция в эстрадном стиле – очень красивая «Колыбельная возлюбленному» (в текстовом варианте «Колыбельная возлюбленной») на стихи Владимира Гочуа – представлена в исполнении группы «Середина неба».
   
   Не менее интересен романс «Очаруй меня! Расколдуй» Евгения Бунина (музыка и исполнение Сергея Ковалева). Здесь, кроме текста и мелодии, обращают на себя внимание богатая оркестровая аранжировка и хороший вокал.
   
   В жанре авторской песни я бы выделил два произведения: «Так хочется забыть» Олега Петухова и «Что сказать тебе…» Наталии Аршанской.
   Однако более всего мне понравились «Лисица» и «Нимфа горной реки» Толстого-Американца.­ Честно говоря, я неравнодушен к самому стилю, в котором сделаны эти произведения – нечто среднее между авторской песней и камерной музыкой. Из «великих» (или, по крайней мере, известных) к этому стилю тяготеет Сергей Никитин. Характерным для него являются использование очень качественных стихотворных текстов и исполнение под аккомпанемент гитары и еще одного – двух классических музыкальных инструментов (чем определяется камерное звучание). Песни Толстого-Американца звучат под благородное и изящное сопровождение камерного ансамбля (две гитары, скрипка и даже - виброфон!).
    Кроме стиля и аранжировки, здесь нельзя не отметить красивую мелодическую основу и великолепное исполнение.
   Некоторые сомнения в жюри вызвало соответствие текста «Лисицы» теме конкурса. Автор использовал сюжет о приручении Лиса из «Маленького принца» де Сент-Экзюпери. Часто его трактуют в широком философском смысле, однако известно, что в отношениях Маленький Принц – Роза и Маленький Принц – Лис Экзюпери изобразил прежде всего свои непростые взаимоотношения с женой (для которой, собственно, в первую очередь и была написана эта книга, хотя посвятил он ее другому человеку).
   На этом, пожалуй, закончим с собственно песнями и перейдем к основному предмету конкурса – песенным текстам. Здесь я тоже ограничусь только лидерами (по средним оценкам жюри), чтобы – не могу удержаться от каламбура - обзор остался обозримым.
   
   Илана Вайсман «Только ты». Название вызывает ложную ассоциацию - «Only you» Элвиса Пресли здесь не при чем.
   
   «Принесёт в золотом подоле
   Осень мыслей цветных лоскуты…
   В небесах и на грешной земле
   Только ты, только ты, только ты» -
   
   Здесь есть все, что характерно для этого автора - и мягкая лирическая интонация, и практически безупречный стиль, и великолепное плавное звучание стиха.
   
   На конкурс было представлено некоторое количество «пограничных» текстов, которые вызвали напряженные споры в жюри по поводу их соответствия теме. В частности, отличные тексты Марка Луцкого, которым одни члены жюри сразу поставили высокие оценки, другие сначала сочли не вполне соответствующими теме.
   
   «Ты для меня, как свет в окне,
   Лучом во тьме сияешь зримо.
   Не думай плохо обо мне,
   Ведь это непереносимо» («Не думай плохо обо мне»)
   
   В первых двух строчках, кажется, звучит признание, но следующие строки определяют главную тему, скорее, как сожаление о не забытой и не прощенной вине лирического героя. Дальнейшее обсуждение привело к «снятию подозрений в неформатности» с произведений Марка Луцкого.
   
   Два текста Марины Мануйловой привлекли наше внимание. Это «Увези меня» и «Романс принца» (романс из спектакля Золушка). Мне, лично, особенно понравился второй:
   
   «С замирающим сердцем, не смея коснуться,
   Я стою перед Вами, возможно, смешон.
   И боюсь, что я сплю, и боюсь я проснуться:
   Вдруг, растаете Вы, словно утренний сон?
   Это сон, это сон, это сон...»
   
   «Триста семьдесят лун» Семена Венцимерова это эмоциональная и несколько грустная песня о давней юношеской любви, которая остается в памяти и в душе на всю жизнь, которая и через много лет вспоминается, не как что-то давно ушедшее, а как живое, важное, волнующее:
   
    «В облаках журавли промелькнули, курлыча...
   Так вовеки им вдаль улетать...
   А у каждого Данте есть своя Беатриче --
   И тебя мне всю жизнь вспоминать.»
   
   «Услышь меня, тихи мои мечты (1-ая песня Весны)» - песенный текст Богдановой Т.В. – тематически перекликается с «Триста семьдесят лун». Это тоже о старой любви, о разлуке, нежно и чуть грустно:
   
   «Милые
   Твои глаза, улыбка и слова.
   Белая –
   Покрылась снежной пылью голова.
   Но звуки голоса всё так же молоды.
   Седые волосы, но сердцем – юный ты.»
   
   Но тут не просто признание в далекое-близкое прошлое, тут еще и призыв, и надежда, и томление:
   
   «Ласково
   Я обниму тебя, мой старый друг.
   Разве ты
   Не хочешь больше стать счастливым вдруг?
   Мои мечты – о них не смею рассказать…
   Не знаешь ты… И это – вечная печать…»
   
   Если во многих произведениях приходится угадывать признания в любви на фоне внутреннего монолога лирического героя, то «Возьми мое сердце» и «Я люблю тебя» (Эльф) - это признания в буквальном (если хотите, классическом) смысле.
   
   "Я люблю тебя молчаливую,
   Говорящую так, как кажется.
   Я люблю тебя несчастливую,
   Если счастье мной не окажется."
   
   Стихотворный текст очень добротный, мне особо импонирует точное соответствие теме и духу конкурса.
   
   Очень эмоционален и красив текст, представленный Аллой Рыженко – «Я жду тебя».
   Пейзаж поздней осени и внутреннее состояние лирической героини, как два зеркала отражают друг друга, создавая ощущение бесконечного напряженного ожидания на грани нервного срыва:
   
   "Дождем свои не разбавляю слезы,
   Лучом заката их не вытираю.
   Я просто жду и плачу безголосо.
   Бредовая, бедовая, блажная… "
   
   Многократным повторением (с вариациями) «Бредовая, бедовая, блажная…» и «я жду тебя» автор значительно усиливает это ощущение.
   Любовь в поэзии (в том числе песенной) – самая банальная тема и, потому опасная. Слишком легко сварганить что-то более-менее прилично рифмованное из стандартных, затасканных штампов (чем и пробавляется массовая песенная культура). И в нашем конкурсе далеко не все участники избежали этой опасности. Однако каждый переживает любовь заново и по-своему и, как нет двух одинаковых людей в мире, так и выражения чувств должны быть каждый раз свежи и оригинальны.
   Эта мысль точно и кратко выражена автором под псевдонимом Ольга («Нелепо»)
   
   «Об этом написано много,
   Замято, забито, забыто…
   И только во мне это слово
   Как новая тайна открыто.»
   
   Спасибо, Ольга, за это нужное нам всем напоминание!
   
   «Московский двор» того же автора это опять воспоминание о первой любви, объяснение в прошлое, ностальгия:
   
   "Саша, Сашка, Санечка,
   Ты таким останешься:
   Помнят мои губы до сих пор
   Как “Чистые пруды” мы пели на два голоса,
   Эхом вторил нам московский двор."
   
   Текст покоряет нежным лирическим настроением, светлой грустью.
   
   Честно скажу: я не понял названия «Зарисовки моих «без тебя» ( автор Svetlyachok), но текст понравился всем членам жюри. Я не исключение. Четкое выражение мысли, тут
   не только, не главное, но, пожалуй, и лишнее. Главное – передать нервное состояние «растрепанных чувств», когда трудно собраться с мыслями, сосредоточиться, успокоиться. Это автору, несомненно, удалось. В тексте обилие многоточий – оборванных, «не додуманнх», «не довыраженных» мыслей.
   
   "Я давно бы могла... в одночасье дотла...
   «Не жива, не мертва... в два крыла -
   Купола... ты, Любовь, меня так берегла...
   Я могла бы... да нет... не могла...
   ...Зарисовки моих «без тебя»..."
   
   
   «Леди Осень» Дмитрия Юрта - очень красивый песенный текст. Здесь фоном, задающим эмоциональную окраску, служит тот же осенний пейзаж, что и в «Я тебя жду» Аллы Рыженко, однако настроение совсем другое – тихая радость и спокойная вера.
   
   «В синих лужах на асфальте отраженье птичьих стай
   Где-то в вышине.
   Не найти ни где на карте им такой осенний рай,
   Как в твоём окне.
   Дарит песню ветер-скрипка, тихо-тихо теребя
   Струны-провода.
   Леди Осени улыбка точно знаю у тебя
   На губах всегда.»
   
   «Белой метелью» Галины Лапаевой – песня о разлуке и о любви, которая продолжает жить, несмотря ни на что, превращаясь в мучительное и болезненное, но сладкое воспоминание.
   
   «Время стрелкой по кругу – не слышим бег.
   Мы живём друг без друга целый век.
   Ах, зачем в холода нам снится опять весна?
   Знаешь, я тебя не люблю, я просто тобой больна…»
   
   «Не грусти, все пройдет» (автор Ермак) – здесь опять разлука, точнее прощание -
   
   «Не грусти, все пройдет,
   Как проходит, наверно,
   В этом мире большом
   И любовь и печаль.
   Все пройдет, словно дым,
   Но я счастлив безмерно,
   Тем, что помню, как был
   Я любимым твоим.» -
   
   прощание, в котором и нежная печаль и благодарность за любовь, и счастье, которое теперь (увы!) уже только воспоминание..
   
   Владимир Безладнов «Я приду к тебе все равно» - текст напряженный минорный с надрывом
   
   Наша жизнь – бесконечный стресс,
   И, усилий тщету понимая,
   Сколько лет ты меня поднимала
   На Голгофу свою, как пожизненный крест!
   Часто вижу в кошмарном бреду,
   Как – в терновом венце, босая –
   Не осилив, свой крест по дороге бросаешь.
   Не бросай! Всё равно приду.
   
   Есть и такая грань в том, что мы зовем любовью. Она может быть «пожизненным крестом», который человек несет, не смотря ни на что, с четким сознанием, что иначе просто нельзя, иначе возьмешь на душу смертный грех и неизбывную печаль…
   
   Два текста Веры Трифановой («Ты ушел» и «Возьмите сердце») – теплые и нежные. Их плавное музыкальное звучание и интонация мне показались «очень песенными»:
   
   «Но однажды любовь за собой позвала,
   И земля мне тропинкой под ноги легла,
   И припала к ногам, и велела идти.
   Не бывает преград у любви на пути»
   
   Жаль, что нет звукового файл. Ведь, судя по ссылке на автора музыки (Евг. Гранд), существуют и песни на эти тексты.
   
   «Я видел в полной тишине» текст автора под псевдонимом Странник
   
   «Я видел – в полной тишине
   Звезда упала.
   Прощай навек – сегодня мне
   Любовь сказала.
   
   На тёмном небе белый след
   Летящей искры,
   Она сказала – милый, нет!
   Легко и быстро.»
   
   Образом для гибели любви и надежды служит падающая звезда. Красивое стихотворение, легкий изящный слог, а настроение какое-то печально-филосовское­.­
   
   Текст «Я ухожу и слез, мой друг, не надо» (Aliss_) показался мне великолепной стилизацией под классический романс (к которому я тоже неравнодушен)
   
   «Я ухожу и слез, мой друг, не надо.
   Я лишь хочу сказать в последний раз слова:
   «Тебя любила я, ты был моя отрада.
   Теперь огонь остыл, в душе одна зола»
   
   Тут и лексика «высокого стиля», и ритмика, и образы характерные для романса. Вообще, романс очень опасный жанр (в текстовом смысле, прежде всего). Очень уж легко перейти едва уловимую грань и вместо упомянутого «высокого стиля» впасть в слюняво-слезливую пошлость. Тем приятнее, когда автор, избегая этой беды, демонстрирует не только владение техникой стихосложения, но и отменный вкус.
   
   И, наконец, «В любимых глазах растворясь без следа» Людмилы Ливневой.
   Фоном в этом стихотворении служит очень хорошо прорисованный пейзаж старого ночного города. Тут и струящаяся река, и «госпожа Тишина», и «Старинных соборов готический плен». Кажется, это Рига? Возможно - не угадал, но память подбросила образ именно этого когда-то хорошо знакомого и любимого города. Ну, а главное тут, конечно любовь, боль разлуки, печаль, надежда:
   
    «В любимых глазах растворясь без следа,
   Я буду искать свет померкших столетий
   И плакать навзрыд буду только тогда,
   Когда ты ответишь, когда ты ответишь»
   
   Вот на этом я должен остановиться. Очень бы хотелось, чтобы на меня в результате не обиделись неупомянутые. В выборке текстов практически нет моего произвола, тут только произведения, получившие максимальные баллы (8,0 и более) по совокупному мнению членов жюри.
   И, наконец, имена победителей в номинации ПЕСНЯ:
   
    песня с музыкальным файлом:
   
    1 место и Диплом Лауреата - Владимир Гочуа
    2 место и Диплом Призера - Олег Петухов
    3 место и Диплом Призера - Евгений Бунин
   
    песенный текст:
   
    1 место и Диплом Лауреата - Семен Венцимеров
    2 место и Диплом Призера - Илана Вайсма,
    3 место и Диплом Призера - Марина Мануйлова, Людмила Ливнева
   
   Грамотами за участие в конкурсе “ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ” в номинации "песня"награждаются:­
   
   Ермак
    Странник
   Дмитрий Юрт
   Алла
   Ольга
   
   Огромное спасибо всем участникам за активность, за то, что конкурс получился большой и интересный!
   
   От имени и по поручению
   
   Александра Пелипенко,
    Нинель Лоу,
   Лёки Соколовой,
   Игоря Кита,
   Ильи Славицкого,
   Сергея Куликова
   Искренне Ваш Алексей Хазар

Дата публикации:20.12.2005 19:15