Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Новые произведения

Автор: Михаил ЛезинскийНоминация: Очерки, эссе

Севастополь литературный

      СЕВАСТОПОЛЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - 3 . Продолжение .
   
   А.И Куприн
   И.А . Бунин ……
    Н.Г. Гарин - Михайловский
   А.П. Чехов
   А.М. Горький ……
   Н.Н. Никандров . . . .
   А.С. Грин
   А.Т. Аверченко . . . .
   В.Я. Брюсов
   А.А. Ахматова
   Н.С. Гумилев ....
   Артем Веселый ...
   В.В. Маяковский . .
   В.И. Нарбут …….
   М.А. Волошин ....
   
   
   А.Н. КУПРИН ( 1870-1938 )
   
   Александр Куприн и Севастополь — тема огромной книги, которая обязательно будет написана, а здесь ограничимся одним эпизодом из его севастопольской хроники.
   Это произошло 14 (27) ноября 1905 года. В этот день на крей¬сере «Очаков» взметнулся красный флаги по восставшему кораб¬лю был открыт огонь.
   А.Н. Куприн жил тогда в Балаклаве , но он не мог в эти тра¬гические дни не быть на набережной Севастополя, чтобы все увидеть своими глазами. И он увидел многое и описал эти события в очерке: «Никогда, вероятно до самой смерти, не забуду я этой черной воды и этого громадного пылающего здания, этого послед¬него слова техники, осужденного вместе с сотнями человеческих жизней на смерть...»
   Но не все были расстреляны, некоторым из очаковцев удалось вплавь достигнуть берега и скрыться. Небольшая группа матросов оказалась и в Балаклаве, и в их спасении принял непосредственное участие писатель Александр Куприн.
   А за очерк «События в Севастополе» Александр Куприн по приказу вице-адмирала Чухнина был выдворен за пределы Севастополя с. запретом впредь появляться в этих местах, й этот приказ соблюдался неукоснительно. Когда в 1906 году Александр Николаевич попытался вновь поселиться в Балаклаве , полиция не только заставила писателя покинуть рыбацкий поселок, но и вы¬нудила его покинуть пределы Крыма.
   Так и не пришлось Александру Куприну больше побывать в Балаклаве , которая заняла так много места в его душе и книгах.
   
   И. А. БУНИН ( 1870-1953 )
   
   О Севастополе Иван Алексеевич Бунин был наслышан с детства: его отец Алексей Николаевич и его дядя Николай Николаевич участвовали в первой обороне Севастополя, причем на войну они ушли добровольцами. И о Льве Толстом, храбром подпоручике Льве Толстом он узнал от отца, который встречался с писателем на бастионах много раз.
   Но впервые в Севастополь Иван Бунин попал уже девятнад¬цатилетним юношей, в апреле 1889 года. «Ты, папа, наверное, не узнал бы его ( Севастополя — М Л. ) : теперь он совершенно
   отстроился, но плох тем, что почти совершено лишен зелени. Красоту его составляет, разумеется, море... Я нанял парусную лодку, ездил (конечно не один, а с рыбаками) к Константиновской крепости, потом в открытое море...»
   Эта его первая поездка в Севастополь найдет отражение в романе «Жизнь Арсеньева».
   Иван Алексеевич Бунин много раз бывал в Севастополе: любовался отвесными берегами Фиолента и «нагим горным миром» Балаклавы, обходил пешком все бастионы — Севастополь
   менял¬ся год от года! — и «...только за бухтой было нечто отцовское». А за бухтой была Северная сторона города и Братское кладбище.
   В 1920 году И. Бунин эмигрировал во Францию и, наверное, в тяжких своих снах ему не раз виделся Севастополь.
   
   Н. Г. ГАРИН - МИХАЙЛОВСКИЙ ( 1852 - 1906 )
   
   
   Новую дорогу Севастополь - Ялта построили в наше советское время. По современному проекту. Но в основе всех разработок лежит проект замечательного русского писателя и инженера-путейца Николая Георгиевича Гарина - Михайловского. Не все знают, что с именем этого человека связаны первые изыскательские работы на трассе Севастополь - Ялта.
   Многие предлагали свои проекты дороги, но нужен был такой человек:, который был бы объективен в выборе трассы, нужен был человек, которым руководил бы не коммерческий расчет, а прежде всего общественное благо. Вот поэтому выбор пал на автора известных повестей «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» Гарина-Михайловского­ — в 1903 году он был назначен
   начальником изыскательской партии на Южном берегу Крыма. Это был именно тот человек, который по меткому выражению A.M. Горь¬кого, был «во все стороны талантлив».
   Тысячи автомобилей ежедневно проходят по дороге, о которой мечтал инженер и писатель Гарин-Михайловский, а благодарные дорожники неподалеку от Севастополя, в Ласпинском урочище, видовую площадку, с которой открывается поистине волшебный вид, украсили барельефом-чеканкой писателя. Ялтинский скульптор В. Л. Савицкий передал нашу признательность этому человеку.
   
    А Л. ЧЕХОВ ( 1860-1904 )
   
    В Севастополе Антон Павлович Чехов бывал неоднократно и всегда город и море вызывали в нем восторг. Это видно из его писем:
   «В Севастополь я приехал ночью (июль 1888 года — М.Л.). Город красив сам по себе, красив и потому, что стоит у чудеснейшего моря — это его цвет, а цвет описать нельзя. Похоже на синий купорос...»
   «Море чудесное, синее и нежное, как волосы невинной де¬вушки. На берегу его можно жить 1000 лет и не соскучишься... Купание до того хорошо, что я окунувшись, стал смеяться без всякой причины».
   «В Севастополе в лунную ночь я ездил в Георгиевский мона¬стырь и смотрел вниз с горы на море; а на горе кладбище с белыми крестами. Было фантастично. И около келий глухо рыдала какая-то женщина, пришедшая на свидание, и говорила монаху умоляющим голосом: «Если ты меня любишь, то уйди...»
   Вот такое одно из писем было им написано 23 сентября 1898 года.
   В апреле 1900 года Художественно-общедо­ступный­ театр во главе с К.К. Станиславским приехал на гастроли в Крым. Приехали они и в Севастополь. Здесь, в Севастополе, в Летнем театре, который был выстроен на берегу моря, мхатовцы показали больному Чехову его пьесу «Дядя Ваня». Конечно, пьесу посмотрели и многие севастопольцы и она имела колоссальный успех.
   
   А.М. ГОРЬКИЙ (1868-1936)
   
   Впервые Алексея Пешкова занесло в Севастополь в 1891 году. Я пишу «занесло» потому, что те годы были для будущего писателя годами странствий. В автобиографическом рассказе «Два босяка» он впоследствии опишет эти голодные дни и поиски работы ради куска хлеба.
   Это было первое, но далеко не последнее посещение пролетарским писателем приморского города: в 1897 году он вновь приезжает в Севастополь. Не для того, чтобы предложить свои руки для земляных работ, а как известный писатель Максим Горький.
   Тогда он впервые добывал в древнем Херсонесе и написал очерк «Херсонес Таврический».
   1900 год. В это' год он дважды посещает Севастополь. Здесь происходит его первое очное знакомство с московским Художест¬венным театром и с Ы.Ф. Андреевой, ставшей его соратником, другом и женой.
   Как это ни парадоксально, но о пребывании Максима Горького в Севастополе в дореволюционные годы мм узнаем и из полицейских документов. Сохранилось «Дело о пребывании Алексея Пешкова в Севастополе». Хотели или не хотели жандармы, но и они помогли в создание более полной биографии писателя»
   Осенью 1934 года Алексей Максимович Горький беседовал с управляющим Балаклавского рудоуправления А.С. Трошевым, который от имени рабочих обратился за помощью — помочь в строительстве разрушенного шоссе. (С какими просьбами только не обращались к писателю!). И он помог.
   После смерти Максима Горького благодарные балаклавцы присвоили его имя рудоуправлению, а севастопольцы воздвигли ему памятник.
   
    Н.Н. НИКАНДРОВ ( 1878 - 1964 )
   
   Н. Никандров — псевдоним Николая Николаевича Шевцова — детские и юношеские годы провел в Севастополе. И в зрелые годы ему пришлось побывать в приморском городе: Севастополь оц полюбил какой-то особенной любовью.
   Как ссыльный Николай Никандров побывал, пожалуй, во всех центрах и закоулках царской России: в Архангельской губернии и Петербурге, в Москве и в Саратовской губернии, Нижнем
   Нов¬городе и... во многих местах, где разрешалось и не разрешалось находиться ссыльным!
   Но куда бы ни забрасывала его судьба, с Севастополем он связи не прерывал. И недаром в письме к Е.Л. Берштейну-Янтареву он написал 6 сентября 1904 года: «Мне, где бы я ни был, всегда пишите на Севастополь...» ( У меня хранятся копии многих писем, отправленных в Севастополь и из Севастополя. Их подарил мне сын писателя Гавриил Николаевич Сазонов-Никандров. Подлин¬ники он сдал в ЦГАЛИ СССР. Фонд — 1714. — М.Л. )
   Отбыв очередную ссылку в Нижнем Новгороде, Никандров возвращается в Севастополь, но вскоре за пропаганду против су¬ществующего строя вновь арестовывается и вновь ссылка. На этот раз — Архангельская губерния.
   Из ссылки он присылает рассказы в крымские газеты, где и печатает их под именем Ни-ч. Эти рассказы прочитал Александр Куприн и они ему очень понравились...
   После того, как опальный Александр Куприн за свой очерк о расстреле очаковцев был выслан из Балаклавы, после того, как командующий Черноморским флотом Чухнин утвердил казнь Петра Шмидта и его сподвижников, революционная организация
   Севастополя вынесла Чухнину смертный приговор, который был приведен в исполнение 28 июня 1906 года.
   Выполнил приговор «матрос Акимов» — а это был начинающий писатель Николай Никандров. Никандров не был найден царской охранкой- Но все равно по подозрению 7 сентября 1906 года был выслан за пределы Севастополя.
   Начались годы скитаний по России и вернулся он в Севастополь вновь лишь в 1910 году. Да и то ненадолго: он был выслан вновь за пределы Севастопольского градоначальства.
   Все эти годы Никандров усилено пишет и широко печатается, вызывая одобрение М. Горького, И. Бунина, А. Куприна..
   Гражданская война застала Никандрова в Севастополе и, чтобы не умереть с голода (кто же будет печатать революционно настроенного писателя!), работает грузчиком, виноградарем,
   ры¬баком...
   Все это потом найдет отражение в его книгах.
   
    А.С. ГРИН (1880-1932)
   
   Он всегда любил странствовать и впервые увидел Севастополь шестнадцатилетним пареньком с борта парохода «Платон», на котором подрядился работать. Саша Гриневский еще не знал, что станет писателем и что Севастополь станет его отправной точкой,
   Константин Паустовский как-то заметил: « Если бы не было Севастополя, не было бы гриновского Зурбагана с его сетями, гро¬мом подкованных матросских сапог по песчанику, ночными ветрами, высокими мачтами и сотнями огней, танцующих на рейде».
   Как бы там ни было, но как нам сейчас известно, тогда, осенью 1896 года, Севастополь и море произвели на него впечатление и об этом он сам напишет в «Автобиографической повести»:
   « Переход к Севастополю в открытом, без берегов, море, при сильном волнении, вид стай дельфинов, несущихся быстрее парохода, — все действовало упоительно... Нечто настоящее начало совершаться вокруг...»
   Через шесть лет Александр Гриневский появляется в Севастополе уже как представитель партии эсеров. «Алексей Длинновязый» должен был вести пропагандистскую работу в самом центре морской крепости, где в то время находилось не менее пятнадцати тысяч матросов.
   11 ноября 1903 года на Графской пристани он был арестован и на долгих два года оказался в севастопольской тюрьме, откуда был выпущен лишь в революционном 1905 –м ...
   Летом 1923 года он вновь приехал в Севастополь, мысленно к которому он возвращался во многих своих книгах. Это был его последний приезд в город, оттенки которого нашли свое
   отра¬жение в Лисе , Гель-Гью ...
   
    А.Т. АВЕРЧЕНКО (1881-1925)
   
   В Праге находится старинное Ольшанское кладбище. На этом кладбище, у небольшой церквушки — православного храма Святого Успения, расписанного в древнерусском стиле по эскизам советского художника И.Я. Билибина — стоит гранитный памятник. На граните две надписи —
   по-русски и по-чешски:
   «А.Т. АВЕРЧЕНКО, род. 6.!!! 1884 в Севастополе, умер 12.111. 1925 в Праге.
   Русский писатель. Этот памятник поставило русско-чешское общество
   "Мир". Прага 26 декабря 1930.»
   В дату рождения вкралась ошибка. Сам писатель писал в своей автобиографии («Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1973 год», Л., «Наука», 1976): «Имя мое — Аркадий Тимофеевич Аверченко. Родился в Севастополе 1881 года, 15 марта...»
   Приведем еще данные из этой автобиографии, так как в публичной печати публикаций еще не было:
   «...Вероисповедания — православного. Отец был купцом, мать из мещан. Известно только, что дед мой (по матери) был атаманом шайки разбойников, держал под Полтавой постоялый двор и без всякого зазрения совести грабил проезжих по большой дороге. Мать моя — добрая, кроткая женщина — вспоминает об этом с ужасом, хотя во время дедовских операций была мала и помнит все смутно. Мой отец был очень хорошим человеком, но крайне плохим купцом. Сочетание этих двух свойств привело к тому, что он совер¬шенно разорился к тому времени, когда мне исполнилось 10 лет...»
   Вот с этого возраста будущий писатель полагается только на самого себя. На школу денег не было и Аркадий самостоятельно усваивает науку. Из Севастополя пришлось уехать.
   Вновь в Севастополе Аркадий Аверченко появляется уже из¬вестным писателем, автором нашумевших юмористических и сатирических рассказов.
   В Севастополе он создал литературное кафе под очень звучным названием — «Гнездо перелетных птиц». Кто только не залетал в это гостеприимное «гнездо»: не менее Аверченко знаменитый Влас Дорошевич, грассирующий Александр Вертинский и «комиссар искусств» Леонид Собинов...
   Когда врангелевские войска покидали Севастополь, полома¬лись судьбы многих завсегдатаев литературного кафе. Если Леонид Собинов и Влас Дорошевич отдали свой талант в услужение революции, то Александр Вертинский и Аркадий Аверченко, ис¬пугавшись той же революции; покинули Родину.
   И это тот же самый Аркадий Аверченко, который перепечатал в своем журнале манифест об отречении царя Николая II от престола с собственной припиской: «Прочел с удовольствием.
   Ар¬кадий Аверченко.» Тот самый Аверченко, который издавал в Се¬вастополе газету «Юг России», закрытую белогвардейцами из-за резких и талантливых фельетонов, миогие из которых принадлежали самому писателю!,.
   История в конце концов все расставляет по своим местам. Все годы эмиграции Аркадий Аверченко «болел смертельной тоской по России» к мечтал вернуться, Но судьба распорядилась иначе.
   
    В.Я. БРЮСОВ (1873-1924)
   
   Большое наследство оставил нам драматург, критик, теоретик стиха, литературовед, переводчик и поэт Валерий Яковлевич Брю¬сов. И недаром Максим Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».
   Впервые Валерий Брюсов увидел Севастополь в возрасте четырех лет, в 1877 году. Второй раз — 1896 год — в Севастополь уже приехал «заводила декадентов», приверженец символизма и ниспровергатель литературных канонов. На эстрадных площадках он выступал со стихами, вербуя в свой клан приверженцев других литературных стилей.
   Позднее он сам скажет о том времени: «Я был рабом предвзятых мнений и поставленных себе целей...»
   Летом 1898 года Валерий Брюсов вновь появляется на улицах Севастополя. Весь маршрут того времени нам пока не известен, но вот доподлинно известно, что в этот приезд он осматривал город древних Херсонес Таврический. С утра до самой ночи! Он даже ночевать не поехал в Севастополь (в то время Херсонес Таврический, как отме¬чали путеводители, находился в трех километрах от Севастополя — МЛ.), а остался ночевать в монастырской гостинице.
   Заметим, что в 1851 году на территории Херсонеса Таврического был открыт монастырь святого Владимира и две гостиницы для приезжих. Монастырь и гостиницы, как действующие,
   просу¬ществовали вплоть до 1926 года...
   1924 год. Это был последний приезд в Севастополь создателя Высшего литературного художественного института. В этом же году его не стало.
   
   А. А. АХМАТОВА ( 1889 – 1966 )
   
   Есть у Анны Андреевны Ахматовой поэма « У самого синего моря ». Литературоведы не без основания называют ее автобиографической. И это так: в Публичной библиотеке им. Салтыкоа-Щедрина в Санкт-Петербурге хранятся рукописи Анны Ахматовой. Изданные и неизданные. Из них узнаем:
    «... Каждое лето я проводила в Севастополе, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих мест — древний Херсонес, около которого мы жили...»
   В своих рукописях Анна Ахматова ( Горенко ) неоднократно вспоминает Херсонес Таврический. Напоминает, что именно здесь она получила прозвище « дикая девочка » и «последняя херсонесидка». Это потому, что в ее душе никогда не было страха перед морем. Она купалась в шторм, прыгала с отвесных скал, сжигала под солнцем кожу так, что та висела лоскутами.
   Степенные севастопольские барышни пытались ее запугать чертями и водяными, говорили, что не пристало девчонке из порядочной семьи вести «мужицкий» образ жизни...
   Не «мужицкий» ли образ жизни помог поэту Анне Ахматовой выжить в трагические для страны и для нее времена?!.
   Жила в то время Аня Горенко неподалеку от Херсонеса Таврического. Сейчас это место известно для севастопольцев под именем Туровка. Когда-то здесь были дачи Тура, которые он сдавал курортникам. Отсюда и название. На туровской даче Анна Ахматова жила каждое лето с семи до тринадцати лет, т.е. с 1896 по 1902 гг. Потом перерыв и снова приезд в Севастополь на лето и осень 1907 года. Последнее посещение Севастополя — осень 1916 года.
   Если в первые свои наезды с матерью Аня Горенко жила на туровской даче « Новый Херсонес », то в последние свои приезды они снимали комнаты в самом городе: ул. Малая Морская, д. 43, кв.1.
   Именно в Севастополе Анна Ахматова приняла решение выйти замуж. Об этом свидетельствуют письма, на которых стоит вышеупомянутый адрес: «Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже 3 года, и я верю, что моя судьба быть его женой.»
   Есть свидетельства, что в дни приезда в Севастополь Анна Ахматова — псевдоним она выбрала себе по родственной линии: татарская княжна Ахматова из рода Чингизидов была прабабкой Анны Горенко по линии матери! — посещала постоянно дом своего деда Горенко на Екатерининской улице.
   Ее дед — Горенко Антон Андреевич — участник обороны Севастополя 1854-1855 гг., кавалер орденов Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и нескольких медалей, ушел со службы в чине полковника и ему за заслуги перед Отечеством разрешили построить дом на престижной Ека¬терининской улице, который и был построен и значился под
   но¬мером двенадцать. (Сейчас это улица Ленина и в этом здании находится кафе «Искринка».)
   А на самом здании в октябрьские дни 1989 года открылась ме¬мориальная доска, выполненная скульптором, заслуженным ху¬дожником Украины С.А. Чижом, художником И.А. Белицким и мастером по художественной обработке камня И.И. Степановым.
   Мемориальная доска увенчала многолетний поиск Клуба лю¬бителей истории Севастополя во главе с Валерием Милоданом.
   Под скульптурным портретом — золотом горят слова:
   
    ЗДЕСЬ, В ДОМЕ СВОЕГО ДЕДА — УЧАСТНИКА
   ПЕРВОЙ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ
   ЧАСТО ГОСТИЛА В 1896-1916 гг., РУССКИЙ ПОЭТ
   АННА АХМАТОВА
   Именно — поэт. Анна Андреевна не любила слова « поэтесса ».
   
   Н. С. ГУМИЛЕВ ( 1886-1921 )
   
   Рыцарем Музы Дальних Странствий называли современники поэта Николая Степановича Гумилева. И это так. За свою корот¬кую жизнь он побывал и в Англия, и во Франции, и в Африку совершил три путешествия. При этом с 1914 года три года отдал фронту. И тут он был в первых рядах — разведчиком. За храбрость
   Николай Гумилев — основатель поэтической школы акме¬изма, философ, теоретик искусства, — когда он успевал писать?! — можно только поражаться такой работоспособности.
   Из Парижа он присылал письма в Севастополь своей любимой, юной Ане Горенко, ставшей впоследствии его женой:
   «Я весь день вспоминаю твои строки о «приморской дев¬чонке», они мало что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано, так много, и я совершенно убежден, что из всей послесимволической поэзии ты да, пожалуй, (по-своему) Нарбут, окажетесь самыми значительными...»
   Первые стихи Анны Горенко {Ахматовой) Николай Гумилев напечатал в Парижском журнале «Сириус».
   В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре поэт Николай Гумилев был расстрелян и уже в наши дни приговор этот признан неправомочным — не мог ни при каких обстоятель¬ствах русский поэт Николай Гумилев повернуть оружие против своего народа!
   В этом же году, незадолго до своего трагического исхода, Гумилев приехал в Севастополь. Он ходил по севастопольским улицам, пил сухое не пьянящее вино в уютных севастопольских
   забе¬галовках, увитых виноградом, посетил Херсонес Таврический, о котором он много был наслышан от «приморской девчонки» Ани Горенко.
   В Севастополе он издал свой сборник африканских стихов «Шатер». Последний в своей жизни сборник,
   
    АРТЕМ ВЕСЕЛЫЙ ( 1899 – 1939 )
   
   Шел ставший для нас историческим год 1922-й. Страна выдвинула лозунг: «Молодежь во флот!» И сын самарского крючника, боец Красной Армии и начинающий писатель Николай Кочкуров прибывает в Севастополь.
   Имя Николая Кочкурова среди волжан было уже известно —-в 1917 году газета «Приволжская правда» публикует « Деревен¬ские впечатления » талантливого самоучки, и с тех пор его очерки и рассказы печатаются под псевдонимами « Ив. Лаптев », « Лукьянов »,
   « Артем Невеселый »... И — «Артем Веселый». Под этим име¬нем он и вошел в большую литературу. Роман «Россия, кровью умытая» — программное произведение писателя. Его зачин родился в Севастополе, когда Артем Ве¬селый жил во флотских казармах на Корабельной стороне. Так что смело можно утверждать: Севастополь — колыбель романиста.
   Помимо первой книги в Севастополе под талантливым пером писателя родилось много очерков, рассказов и фельетонов, которые он опубликовал в газетах «Красный Черноморский флот» («Флаг Родины») и в «Маяке Коммуны» («Слава Севастополя»).
   Изучая становление Черноморского флота не мешает познакомиться с очерками писателя, рассыпанными по севастопольским газетам.
   
    В.В. МАЯКОВСКИЙ (1893 - 1930)
   
   Вдруг случилось бы невозможное и на газетных тумбах сегодня бы появилось объявление вот такого содержания: «В Доме офицеров выступит Владимир Маяковский...» Уверен, просторный зал бывшего Дома имени лейтенанта Шмидта не вместил бы всех желающих, ведь желающими были бы все горожане.
   Но 6 июля 1926 года выступление Владимира Владимировича было сорвано именно в этом клубе, носящем имя «лейтенанта революции».
   Это, конечно, не украшает севастодольцев f но что было то было.
   В газете «Маяк Коммуны» за 8 июля 1926 года В. Маяковский писал: «Приношу большое извинение всем собравшимся 6 июля на мою несостоявшуюся лекцию, причина срыва лекции — неумелость организаторов и их нежелание не только выполнить заключенный договор, но даже входить в какое-нибудь обсуждение по этому запросу».
   Выступление поэта с докладом « Моё открытие Америки » с чтением стихов состоялось 17 июля в зале городского Совета. В зале, как говорится, яблоку негде было упасть. Казалось, весь город пришел слушать поэта.
   Это было не первое выступление В. Маяковского в городе. Впервые он появился в Севастополе в январе 1914 года. И именно в нашем городе в те далекие годы произошел разрыв Владимира Маяковского с эгофутуристами.
   В Севастополь Владимир Маяковский возвращался неоднократно и в своих стихах не забывал наш город.
   Помнят его и севастопольцы: одна из красивейших улиц города, спускающаяся к бухте, названа улицей Маяковского.
   
   В.И. НАРБУТ ( 1888-1938 )
   
   В освобожденный от белогвардейцев Севастополь первым рейсом в ноябре 1920 года прибыл из Одессы пароход « Димитрий ». Среди его пассажиров был и заведующий Всеукраинским бюро Российского телеграфного агентства — ЮГРОСТА — поэт Вла¬димир Иванович Нарбут, к сожалению известный нам больше ио повести К.Г. Паустовского «Время больших ожиданий», чем по собственным стихам. Талантливый поэт, отмеченный еще Николаем Гумилевым, был репрессирован, уничтожен и посмертно реfбилитирован.
   В.И. Нарбут приехал в Севастополь для создания Крымского отделения ЮГРОСТА, которое и создал. ЮГРОСТА собирала информацию о жизни города и полуострова, выпускала плакаты, устраивала «устные газеты» — нехватка бумаги ощущалась остро. Выпускали и «стенные»- газеты в точном значении этого слова: во всю стену! Огромные бумажные простыни развешивались на сте¬нах зданий, на афишных тумбах и могли бнть прочитаны даже полуграмотными, которых в ту пору в Севастополе было предо¬статочно.
   О своей поездке в Севастополь В.И. Нарбут рассказал в очерке «Король и тени» и напечатал его в одесском журнале «Театр» в 1922 году.
   
   М.А. ВОЛОШИН (1877 - 1932)
   
   Максимилиан Александрович Волошин, посещая неоднократно наш город, считал, что Севастополь — «самый красивый и строгий из крымских городов». Еще бы! Полуразрушенные
   бастионы и крепости, возвышающиеся над морем, многочисленные памятники и матросы на улицах, покрытых черной брусчаткой, не могли не найти отклик в сердце поэта и художника.
   В своей «Автобиографии» он сделает такую запись: «Севастополь помню в развалинах, с большими деревьями, растущими из середины домов: одно из самых незабываемых живописных впечатлений»...
   Если первый раз Макс Волошин посетил Севастополь ребенком и облазил все развалины, сохранившиеся еще со времён первой обороны, то в последующие годы, юношей, осмотрел «низкие обрывистые террасы, на которых громоздятся развалины Херсонеса»... А в зрелые годы поэт я историк неоднократно приезжает в Севастополь с чтением лекций и своих стихов.
   Последний его приезд в Севастополь в 1922 году был вызван болезнью.
   Благодарный Севастополю Максимилиан Волошин подарил Художественному музею несколько своих живописных работ. А выставки акварелей поэта и художника в Художественном музее, начиная с 1927 года, бывают часто.

Дата публикации:24.07.2011 13:36