ПСИХОТИПЫ И ПСИХОТИПЧИКИ. Вам приходилось когда ни будь видеть микрометр? Это устройство с нониусом, которое позволяет оценивать толщину каких-нибудь миниатюрных предметиков до сотых долей миллиметра. Для большей лучшести почти всякий механический микрометр оснащен специальной трещоткой, которая издает свой характерный предупредительный звук, когда появляется угроза сломать эту хитрую измерительную вещь. Кроме этого, у микрометра есть очень точная шкала. Как-то раз, внимательно рассматривая микрометр, есть у меня такая привычка, я внезапно понял, что вокруг меня есть люди, обладающие свойствами микрометра. Люди-микрометры тщательно и дотошно взвешивают каждое произнесённое ими слово, мысленно измеряют и фиксируют каждое свое движение, жест и даже невольный вздох. Всё это они делают для того, чтобы не быть НЕ ТАК ПОНЯТЫМИ другими. Эти люди не только оценивают себя – они ещё и регулируют себя так, чтобы держаться в рамках общепринятого, по их оценке, поведения. Представляете, что произойдет, если у такого человеческого «Микрометра» в кружке пенистого пива вдруг появится лишняя капля или обнаружится недолив? Тогда эти люди-микрометры мгновенно свирепеют, достают мерные стаканчики, линеечки, рулетки, хронометры, песочные часы, какие-то другие одни им известные измерительные приспособления и принимаются за дело. Берегись недоливщик! Ты будешь мгновенно разоблачён, уличён во лжи и опущен ниже плинтуса. В большей части эти люди - несчастные, занудные существа, готовые всегда пустить в ход свою замечательную трещотку. Я имел счастье однажды присутствовать при диалоге двух таких зануд-микрометров. Один из них был зациклен на цифрах, другой - на благопристойности. Создавалось впечатление, что они не слышат друг друга, то есть, конечно, слышат, но усваивают только отдельные питательные кусочки из речи и ключевые слова. Зануда - любитель цифр чутко прислушивался к фрагментам речи собеседника, в которых разговор заходил о цифрах, о каких-то действиях с ними. Он особенно оживляется, когда в речи собеседника промелькивала цифры СТО и СТО ТРИДЦАТЬ. Человек же, имеющий пунктик в части «благопристойности» в отличие от своего партнера по беседе не вынимал счеты и не придирался к цифири. Он был спокоен и вежлив, все слова произносил тщательно, медленно и не торопясь. В его устах они образовывали небольшие колбаски, которые сформировавшись в тягучие кучки, попадали к в уши собеседнику. Собеседник ворошил их там своей мерной палочкой, и, брезгливо сморщив нос, пытался извлечь из них столь любимые им цифры, числа и неточности. Мне почему-то показалось тогда, что они соревновались, кто из них быстрее построит для другого каменно-словесный сарай с амбарным замком. Правда, сараи эти получались ужасно неуклюжими и затхлыми, а из их многочисленных щелей собеседник всегда мог запросто удрать. Позднее я выяснил для себя, что кроме микрометров существует ещё одна разновидность людей – это люди-сундуки. Стоило подойди к такому вечно мрачному типу и заговорить с ним, как он мгновенно раскрывался и высыпал на тебя целую кучу разнообразного словесного хлама - мелочные страстишки, ничего и ни для кого не значащие события, тонны словесной пыли, перемолотой его больным, в сущности, воображением. Вместо того чтобы просто по-человечески попросить у вас какую-нибудь элементарную вещь "сердобольный" сундук будет долго и нудно ходить вокруг и около многозначительно понижая и повышая голос, метафорично намекая на суть своей элементарной просьбы. При этом он может даже интимно приобнять собеседника. Он с нетерпением ждет, когда же его мелочная мечта будет понята вами и, наконец, реализуется. Сундуки любят, ох любят задавать абсолютно бессмысленные и глупые вопросы, наблюдая за реакцией собеседника. При этом они безумно любят переспрашивать и брать его под локоток. Они смотрят ему неподвижными своими глазками прямо в зрачки, подталкивают и абсолютно ни к месту отпускают ему комплименты. Открою вам ещё один секрет. Есть тип людей под название «базарная баба». Так вот «Сундуки» успешно сосуществуют и взаимодействуют с этим психотипом. «Базарная баба» отличается от «Сундука» лишь тем, что последний вываливает на собеседника слова и факты абсолютно равнодушно, а Баба добавляет к ним еще и всю свою визгливую душу, требуя при этом от собеседника полного контакта, совибрации и теснейшего соучастия. Во время диалога Баба всегда стремится раскачать своего собеседника. Её зычный глас, словно острая игла внедряется в самые потаенные закутки вашего сознания. При этом она с нетерпением ожидает, что он эхом должен возвратиться к ней обратно. «Сундуки» же никогда не набрасываются первыми на собеседника, они торжественно и с достоинством хранят в себе некие ценности, известные только им одним. Они маниакально мнят себя некими кладезями мудрости, являясь на самом деле чаще всего безмозглыми философами вселенной. Стремясь написать мемуары действительности, они все глубже погружаются в свое пыльное нутро, и задыхаясь и кашляя, постоянно пичкают своими бездарными летописями всех окружающих. Настоящего «Сундука» легко узнать - вот он стоит на трамвайной остановке и обрабатывает своего несчастного собеседника фразами-словечками вроде "всё складывается великолепненько". Есть ещё две открытых мной категории людей. Это кузнечики и олешки. Кто же такие кузнечики? Есть люди, которых мы когда они есть из-за несовершенства своего восприятия часто не замечаем, но вот их отсутствие в нашей жизни сразу же бросится в глаза. Это абсолютно безобидные существа. Они незаметно трудятся над совершенствованием мира межличностных отношений, общаются с такими же зелеными собратьями - скрипачами и упоительно стрекочут о чем-то своём, только одним им понятным и приятным. Кузнечик не станет слезливо грозить вам увесистым пальцем на перекрестке дыша винным перегаром и тянуть что-то утробно-гномье "за жисть", как это делают Сундуки или те же Базарные Бабы. Кузнечик вам только покажет направление беседы, а продолжать её или нет будете решать только вы сами.. Теперь несколько слов об Олешках. Это очень добрые и чувствительные особи. Если Кузнечик – это почти всегда достаточно мудрый и опытный собеседник, то Олешек, как правило, еще наивный и неискушенный. Он тычется в слова и фразы, надеясь получить в них вкус сочной луговой травы или ломоть хлеба, посыпанный крупной солью. Он никогда не теряет веру в людей. Даже сломанный в ходе словесных боёв очередным Сундуком или Микрометром он бодр и трогателен. В нем всегда есть искра любви ко всему. Его большие влажные глаза пытаются понять этот сложный мир с его нешуточными катастрофами и катаклизмами, но увы… Чаще всего это ему не удается. И, может быть, это к лучшему. Я видел людей, которые постигали суть жизненно важной беседы, но при этом они становились либо Сундуками, либо Психами и очень редко Пророками. Псих - это совокупный образ современного гомосапиенса. В нём объединяются беспричинные радости и необъяснимые страхи, отрывки каких-то фраз, рвущихся наружу из трясущихся голов и устремленные в никуда мутные глаза и странные поступки. Псих - это продукт общества, если хотите, некий выхлоп, отброс, отход. Но не спешите с выводами. Видели вы когда-нибудь надпись - "Сделано из отходов"? Вот то-то. Окружающим смешна нелепая суета Психа, а он решает вопросы, до которых никому, увы, нет дела. Психа можно сравнить с яйцом, с которого злая воля содрала железную логику скорлупы, и он, обнаженный и невылупившийся, предстает перед этим колючим миром. Может показаться, что Псих свободен от куриной мудрости человечества и прочих нагромождений, но это не совсем так. Псих, как патефон, действует по четко заданной программе, бьется в размытых рамках своего "Я", бегает в невидимом искривленном колесе - возможно, во имя каких-то внутренних идеалов. И, наконец, Пророк. Пророк - это уже не просто объект, это - целое явление. Это некая субстанция в газообразной мантии, наполненная ответами на любые вопросы, даже на те, которые ему никогда не зададут. В древности они носили высокие красные колпаки - так толпа помечала выделяющихся среди неё Дураков и Пророков. Жестикуляция Пророка всегда очень скупа. Он сдержан, скромен и не любит никаких дифирамбов в свой адрес. Именно этим он и силен. Что же движет Пророком? Я пришел к выводу, что это тоска и тяга к свободе для себя и других. Дурак - это не просто глупый человек. Прекрасно быть настоящим Дураком. Его сила и одновременно слабость в том, что он воспринимает мир и людей такими, какие они есть. Он не прокручивает в своей маленькой кубической голове какие-то там варианты и возможные расстановки сил, а просто живет и наслаждается жизнью. Важное замечание: Дураки никогда не стремятся упростить сложную для них задачу, не изобретают приспособлений для достижения цели, а всегда идут самым бесхитростным путём. Дурак - это свободный человек. Конечно, у него есть какие-то обязанности, но все-таки... В нашем столь разнообразном мире живет масса существ, в которых есть что-то от Кузнечика, от Сундука, от Олешка, от Пророка. Порой возникают очень интересные и непредсказуемые сочетания. Я знал одного, буквально святого, человека, в котором соединились качества Пророка и Олешка. Его не раздражала повседневная бытовая суета, он ко всему относился спокойно, неся свет правды и любви. От него исходила благостная симпатия. Мне довелось повстречать гибрид Кузнечика и Базарной Бабы - это была сморщенная засушенная ведьма с ледяным голосом и ядовитой душой - существо, не лишенное, впрочем, музыкального слуха и весьма начитанное. Ее бульдожьи повадки неизменно приводили к смерти тех глупцов, которые осмеливались подойти к ней слишком близко. В завершение наших философизмов нужно упомянуть еще одного персонажа. Это – Череп. Череп с золотыми зубами известен всем - это существо кричит о своей уникальности в мире, твердит о своем совершенстве, хотя внутри он абсолютно пуст. Череп любит командовать, задавать тон в разговоре, любит медленно и тускло шутить над кем-нибудь. Череп ненавидит любые проявления жизни, всякую естественность, однако сам патологически любит комфорт. Череп патологически болен снобизмом и неимоверно скуп. Девиз Черепа - НЕ Я ДЛЯ ВАС, А ВЫ ДЛЯ МЕНЯ! Он относится ко всем предметам, которые его окружают. Любимые слова Черепа - "ТЫ должен. ОН обязан. Это не ко мне. " Череп очень рационален. В его пустоте нет-нет да и промелькнет искорка выгоды. Он умеет во всех своих грехах обвинить других. Если проследить за ним, то можно увидеть, что он ужасный чистюля - не терпит пыль и мусор. Наверное, поэтому Черепа практически никогда не дружат с Сундуками. Череп бережет свои и общественные вещи. Он не выносит, когда на вещах появляется царапинка, не любит он и перемещения их с места на место. Порядок предметов у Черепа возведен в ранг общественной морали: если что-то не так сместилось, не так изменилось - надо выявить виновного и строжайше осудить его. Таким образом, для Черепа категорически важно, как его партнер относится к вещам. Только их он одушевляет и боготворит. Даже своих близких и друзей Череп вначале представляет неживыми предметами, а в дальнейшем на каждом коротком участке своей жизни даже мысленно их умерщвляет - для простоты. На каком-то этапе своей жизни он становится просто невыносимо опасен для окружающих. Избегайте, пожалуйста, черепов с золотыми зубами. ...
|
|