Евгений Королев МЕТАПЕЯ. ЭТЮДЫ ИЗ ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА. Глава 1. 1. Дворянство, это Богом данное состояние души, которое характеризуется тем, что определённая личность постоянно находится в процессе служения - исполнения одной лишь начальствующей воли. Начальствующей не в смысле "командирской", а относящейся к НАЧАЛУ того знания, которое от СЛОВА (Бога-Слова). Определённая СО-причастность к Этому СЛОВУ и образует соответствующее со-СЛОВИЕ. 2. В отличие от сословия священнического, славящего Бога и окормляющего труждающихся ради спасения собственной души, предназначение дворянства состоит в утверждении духовно-нравственных ценностей во всех сферах общественной жизни и в рамках всего сообщества в целом. 3. Когда корабль на плаву, насколько бы он не был разграблен разбойниками, насколько бы не был потрёпан штормами, всегда остаётся возможность его восстановить и продолжить путь к намеченной цели. (Особенно когда целью и является продолжение пути.) Однако, когда корабль перевёрнут, повергнут в морскую пучину и только воронка напоминает о трагедии, о каком "матросском" служении может идти речь? Матрос без корабля, в лучшем случае бывший матрос. 4. Если кто-то считает, что Русский корабль до сих пор удерживается на плаву, тот либо заблуждается, либо настолько его ненавидит, что страшится даже того места, где этот корабль затонул. 5. Для тех же, кто не мыслит своей жизни вне затонувшего корабля, правильнее будет приложить усилия к его подъёму и восстановлению, нежели клеить из картона макетики и разукрашивать их сентиментальной мишурой. Ибо, нет корабля, нет и служения, кто бы во что ни рядился. 6. Если "Россия-корабль", это всего лишь метафора, тогда не только усилия, но и сама надежда на его восстановление является безумием. Если же сословность на самом деле произрастает от СЛОВА, то в подъёме Русского корабля нет ничего нереального. Надо только обратиться к НАЧАЛУ. 7. Несколько поколений сменилось на земле с того времени, когда затонул Русский корабль со всей своей командой. (А может он и затонул-то от того, что из команды на нём никого не осталось, одни пассажиры?..) В отличии от кораблей из железа, которые сначала восстанавливают, а затем комплектуют командой, восстановление Русского корабля и комплектование его команды, суть одно и то же. Глава 2. 8. Многие говорят о России всего лишь сообразно тому, как они её себе представляют. Достойной же самоотверженного служения является только та Россия, которая "Третий Рим", та, которая засвидетельствовала о своей само значимой святости явлением образа Пресвятой Богородицы - Святой Руси Торжества Православия. Существование только такой России наполняет смыслом сословное устройство общества вообще, и существование служилого сословия в частности. Иначе, всё общественное бытие могло протекать в плоскости сугубо церковной жизни. Однако же сказано: Богу Богово, а кесарю кесарево. И хотя то, что "кесарево", в конечном счёте, тоже должно быть поднесено Богу, однако это уже совершенно иная плоскость человеческой жизни. Хребтом этой плоскости является дворянство (а когда оно исчезает, его место занимают деньги, со всеми вытекающими отсюда последствиями). 9. Если Крест - не только орудие казни, то явление образа Пресвятой Богородицы - Святой Руси Торжества Православия, это не только напоминание о само значимой святости России Небесной, не только подтверждение принципиальной возможности её воплощения в одном из своих земных прообразов - Державы Российской, но и призыв к действию. 10. Когда корабль затоплен в морской пучине, когда место затопления оцеплено со всех сторон боящимися восстановления некогда грозного корабля, какими могут быть действия тех, кто считает себя членами его команды? - Понятно, что форма и содержание действия должно соответствовать составу предмета. 11. Что есть Россия? - В общем и целом Россию можно представить в двух лицах: это одновременно Путь и путник, курс и корабль следующий этим курсом. Иначе говоря, Россия это сочетание духовной и мирской реальности. До недавнего времени и та и другая реальности находились за пределами досягаемости человеческой деятельностью. Всё изменилось с явлением образа Пресвятой Богородицы - Святой Руси Торжества Православия. 12. Явление образа Пресвятой Богородицы - России Небесной приблизило к нам духовную реальность России, сделало её видимой, осязаемой, доступной для нашего участия в ней. Да, сегодня это всего лишь несколько квадратных сантиметров иконографического изображения. Но это ровно столько, сколько на данный момент времени мы способны вместить и удерживать Святую Русь в своих сердцах, в своём сознании. 13. Именно мы - люди, ограниченностью наших чувств и мыслей ограничиваем и площадь земного присутствия Святой Руси Торжества Православия несколькими сантиметрами иконы. Это то, что относится к "минусу" ситуации. Но есть у неё и свой "плюс": если ограничиваем мы, то мы же можем эти границы и раздвигать. Границы не иконы, а присутствия на земле Святой Руси Торжества Православия - от иконы к храму, от храма к собранию, от собрания к сословности… И так далее, и так далее, и так далее. 14. Раздвигать границы, значит, создавать новые площади, новое пространство, на котором могло бы расширяться присутствие России Небесной - осуществляться подъём Русского корабля. Это позже данный процесс может протекать от храма к собранию, от собрания к сословности и т.д., пока же есть только икона, которая является предметом исключительно духовного содержания. Значит и первое усилие по подъёму Русского корабля должно быть духовным. Глава 3. 15. Духовное и материальное хотя и являются двумя сторонами одной медали, однако же, реализуются под действием совершенно различных механизмов. Так, если смысл всякого мирского действия кроется в получении определённого результата, то смысл и ценность действия духовного довольствуется одним лишь побуждением, переживанием определённого чувства, желания. Ведь всё духовное совершается, в конечном счёте, для Бога, а Бог ни в чём не нуждается. И уж совсем не нуждается в результатах нашей плотской деятельности. Но, что для Него не может быть безразличным, так это мотивы наших действий, глубинные желания, обуславливающие наши мысли, слова и поступки. Именно эти желания, эти глубинные устремления личности и составляют наши собственно духовные действия. Только такими действиями возможно сообщаться с Богом. 16. Обязательным и необходимым условием для того, чтобы духовное действие было реальным, является его положительный эмоциональный фон. Оно должно быть радостным, восторженным, благодатным, ибо сказано же: "не жертвы хочу, а милости",- и ещё: "не носите ко Мне своих мертвецов". Это действо-желание должно быть таким же просветлённым, величественным, таким же радостно-самоотверженным, как гимн Любви. Не самоуговаривания: "хочу, хочу", а исполнение сердцем такого гимна Любви. Только такое желание является духовным действием. 17. Ведь это же так понятно, так очевидно, что для любящего родителя не существует большей благости, чем переживание взаимной любви своего ребёнка, выраженной отнюдь не в вещах, а в чувствах. Насколько Творец совершеннее Своего творения, настолько выразительнее и созидательнее исполнение в Его честь гимна Любви. Исполнение сердцем такого гимна по поводу земного возрождения Святой Руси Торжества Православия является духовным действием, создающим определённую пространственно-временную ткань, в которую и продолжится насаждение (Богом) соответствующей земной реальности - от иконы к храму, от храма к городу и т.д. Таким путём был явлен образ Святой Руси Торжества Православия, таким же путём она распространится по всем уголкам и высотам земной страны Российской. 18. Собственно чувства - предмет очень тонкий и очень изменчивый, постоянно перетекающий из одного состояния в другое. Довольно трудно длительное время удерживать в сердце один и тот же предмет. Главным помощником в этом деле является мысль. В свою очередь мысли могут питаться от слов. А всё вместе это можно назвать молитвой. 19. Нужно молиться. При этом, можно молиться как угодно, лишь бы слова молитвы, произносимые вслух или мысленно, сопровождались сердечным гимном Любви в честь Святой Руси Торжества Православия. Чем масштабнее и значительнее, как в количественном, так и качественном плане, зазвучит этот гимн по земным просторам, тем больше на них будет места, достойного для принятия России Небесной, в том числе и в иных Её воплощениях, а не только в виде иконы. 20. Дворяне - не монахи. Сферы призвания служилого и духовного сословия хотя и единокровные, но не тождественные. Тем не менее, сердечная молитва о Святой Руси Торжестве Православия является главной текущей задачей нынешнего дворянства. Молитвенное служение священства посвящено спасению отдельных душ пасомых. Служение же дворянства (в данный конкретный период, служение молитвенное) имеет целью прославление имени Божьего в плоскости общественного бытия человека, в плоскости таких дел и отношений, которые внешне могут никак не касаться ни религиозной, ни даже духовно-нравственной жизни. 21. Молитва священническая - (славяще-)покаянная. Молитва дворянская - (славяще-)созидающая. 22. В силу несения апостольского служения, проистекающего от Самого Христа, для духовенства актуальность святорусской тематики вторична и определяется, главным образом сугубо субъективным фактором - уровнем национального самосознания каждого конкретного человека, состоящего в духовном или монашеском сане. Дворянство же проистекает из долга общественного. Процесс самоотверженного исполнения этого долга и обуславливает то состояние, нахождение в котором называется дворянством. Если иметь ввиду, что отношения дворянина с Богом всецело опосредуются его общественным служением, то для дворянина на первом месте стоит служение России. В самом этом служении реализуется одновременно и сословная принадлежность человека и его религиозность. 23. Молитва священника - главная, всепронизывающая составляющая его служения. Молитва дворянина - единственно доступная форма служения России на нынешнем историческом этапе. (Если, конечно- же иметь ввиду "радение о России в себе, а не о себе в России".) 24. Молитва - это так много, если говорить о её созидательной силе и значении, и так мало, если иметь ввиду внешние, мирские условия, необходимые для её исполнения. "Только верный в малом и в большом может быть верным". 25. А, МЕТАПЕЯ, значит состоявшееся, свершившееся, исполнившееся. * * * P.S. В апреле 2002г. исполняется первая годовщина, самой первой молитвы обращённой к России Небесной: Пресвятая Богородица, прости нас, много пред Тобой согрешивших, умоли Господа нашего Иисуса Христа даровать нам силы и возможности достойно почтить Тебя как в земном, так и небесном Твоём образе Святой Руси Торжества Православия. Аминь. Бийск, 2002г.
|
|