1. Литературный клуб. В литературных клубах, существует редколлегия. Так она, по «литературному» называется. А на самом деле, это несколько заинтересованных лиц. Или заинтересованных материально, то есть деньги на этом зарабатывают, или заинтересованных честолюбием – сами пишут и используют клуб, как площадку для продвижения и восхваления, своих произведений. В моём понятии – литературный клуб, это клуб читателей. На чей суд авторы выносят свои произведения. И только. Ничего больше. Авторам, там больше делать нечего. Но и читатели, в каждом клубе – свои. То фанаты «главного редактора», то просто друзья, то горячие поклонники жанра клуба. Авторы, выбирают, в какой клуб, они отдадут своё произведение. Да и вообще. На мой взгляд. Литература, она для того и существует, что бы писатели – писали, а читатели – читали. У писателей, как у профессионалов, должны быть свои «профессиональные» организации, или клубы. Для решения бытовых вопросов. И организации – средств производства. Литературные агентства, издательства, торговля, выставки и критики. А у читателей – разумеется, свои места, для обсуждения книг. Но, когда, встречаются вместе, и писатели, и читатели – то это уже, пресс конференция. А не клуб. Две стороны. И ещё. Как-то наболело. Меня постоянно зовут в какие-то объединения, союзы и клубы. А я, всегда отказываюсь. Считаю, что общение между писателями, не может происходить на «дружеской ноте». Исключение, конечно, если эти люди – друзья. А потом, уже, писатели. Нет, не из-за зависти, и не из-за конкуренции. Ну, о чём могут общаться, скажите мне, пожалуйста. Автор фантастических миров и автор, например, современных детективов. Обсуждать стилистику, или яркость впечатлений? Делится вдохновением, или сдавать внаём музу? Да не смешите вы людей. У них же, разные взгляды на мир, его ощущение. Чем больше они будут общаться – тем «похожее» будут их миры, в произведениях. А кому это надо? Вы скажете - а писатели, работающие в одном жанре. Бред. Любое общение – это, прежде всего, доказывание своей правоты. И если у нормальных людей, и между нормальными людьми – это вполне может существовать. То у писателей, и между ними – увольте. Что же они, тогда будут рассказывать читателям, в своих произведениях? Впечатления от общения с коллегами? Писатели, создают… Не побоюсь этого слова – творят, для того, чтобы их произведения читали. А читают, то, что интересно. Попахивает тавтологией. Что-то я увлёкся. Пардон. Продолжаем. 2. Литература в России. Об этом – не буду разглагольствовать. Потому, что живу вне пределов… Но, от пары комментариев – не откажусь. Преклоняюсь и восхищён. Бесспорно. Русская культура – это феномен. Её и по лицу… И под зад… А она, всё равно – Великая. Обидно, что коммерциализация заглушает, задавливает рекламой и валом, истинно ценные произведения. И большинство народа, в результате – обделено. Все читают детективы. А историческая и философская проза, а также поэтическая лирика – остаются уделом меньшинства. Слава богу, что японцы и испанцы, почему-то в моде. А русских-то – раз, два. Не выгодно. Грустно. Что-то будет через пару поколений. О чём они смогут написать? 3. Русская интеллигенция в эмиграции. Литературные сообщества. Существует, как бы две «концессии». Одна, верит, что они – избранные и непризнанные на родине. Поэтому, их отношение ко всему русскому - весьма предвзято. Мы – представители русской культуры. Так они о себе говорят. И вторая – по тем, или иным причинам, оказавшаяся вне пределов России, но, чувствующая, свою причастность к русской культуре, и творящая для читателей. Объясню свою точку зрения - более подробно. Так как и сам, ощущаю себя частью этой двуликой общности. Так вот. Изгнанники. Да, они талантливы. Хотя талант, определяется не экспертным заключением и не мнением критиков. Обратимся к истории. Великие и талантливые писатели, поэты. Признание получали… Конечно же – от читателей. Нет смысла, ломать копья и копаться в стилистических изысках, доказывая, что талантливее другого. Не нам об этом судить. Непризнанность, на мой взгляд – это или ошибка, стечение обстоятельств. Или – неискренность. Разумеется – перед читателем. Между собой, мы можем лгать, говорить правду в глаза, находить изъяны, или восхвалять. Какая разница. О чём мы договоримся. Или кто, кого, в чём убедит. Нет в этом смысла - для литературы. Есть, конечно, небольшое противоречие. В том, что путь к читателю, лежит через книги. То, есть, через распространение книг. А этот процесс, включает в себя – подготовку книги, печать, реклама, и реализация. То есть – деньги. И чем эффективнее, процесс распространения книг – тем, естественно, больше круг читателей. Парадокс. Хочешь, чтобы твоё произведение читали – учись зарабатывать деньги. Вкладывай их. И тогда появится возможность для признания – или забвения. Странно. Дико. И глупо. Поэтому, подавляющее количество писателей и поэтов, пишут «в тумбочку». И ждут возможности – реализоваться. В Европе, конечно, с этим, меньше проблем. Отлаженная технология литературных агентов. Система гонораров и профессионализм издателей. Я, например, сотрудничаю сразу с тремя издательствами, но у меня есть и литературный агент. Конечно, первую повесть – я рассылал двадцати агентам. Откликнулось – восемь. Один – поверил в меня. Он хорошо потрудился. И мне – пишется легко. Издатели – с ними сложнее. Они всегда в поиске. «Ну, напиши фантастику» - денег заработаем. Постоянно давят – то сроки, то продолжение. То – на злобу дня. Повышают гонорары – только пиши. Рынок – что и говорить. Но, русскоговорящая, и по-русски пишущая «братия», в основном, не обращается к «акулам капитализма». Предпочитая пользоваться развивающимися, и учащимися на ошибках – Российскими издателями. А те, начинают с них «сдирать» - оплату, за агентские услуги, за допечатную подготовку, за сам процесс книгопечатания. Дикость. А потом, с видом меценатов – предлагают 10% от прибыли с продаж. Абсурд. Конечно, у девяти из десяти, опускаются руки. Талант, должен себя реализовывать, что бы быть талантом. А деньгами должны заниматься – профессионалы. От этого, всего, появляется озлобленность на коллег по профессии, на аудиторию, и в итоге – на весь белый свет. Поэтому, винить и обвинять, наших «изгнанников» - не будем. Их можно только пожалеть. Другие. Фанатики «пера», графоманы и «тонкие» натуры. Среди таких «творцов», чаще встречаются, таланты крупной величины. Да, они пишут для читателей. Они отдают себя целиком искусству, творчеству. И не страдают тщеславием. Но, они или сгорают, или остаются во власти Истории и Времени. За них - обидно. Но, на их счастье – есть Интернет. Совершенно, без затрат – и многотысячные аудитории. И они пишут «в сеть». И их читают. А они творят дальше. Но и в Интернете, обосновались и те – первые (изгнанники). И выступают своеобразным щитом. Мы – литература, а вы – дилетанты. Думают, что для того, кому интересно творчество, их комментарии, или препоны – будут являться преградой, для чтения. Ошибаются. Интернет, пока ещё, достаточно демократичен. В лучшем смысле этого слова. И, читатели, в нём, находят своих писателей и поэтов. Да будет так… Георгий Стенкин Сентябрь 2006 На основе материала из романа «Школа, как это было…»
|
|