Закончила намедни последнюю книжку Дэна Брауна. И решила вывести небольшой сопоставительный анализ. По его окончании я поняла, что все ЭТО вполне можно было написать уже после второй прочитанной книги: неузнаваемостью мистер Браун явно не блещет. Итого, мы имеем 10 «тайных» признаков Дэна Брауна. Признак первый. Во всех книгах Брауна на одной из главных ролей выступает «пара» (Майкл Толланд+Рейчел Секстон, «Точка обмана»; Сьюзан Флетчер+Дэвид Беккер, «Цифровая крепость»; Роберт Лэнгдон+Виттория Ветра, «Ангелы и Демоны»; все тот же Роберт Лэнгдон+Софии Невё, «Код да Винчи»). Притом, интересно, что в трех из четырех случаев(кроме ЦК) «пара» становится парой непосредственно в процессе (пережитые трудности сближают, да-да, многозначительное покашливение), соответственно... ...признак второй - прелюдия к сексу – обязательный финал трех из четырех книг (В «Коде да Винчи» все дело ограничивается страстным поцелуем.) Хотя, этот признак следовало бы поместить и в конец повествования – есть и другие, по которым признать руку мастера можно гораздо ранее, не доходя до последней страницы. Признак третий – торжество феминизма. Всенепременно и обязательно главная женская линия отведена очень умной, очень привлекательной и высокопоставленной женщине с весьма необычной профессией. Напомню, Софии Невё занималась криптографией, Виттория Ветра была ученым-физиком в ЦЕРНе, Рейчел Секстон работала в НРУ, занимая высшую в своей области должность, а Сьюзан Флетчер была главой отделения криптографии в АНБ. Кто сия мадам, с которой были скопированы четыре героини Брауна науке неизвестно, но напоминание о ней продолжает жить в книгах писателя, меняя от книги к книге имена и род деятельности. Ах, да, и мужчин тоже! Признак четверый – эти странные мужчинки. Главные герои у Брауна тоже идут практически под копирку. И Майкл Толланд, и Дэвид Беккер, и Роберт Лэнгдон во-первых, блестящие ученые, влюбленные в свое дело и, во-вторых, несколько необычные в своих предпочтениях, образе жизни и пр. люди. Одним словом, чудаки. Признак пятый – какая любовь, когда всем нужен только секс? Сие занятие, причем чисто, скажем так, «механическое», «не по любви большой и чистой» случается в каждой книжке. Кроме того, в ¾ книг он становится «доступен общественности»: Софи застает своего деда за ритуальным, гм-гм, занятием; снимки Гэбриэл Эш и Седжвика Секстона попадают в руки прессы; запись Чеда Бринекерхофф в компании Кармен Хуэерты (хороша фамилия!) Мидж Милкен радостно выводит на все экраны в качестве шантажа. Идем дальше. Признак шестой – Великий и Ужасный. Главный злодей открывается в самом конце книги, и им оказывается некий могущественный и до самого конца считавшийся положительным герой, который еще и усиленно помогает нашей паре в распутывании клубка событий и интриг. Но и Уильям Пиккеринг(ТО), и Карло Вентреска(АиД), и Лью Тибинг (КдВ), и коммандер Стратмор(ЦК) не просто злые гении, волей автора получившие роль в этом карнавале. Действия каждого подведены под обширную базу прошлых событий, порой уходящих в далекое детство, сетку мнений и убеждений, то есть они не «что либо как», и даже не «как либо что» злодеи со смыслом. Признак седьмой – то ли люди, то ли куклы. Исполнители злой воли во всех книгах оказываются простыми пешками в чужой игре. Тупыми, но свято верящими и мгновенно подчиняющимися. Ассасин и Сайлас - фанатики братства «Иллюминати» и «Опуса Дэи», соответственно, а Дельты 1-2-3 и Халохот - безупречные машины для убийства, не дающие сбоя. Признак восьмой – о самом главном. Проблема, из-за которой и вертится все действие – обязательно мирового, нет, даже вселенского масштаба! Свидетельства внеземной цивилизации, уничтожение Ватикана, создание кода, не поддающегося дешифровке, поиск секретного кода да Винчи – и ничуть не менее глобально! Признак девятый – американская канва. Как во всех хороших американских боевиках и захватывающих фильмах кульминация приходится на последние минуты или даже секунды причем в буквальном смысле слова. Да и само действие развивается очень динамично в течение пары дней. Кроме того, главная линия поиска героев построена по схеме «цепочки»: не узнав одного звена, не узнаешь и последующего. Признак десятый – узнаешь руку художника? Манеру письма Дэна Брауна характеризует «рваный» стиль, который при прочтении книги создает такое ощущение, будто ты смотришь остросюжетный фильм. В самый интересный момент автор перескакивает на другое место действия к другим героям, и это туда-сюда-обратно длится всю книгу. Кстати, этих самых мест действия в каждой книге обычно два. Таким образом, легко и ясно выводится, что Дэн Браун, особо не заморачиваясь, творит по одному лекалу все свои книги. Уже в начале очередной книги примерно понятно, кто тут главный злодей, кто герой и чем все закончится. От этого, правда, их не менее интересно читать – в этом его несомненный плюс. Несмотря на то, что я только что распиналась о его примитивности в построении сюжетов и отсутствии у писателя стремления к мало-мальскому разнообразию, его новую книгу я куплю и с интересом прочитаю. Правда, не как книгу, от которой случается «перелом сознания»(такой часто используемый и, видимо, модный нынче оборот, которым характеризуют «Код да Винчи»), а как легкое и приятное чтиво. Такое тоже можно иногда читать, не Достоевским единым множится наша духовная жизнь. Помимо динамичности сюжета приятно поражает эрудиция Брауна. Конечно, историки, программисты, ученые громко хохочут или плюются, читая его книги, и их тоже можно понять. Они знают по теме в тысячи раз больше какого-то американского журналистишки, но слепить из этого захватывающее и интересное произведение, приносящее к тому же солидный доход, не могут или не хотят. Вот зависть и берет свое! Ну а если серьезно, понятно, что то, что он выдает за исторические или научные факты – вранье. Но насколько умело оно вплетено в канву реальных имен и событий не оставляет сомнения в широком кругозоре автора. Подведем итог: Дэн Браун однообразен, интересен, недостоверен и....весьма популярен. ;) И читать его вполне можно, если не принимать как литературу высшего сорта. «Скелет» новой книги в 10 пунктах можно прочитать выше, осталось дождаться ее выхода, купить и на пару дней погрузиться в увлекательный и легкий мирок.
|
|