Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Произведения для детей

Автор: Вадим ЧирковНоминация: Проза для школьников средних классов

Роботы на каждом шагу

      РОБОТЫ НА КАЖДОМ ШАГУ
   
    «Главки из повести «Роботы путешествуют»
   
   
   В летние каникулы школьные роботы Знайка и Помошник взяли да и отправились в деревню. Произошло это не просто и не ради одной только прогулки, и мы об этом «не просто» расскажем.
   
    Помощник
   
   Школьный робот Помощник был придуман для оказания всяческогго рода помощи. Он пришивал оторванные пуговицы, прикреплял оторванные ручки к портфелям, разнимал драчунов, помогал сгружать школьную мебель, таскал тяжелые бидоны с краской, на спортивных соревнованиях болел за слабого. Он бы даже, наверно, одалживал деньги на булочку, если б они у него водились.
   Зная его добродушный характер, ребята над ним подшучивали:
   -Помощник! Там Леньке Дроботу ухо отогнули, никак не выпрямить, - говорил кто-то из ребят.
   Робот к Леньке. Но по дороге все-таки поймет, что над ним подшутили, остановится.
   -Ухо нельзя отогнуть, - прогудит укоризненно. – Ведь Леонид Дробот не робот. Ухо у него не железное.
   -Помощник! Смотри – окна горят! – бросит ему на бегу шутник.
   Окна на закате в самом деле пылают – будто докрасна раскалились. Робот обеспокоенно смотрит на окна. Надо спасать – а как, если их вон сколько! Внутри робота усиливается гудение, а в голове начинает что-то потрескивать – это Помощник так размышляет. Потом он принимает решение. Взбирается по пожарной лестнице на высоту третьего этажа и трогает спецальным пальцем-градусником стекло. Стекло холодное.
   -Это обман зрения, - сообщает он, спустившись вниз. И успокаивает ребят: - Они не горят, Это только так кажется.
   
    Знайка
   
   Ученые подсчитали: один ребенок может задать взрослому 432 вопроса в день. И попробуй-ка ответить на все 432, если половина из них выглядит так: из чего состоит тень? Почему деревья растут вверх, а не вниз? Можно ли есть песок, если он не сахарный? Почему кошки ходят лёжа? Сколько на свете толстых и сколько худых?
   Школьный робот Знайка... Знайкой, кстати, его назвали сами школьники во время опроса – как поименовать робота-энциклопедист­а­ РШЭ-З... ну так вот, школьный робот Знайка знал все и мог ответить на самый мудреный вопрос, который способен задать только первоклашка.
   На вопрос, например, из чего состоит тень, он отвечал: из вечера.
   К обеду ребята так уставали от собственных вопросов, что не могли вымолвить ни слова. Зато учителя и родители были спасены.
   Вот и еще один удачный ответ нашего энциклопедиста. Как-то один настырный первоклашка, Гоша Колотун, не в силах придумать хоть еще один вопрос, спросил у робота:
   -А... о чем тебя еще можно спросить?
   Знайка на это ответил не сразу. Он что-то обдумывал.
   -Спроси, - сказал он наконец, - не устал ли я.
   -Знайка, - обрадовался Вова, - а ты не устал?
   -Большое спасибо, Вова, – раздельно сказал энциклопедист. – Я не устал, но знаешь, как приятно, когда и к роботу относятся по-человечески!
   
   ГДЕ ВОЗ?
   
   Это всё предисловие, а история наша только-только начинается. Она приключилась во время весенне-летних экзаменов, в последние ее дни.
   Для роботов экзамены тоже были трудным делом, но совсем по другим причинам, чем у школьников. Знайка, ясно, был нарасхват. Его спрашивали одновремено с девяти сторон. И про характер пушкинской героини Татьяны Лариной, и про второй закон Ньютона, и про год рождения короля Пипина Короткого. Подзаряжать аакумуляторы робота-энциклопедист­а­ нужно было каждый день, но об этом в суете забывали, и Знайка начинал заикаться. Заикаться и говорить, что в год, когда родился Пипин Короткий, Татьяна Ларина сильно изменилась согласно второму закону Ньютона.
   Кто-то из спрашивающих догадывался, что аккумуляторы энциклопедиста разрядились, и Знайку тащили к ближайшей розетке. Тащили – потому что колени робота подгибались, руки висели, голова поникла, а язык заплетался.
   Надо было видеть, как оживал робот. Первой поднималась его тяжелая, круглая, как глобус, голова. Взгляд яснел. Руки переставали болтаться, и Знайка проверял, на месте ли его голова. Выпрямлялись колени. Робот встряхивал головой, словно приводя ее в окончательный порядок (расставляя все по своим местам), и точно отвечал на заданный вопрос.
   С Помощником же все было наоборот. Этот во время экзаменов шатался по школе без дела. Без дела в то время, когда десятки человек нуждались в помощи! То тут, то там слышалось:
   -Люди, тону!
   -Ничего не секу, хоть меня убей!
   -Зубрю, зубрю, а с места не сдвинусь!
   Помощник подходил и робко предлагал:
   -Может, я тебе как-то помогу? Может, тебя нужно подтолкнуть?
   -Иди ты! – отвечали роботу. – Что я тебе – тележка?
   В это время кто-то кричал:
   -В одно ухо влетает, а в другое вылетает!
   Тяжеловесный робот спешил на помощь.
   -Давай я заткну ухо, из которого улетучиваются знания!
   А тут слышалось совсем уж отчаянное:
   -Алексей Петрович с меня живого шкуру спустит! – вспомнит мне кое-что!
   Рассказывали, что робот Помощник одной из первых серий не выдержал призывов о помощи и жалоб, ворвался в класс, где экзамен принимал слишком строгий учитель, сгреб его в охапку, из класса вынес и из школы тоже, во дворе отпустил, но встал на пороге и, скрестив руки на железной груди, сказал учителю, что тот больше в класс не войдет. Так робот понял задачу помогать...
   Помощники следующих серий этого уже не делали, им строго-настрого запретили входить в класс во время урока, а тем более экзамена и выносить оттуда преподавателей.
   И вот когда наш Помощник шатался без дела по коридорам, слыша отовсюду призывы о помощи, с ним происходило то, с чем пока не сумели сладить конструкторы. В роботе, созданном для помощи, призванном помогать, накапливался заряд услуги. Робот, если сказать о нем, как о человеке, изнемогал от желания помочь, что-то для кого-то сделать. Об этом наапливающемся заряде услуги предупреждала инструкция. Предупреждала и предписывала Помощника своевременно разряжать, давая то или иное поручение. Но в суете экзаменов об этом пункте инструкции тоже забывали, и Помощник ходил по школе, готовый, что называется, лоб расшибить, лишь бы услужить кому-либо.
   Ну и вот, шагает Помощник мимо класса, где идет экзамен, а там кто-то читает стихотворение, а последнюю строчку произносит с такой печалью, что робот останавливается:
   -Да только воз и ныне там!
   Помощник застывает около этой двери, как часовой. Он еле дожидается ученика, что читал стихотворение (робот узнал его по голосу), и спрашивает:
   -Славик, где воз?
   Этот разговор мы приводим как можно точнее.
   Итак:
   -Славик, где воз?
   Славик, естественно, вытаращивает глаза.
   -Какой воз?
   -Который не смогли вытащить. Ты говорил о нем пять минут назад.
   -А-а... Так он же из басни! - И Славик снова идет к двери, из которой только что вышел: в классе, у доски стоит сейчас его друг.
   Помощник за ним.
   -Но он все еще там?
   -Кто?
   -Не кто, а что, - поправляет его Помощник, вспоминая Знайкины уроки. – Я спрашиваю про воз.
   -Так я же тебе говорю – он из басни!! – Славик прилипает ухом к двери.
   Помощник задумывается. Но через минуту снова гудит:
   -Ты, наверно, хочешь надо мной посмеяться. Воз не может находиться в басне. Басня – это то, что учат наизусть, а воз – это то, на чем возят грузы. Скажи мне честно – где воз?
   Славик не выдерживает и кричит:
   -Там он и стоит, где его оставили! Иди, - и тут он невзаначай произносит магическое для робота слово: - Иди и помоги вытащить!
   -Так, - говорит робот, что-то соображая или вычисляя, - так, так...
   Сказав еще раз «так», Помощник повернулся и пошел по коридору. И чем дальше он уходил от класса, тем решительнее становился его шаг. Через три минуты он вышел из школы и исчез.
   Электронный мозг робота получил сигнал о беде. Где-то стоит воз, он застрял, люди говорят об этом с печалью. Люди от этого страдают! Он, робот, призванный помогать, должен вытащить воз! Но сначала он должен его найти.
    Найти воз из басни Крылова «Лебедь, рак и щука»...
   
    То ли Костя, то ли Сеня
   
   Знайка догнал Помощника только у выхода из города – когда на обочинах шоссе появились чертополох, лебеда, сурепка и даже цветущий козлобородник.
   Помощник, шагая, смотрел только вперед, трава его не интересовала..
   -Смотри, Знайка, что-то тарахтит нам навстречу.
   -Кажется, это комбайн. Мы можем спросить у комбайнера, далеко ли до деревни.
   Роботы спутились с дороги на луг с высокой травой и пошли навстречу комбайну-сенокосилке­.­
   Помощник поднял руку, и агрегат остановился в трех метрах от них. Комбайнера на нем не оказалось. На месте кабины был металлический ящик величиной с хлебницу. Но кто же остановил комбайн?
   -Вы роботы? – раздался голос. Приятели посмотрели друг на друга, потом по сторонам, даже оглянулись: никого. – Вы сюда смотрите, на комбайн. Ведь я тоже робот.
   -Ты робот? – первым опомнился Знайка.
   -Конечно. А что тут удивительного? Я робот-сенокос. Зовут меня кто Сеней, кто Костей. – Из комбайна высунулась длинная суставчатая рука, и наши роботы пожали ее. – Она у меня для ремонта, - объяснил Комбайн (будем называть его так), - достаю на себе любое место. Вы, наверно, городские, да?
   -Городские, - ответил Знайка.
   Помощник молчал, разглядывая робота, который был больше его раз в десять.
   -Потому-то вы обо мне и не знаете. Правда, я всего лишь вторая модель. А как вы сюда попали?
   -Мы ищем воз, - наконец-то вымолвил Помощник первую, и, признаться, не самую удачную фразу. – Ты случайно не знаешь, где он? Мой приятель, хоть и Знайка, а не слыхал о нем.
   -Воз? – удивился Комбайн. – У нас в деревне, кажется, остались одна или две телеги. А зачем вам воз?
   Знайка незаметно толкнул Помщника в бок и быстро ответил сам:
   -Нам приказано снять с него точный чертеж, чтобы можно было построить телегу. Она нам нужна для музея истории.
   -Телега – это, конечно, старина, - согласился Комбайн. – Между прочим, она моя дальняя родственница – ведь у нее, как и у меня, четыре колеса. Но телега никогда не умела ни ездить сама, ни убирать урожай, ни говорить, ни думать.
   -Так ты тоже умеешь думать? – брякнул Помощник.
   -А как же! – Голос у Комбайна был, как и у Помощника, без окраски, только громче или тише. Сейчас он сказал громче: – Ясно, умею! Может, не хуже тебя, хоть ты и на двух ногах, а я на четырех колесах. Но это еще не все: я и стихи сочиняю. Если луг ровный и если все у меня в порядке, другими словами, если работа ладится, они получаются у меня сами собой.
   -Прочитай хоть одно, - попросил Знайка.
   -Пожалуйста. – Комбайн поднял свои подвижные глаза-фары к небу и загудел, размахивая ремонтной рукой:
    Коси, коса, пока роса!
    Спешите, тыре колеса!
    Смотрите вни, мои глаза,
    Чтоб не скосить случайно за!
   -Очень хорошие стихи, - одобрил Помощник, - мне нравятся.
   -Хорошие, - похвалил и Знайка. – Но объясни мне, Костя, что такое «тыре», «вни» и «за»?
   -Ну, это понятно каждому, кто хоть раз косил! – воскликнул Комбайн. – «Тыре» это, разумеется, «четыре», «вни» - это «внимательно», а «за» - это, конечно, «заяц». И даже не заяц, а зайчонок, потому что взрослый заяц вовремя убегает. Но эти слова, особенно «внимательно» и «зайчонок» такие длинные, что никак не помещались в строчку, и мне пришлось их укоротить, чтобы не сбиться с рабочего ритма. Я же говорил, что сочиняю стихи на ходу.
   -Я должен был сам об этом догадаться, - сказал Знайка. – Моя беда в том, что я никогда не косил.
   -Я тоже знаю одно стихотворение, - сказал в свою очередь Помощник.- Вот послушай... – И он прочел известную нам басню. Последнюю строчку «А воз и ныне там» он произнес громче и уставился на Комбайн, ожидая оценки.
   -Это ты сочинил? – позавидовал Комбайн. – Я бы так не смог.
   -Нет, это не я. Один человек. Его зовут Крылов. Что ты думаешь об этом стихотворении? Тебе не кажется, что...
   -Кажется, кажется! Там ни слова не сказано про того, кто поставил лебедя, рака и щуку в одну упряжку. Ты это имел в виду? Кто так делает?! – В Комбайне что-то грохнуло. – Вот о ком нужно было сказать веские слова! К тому же видно, - добавил Комбайн, - что ваш Крылов сочинял стихотворение не на ходу. За столом небось рассиживал. Недосказать кое-что, чтобы читатель хорошенько пошевелил мозгами, - вот, по-моему, задача поэта!
   Начался разговор на тему, в которой Помощник чувствовал себя неуверенно.
   -Нам не пора? – тихонько спросил он у Знайки.
   -Подожди, - ответил тот. – И снова обратился к Комбайну: - Уж коль ты заговорил о недосказанном, не расшифруешь ли мне, что такое «ко-ко-ко» и «га-га-га»? Ни в одном словаре этих слов нет, а ребята смеются, когда я говорю им, что не знаю.
   Внутри Комбайна что-то негромко застучало.
   -Горожане и есть горожане. Не знать таких простых вещей! «Ко-ко-ко» - это про курицу, а «га-га-га» – про гуся!
   -Я догадывался, - Знайка покачал головой, – но уверенности у меня не было, а я все должен знать наверняка. А что ты скажешь про «ни гугу»?
   -«Ни гугу»? – Комбайн потер ремонтной рукой ящичек, похожий, как мы сказали, на хлебницу. – «Гу» не говорит ни одно из известных мне животных... А-а! «Ни гугу» - это когда кто-нибудь не подает гудка! Едет прямо на тебя и почему-то не гудит. Ты бы и сам мог дотумкать, - а еще Знайка!
   -Слово «дотумкать» мне как-то объяснили... - задумчиво сказал Знайка. – А вот как ты растолкуешь мне выражение «ни бум-бум»? – Энциклопедиста, видимо, задели последние слова Комбайна.
   Новый знакомый наших путешественников погрузился в молчание, столь долгое, что стал напоминать обычную сенокосилку.
   -«Ни бум-бум», «ни бум-бум»... – подал он наконец голос. – Я, понятно, слышал эти слова и не раз, но как-то не задумывался над ними... – И вдруг Комбайн встряхнулся. – А не кажется ли вам, друзья мои, что это свежее выражение из словаря роботов? «Ни бум-бум», по-моему, говорят, когда никто не идет к тебе с молотком и отверткой! Честное слово, с этого дня я буду использовать это выражение! Видите, как полезно общаться? Не приди вы, разве узнал бы я новое словечко? - Комбайн не давал своим собеседникам раскрыть рта. – Но и у меня к вам есть вопрос. Дело в том, что во мне, - робот-громадина показал ремонтной рукой куда-то назад, - свила гнездо птица и высиживает яйца. И я не знаю, кем я прихожусь будущим птенцам. Иногда я чувствую себя отцом, иногда же – просто домом.
   Знайка хотел было сказать, что он об этом думает, но Помощник опередил его.
   -Кто ты – отец или дом, - важно произнес он, - скоро узнаешь сам. Если в гнезде появятся маленькие комбайнята, ясно, что ты отец, но если птенцы – ты только дом.
   Комбайн снова потер рукой ящичек.
   -Смотрите, как все просто. А я мучился три дня... – И тут он спохватился. – Что я делаю?! Сам себе говорю: «Коси, коса, пока роса!», а вместо этого болтаю!.. Очень рад был с вами познакомиться, - скороговоркой закончил он беседу, - приходите как-нибудь еще. Пока! – Мотор его взревел и Комбайн двинулся по лугу.
   Знайка что-то вспомнил и побежал за ним.
   -Постой! – крикнул он. – Постой!
   Комбайн остановился и приглушил мотор.
   -Как называется эта деревня? – Знайка показал на селение в трех километрах от луга.
   -Болотино, - ответил Комбайн.

Дата публикации:26.06.2006 17:23