Ай да Кибер-Пушкин… Скрипучие дверцы с дребезжащим мутным стеклом, запах старой бумаги – жучки, плесень, пыль в ассортименте; зачитанные до дыр книжечки с отставшей бумажной обложкой, иные и вовсе без нее… Старый шкаф на балконе, полный фантастики и приключений. Зимой и летом не зарастала к нему народная тропа. Члены семьи, друзья семьи, родственники друзей семьи и друзья родственников – очередь выстраивалась чуть ли не по записям на потных ладошках. Ефремов и Брэдбери, Азимов, Каттнер, Саймак, Лем, Стругацкие – самые дорогие сердцу отечественного любителя фантастики (не путать с любителями фэнтези!) имена. Приложения к журналам, серии, собрания сочинений – «Советская фантастика», «Зарубежная фантастика», «Искатель», «НФ», «Библиотека приключений и фантастики», «Библиотека современной фантастики»…А сколько было сборников и сборничков, где (в лучших традициях советской эпохи) к косноязычному романищу какого-нибудь нафталинового совклассика - в нагрузку, «прицепом», шли несколько переводных рассказиков, и вот ради них-то и покупался здоровенный том. Впрочем – что это я? Не покупался, конечно, а чаще всего выменивался, или выпрашивался, или был получен в обмен на тонны макулатуры, а если уж и покупался, то не за один и на за два номинала. Наверное, не ошибусь, сказав, что детство и отрочество большей части интеллигенции моего и рядом стоящих поколений прошли под знаком НФ – научной фантастики. А когда-то прочитанное нет-нет да и выплывет из подсознания, накладываясь на текущую действительность и порождая ни к чему не обязывающие мысли на тему действительного соотношения реальности истинной и вымышленной. К чему это длинное вступление? Всё дело в том, что научная фантастика – опять же, в отличие от фэнтези – помимо обычных для литературного жанра смысловых и развлекательных смыслов отягощена еще и некоей футурологически-пророческой миссией. К примеру, НФ образца 60-70 включает в себя огромный массив произведений, посвященных глобальной катастрофе в результате атомной войны между США и СССР. К счастью, мрачные прогнозы не сбылись. Пока. Или вот еще чудная тема: клонирование. Фантасты привольно расписали всевозможные сюжеты: от юмористической путаницы до трагедии самоидентификации. Однако, ни короткая и полная загадок жизнь овечки Долли, ни даже рождение нескольких младенцев-клонов все еще не являются доказательствами действительно решенной наукой проблемы. Или: заморозка трупов и безнадежно больных до лучших времен – криогеника. Замораживание миллионеров идет полным ходом, но вот удастся ли их когда-нибудь оживить – вопрос… Многое обозрели своим быстрым умом писатели-фантасты. Сложные взаимоотношения человека и робота, перенаселение, абсолютное оружие, вечная жизнь, цикличность человеческой цивилизации, столкновение с внеземным разумом, наконец (это отдельный Клондайк идей и предположений). Помню, собрание сочинений невероятно популярного в советские времена, а ныне почти забытого писателя-фантаста Александра Беляева, изданное где-то в конце 50-х годов прошлого века, было украшено дивной таблицей. В левом столбце значились выдуманные Беляевым достижения науки и техники, как-то: способность летать подобно птице («Ариель» - не путать с известным стиральным порошком), способность плавать подобно рыбе («Человек-амфибия», раскрученный советским кинематографом), пересадка органов человеческого тела вплоть до голов и лиц, чудесные гормональные лекарства, продажа воздуха и пр. и пр. А в правом столбце издатели указывали примерную дату действительного изобретения всех этих чудес. Согласно этой таблице, году так в 80-м человечество бы поголовно взлетело в голубые небеса без посредства техники. Повторяю, многое описали фантасты в своих произведениях. И только две вещи не удалось им предугадать – глобальной компьютеризации и Интернета. Забавно сейчас читать какую-нибудь повесть середины прошлого века, повествующую о середине века нынешнего: сидит там какой-нибудь известный писатель за пишущей машинкой… Ну максимум – вместо книг у него микрофильмы на полках. Интернет же и вовсе никто из авторов не мог себе вообразить. А ведь именно Всемирная сеть представляет на сегодняшний день то необозримое виртуальное пространство, где и воплощаются многие идеи фантастов прошлого. Есть, к примеру, у Станислава Лема замечательно смешной рассказ из серии «Приключения Трурля и Клапауциуса». Поспорив с другом, конструктор и программист Трурль усовершенствовал обычную цифровую машину, и она начала сочинять стихи. Вначале – нелепые и совсем простенькие, но зато потом (после долгих мучений конструктора) стали выходить из-под воображаемого пера механического поэта весьма и весьма качественные вирши. Причем, машина могла сочинять тексты и на заказ, например, стихи, в которых все слова начинались бы на букву «г», с определенным сюжетом и определенной величины («Грозный Генька-генератор грубо грыз горох горстями…» и т.д.) В общем, выиграл Трурль спор, посрамил друга-противника Клапауциуса, а кибер-поэт тем временем сочинял и сочинял – пока не лишил работы всех поэтов настоящих. Редакциям выгоднее и проще оказалось иметь дело с покладистой, неприхотливой, а главное – плодовитой машиной, нежели чем с капризными и непредсказуемыми поэтами-людьми. Чуть было не растерзанные толпой обозленных авторов, лишившихся по милости железного барда пропитания, конструкторы вынуждены были отправить свое детище в космос в качестве одного из спутников далекой планеты. Но не затерялся в пространстве вселенной механический поэт – он продолжал сочинять и отправлять километры своих творений в пространство, так что вскоре этот сектор пришлось закрыть для космических кораблей: непрерывная трансляция гениальных стихов сделала невозможной космическую навигацию… В прошлом году в рунете появился проект под названием «Кибер-Пушкин». Его автор – пермский медиахудожник Сергей Тетерин создал говорящую механическим голосом голову кибер-поэта, которая читает серию стихов, написанных программой «Кибер-Пушкин 1.0 бета». Эта программа производит русскоязычные стихи на основе обширной базы данных (стихи Есенина, Мандельштама, Пригова и пр.) После нескольких месяцев существования автор законсервировал свой проект, но его заархивированную версию можно скачать с сайта http://teterin.ru/pushkin.htm Вот несколько отрывков их стихотворений кибер-поэта. *** Слипшийся дзот заарканенный зануда Дрогни православие В рот не берет великий Будда. *** Розовый, падший цветок георгин, Склоняет к сожительству лень, Бурей заброшен в курятник пингвин *** Санки катая по раннему небу, Сказки читая поганцам минтая, Забросьте хвосты на ближайшую пальму. Приматы душили Варвару и Марью! Сам автор – Сергей Тетерин, чье лицо и голос, кстати, послужили основой для кибер-двойника, - резюмирует так: «…Эти стихописания, конечно же, смехотворны. Но они созданы на основе уже допотопного «программного движка» образца 1996 года. Если учесть тенденцию совершенствования подобных «стихо-программ», то можно с уверенностью ожидать в ближайшие два-три года появление русскоязычной программы, которая будет писать стихи на уровне большинства ныне живущих поэтов-людей. Люди закономерно проиграют в конкурентной борьбе: машины не только начнут генерировать более талантливые стихи, но и, что важно, будут производить их моментально и в неограниченных количествах. Перемены в культурном пространстве неизбежны: искусство поэзии станут преподавать в рамках «гуманитарного программирования», а стихи для любимых будут не писать, а выбирать, как цветы в магазине». Смелое утверждение. Не знаю, может быть и так. Однако, судя по тому, сколь непопулярна ныне поэзия как жанр с одной стороны и насколько нечитабельны поэзы, созданные современными поэтами - с другой, скорее всего и механические, и рукотворные вирши будут в равной степени невостребованы читателями. А вот если такую программу создать для прозаических текстов… Немалые деньги может она принести своему творцу. Представляете: невиданная плодовитость – хоть 10 романов в месяц – раз; никаких излишеств в смысле стиля, строгая функциональность - два, низкие затраты – три, никаких капризов, лени и отсутствия вдохновения у автора – четыре, абсолютное попадание в «десятку» самых низменных и постыдных читательских вкусов – пять, математически рассчитанная кривая «раскрутки» той или иной серии… Хотя – что это я? Уж не создана ли такая программа давным-давно по заказу российских издательств и не работает ли она уже много лет, регулярно выбрасывая на прилавки книжных магазинов нескончаемые вереницы иронических детективов, крутых боевиков, слезливых дамских романов и нудной фэнтези? Недаром, наверное, в последнее время все чаще звонят мне старые приятели и просят (как в незапамятные времена далекой юности) почитать Лема или Стругацких. Или что-нибудь из классики. Одним словом – что-то настоящее. Натуральный продукт…
|
|