Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Дмитрий КомаровНоминация: Литературно-критические статьи и обзоры

«Per aspera ad astra» (7-я «серия»)

      Let me then immediately explain,
   that I mean only to deny that the word stands' for an entity,
   but to insist most emphatically that it stands for a function.
   Jame(s), William. Essays in Radical Empiricism. *
   
   Да здравствует творческая активность обитателей литературного портала «Что хочет Автор», дающая мне колоссальный материал для «патологоанатомическ­ой»­ работы над текстами и дальнейшего их «вшивания» в сериал «Через тернии к звездам», седьмая «серия» которого прямо с пылу с жару на Вашем столе (рабочем, компьютера…) или просто перед глазами!
   Сколько интересных и захватывающих мистицизмов, анахронизмов и иного рода казусов, ляпов и просто забавных при определенном рассмотрении строк и словосочетаний было найдено и безжалостно выставлено напоказ. Сколько еще будет… ;)
   В настоящем обзорчике коллективного творчества СоРатников от привычных (надеюсь) принципов подачи свежеиспеченного материальчика отходить не буду. Да и зачем? В большинстве случаев авторские строки говорят за себя. И каждому свое.
   Последние слова, наверняка, вызовут гнев праведный у ярых поборников свободы творчества (не ловите меня на иронии – ее нет). Дескать ему-то (Д.К.) кажется, что смысла в сказанном нет, но он просто лишен воображения и т.п. Думайте, что хотите. На то нам и дана эта самая свобода. Я лишь проецирую мнение У. Джеймса, приведенное в эпиграфе, на большую часть выставленного мной напоказ, которое (выставленное то бишь) в массе своей – как сие ни печально - есть лишь функция, но не сущность. Я всего-навсего следую принципу бритвы Оккама, который в простейшем изложении гласит: «Не плоди излишних сущностей, если имеющихся достаточно для отражения реальности». Я просто-напросто иду по краю поэтического вымысла и реальности, не пытаясь самостоятельно, но давая эту возможность Читателю, найти / ощутить границу, когда следует сдуть ненужную пенку с творческого молока. Я только изредка (а иногда и частенько :) ) встреваю в диалог автора с Читателем, делая порою осточертевающие движения скальпелем по живому и ведя свой диалог, менее всего на диалог похожий, неведомо с кем. Я не более чем цитирую, приправляя цитаты остро-сладкими приправами замечаний и эдаких рассуждений… Вот как сейчас.
   Улыбочка! :-)
   
   --- --- --- --- --- --- --- ---
   
   …Немеет ручей под пригорком…
   
   …Трав высота неземная,
   Низость корявых лесов,
   Рыб устремлённость святая
   На генетический зов…

   < Двусмысленна и корява вторая строка. Генетический зов и святость – шоу… :) >
   
   …Фонтан без воды заскучал, фаготом не трубит ей в ответ…
   < А зачем отвечать воде? Зачем фаготом? В ответ на что? >
   
   …Листья уже не кружат, не шушукают, падает снег,
   Воробей, нахохлившись, на ветке клена скользкой продрог,
   Одиноко…, нет сил, суетиться, чирикать бедняге,
   Оказался вновь вне компании, в затяжной передряге…

   < Листья шушукают, воробей отбился от компании и попал в передрягу… Блеск! >
   
   …Точит зубами диаметр ивы пушистый бобер,
   До поры назначенной в парк не спеши, он дремлет…

   < Точить диаметр (это же понятие, а не вещь) – неподражаемо!!! Флаг Вам в руки! >
   
   …Нас с Мишкой взяли на покос. Для нас все оболденно это…
   
   …Эй вы, безмозглые букашки.
   Пред вами люди. Ша!
   Не понимают. Во, какашки.
   Вы, что на малыша?..
   
   …Ведро и чайник над костром,
   На палке рядышком висят.
   Дровишки весело горят,
   И они скоро закипят…

   < Следуй я знакам препинания, подумал бы, что закипят дрова, а не чайник… :) >
   
   …Глаза не видят, уж не зги,
   Важнее уши, да мозги…
   
   …У зверей без прибамбахов…
   
   …сединою в шагах
   одарило меня…
   
   …Но ты, наверное, не знал
   ЧТО может сотворить из музы
   жестоких ножниц остриё –
   теперь жирна я, как огузок
   свинячий и готова к рубке...
   иди ты в... баню ё-моё!
   
   …Изящно и непринужденно, как женщины кроют матом…

   < Ничего изящного в подобной лексике. >
   
   …Вот так братан,
   Я скоро буду крут…
   
   …Мне снова недолили…
   
   …На числе двухнедельных запоев
   ………………………………………………
   Я хотела остаться с тобою…

   < Как следует понимать? >
   
   …Чтобы прячась в зелёных заборах
   Засыпая в свинцовых тропинках
   Забывать о недавних воронах…

   < За заборами уже не модно? На или у тропинок - скучно? А вороны – для «мишуры»? >
   
   В лесах непроходимых,
   Куда дороги нет,
   От нас укрывшись, сказка,
   Живёт уж много лет.
   
   Зовёт она с собою
   Уйти от суеты,
   Туда - где шум прибоя,
   И травы, и цветы...

   < Ничего особенного, казалось бы. Но вот обратил внимание на одно противоречие. Если понимать сказку как некую сущность, обитающую в непроходимых лесах и зовущую с собою людей, то – внимание! – как же она выберется из леса НЕПРОХОДИМОГО и как к ней добраться через лес НЕПРОХОДИМЫЙ??? И ведь дороги к ней нет. И ведь все равно зовет по каким-то соображениям… В общем, интересно. Особенно учитывая, что мы частенько пишем подобные «фокусы» и прощаем их всем: и ближним, и дальним… :) >
   
   …Мне правили горло бритвой…
   
   …Вы можете стебать его песни
   И следом за ним удавиться…
   
   …А мне остаётся валяться
   В местной безумной больнице.
   
   …Детский крик и стон могилы…

   < Могилы застонали… Поздравляю! >
   
   …Ты - секса бог нагой...
   
   …Ты умен и талантлив, как бог в понедельник…

   < Причем тут Бог, да еще в понедельник? Намек на миф о Творении? Но в нем ведь нет никаких указаний на особый характер Его творения в сей день недели… Впрочем, я зарываюсь… ;-) >
   
   …Безвестно пропавшие в дебрях друг друга…
   < Суметь бы представить себе дебри человеческие… >
   
   …Что есть свобода? Достиженье
   Её потребует установить пределы
   Фантазий пола и движений тела…

   < Изощренно! >
   
   …Сметая обман и нелепость судьбы,
   Все капает воск с догоревшей свечи…

   < Ну одна-две капли воска с неостывшего огарка – это я еще понимаю. Но когда имеем процесс восковой «капели» - сие уже чересчур… >
   
   …Потом мы слушали с тобой,
   Как в глубине планеты нашей
   Шептались корни меж собой,
   О том, как сделать ее краше…

   < В глубине – значит, на значительном удалении от поверхности, ближе к центру… Или это стоит понимать иначе, ибо экваториальный радиус красавицы Земли, равный 6378 км, превосходит все возможности растительности пустить корни на таких (и даже порядком меньших) глубинах? ;) >
   
   …Прелестную деву, как однажды Праматерь
   На бренной Земле изваял нам Создатель.
   Взяв жар Солнца лучей и свежесть росы,
   Ужасы грома и буйство грозы,
   Серны пугливой ласковый взгляд,
   Чувство долга и чести спартанских солдат…

   < Логическая ошибка. Творец не мог взять чувство долга и чести тех, чья эпоха еще не наступила. Любые объяснения этой выдумке – метафизика. Или ссылка на божественное предвидение, что тоже метафизика в силу ссылок на существование Создателя. Да и, строго говоря, долг и честь спартанца не совсем те, что приписывают им популярные побасенки, и не гоже приписывать все и вся без разбору Женщине – испортите Идеал. >
   
   --- --- --- --- --- --- --- ---
   
   Ну и как впечатления? Ругать будете Вашего нерадивого? :)
   Вперед!!!
   
   С уважением,
   пожеланием Добра и Озарения Всем,
   Д.К.
   
   17.06.2005
   
   --- --- --- --- --- --- --- ---
   
   * «Позвольте мне сразу объяснить: я только отрицаю, что это слово обозначает сущность, и решительно настаиваю на том, что оно означает функцию» (пер. с англ.).
   Для справки. Уильям Джеймс (1842 – 1910) американский философ, основатель прагматизма. Ведущими идеями у Джеймса являются идеи свободной творческой личности и многоформенности действительности. Сознание расчленено и имеет целесообразную структуру. Философия религии Джеймса основывается на персоналистском толковании душевных сил во Вселенной.

Дата публикации:17.06.2005 19:32