Свободный стих, верлибр (франц. vers libre), особая система стихосложения, характеризуемая не выясненными до конца закономерностями; в качестве единственного постоянного признака всех видов С. с., отграничивающего его от художественной прозы, обычно указывают графическую установку на стих и возникающие вследствие этого межстиховые паузы. Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов обособляют С. с. от строгих стихотворных форм. Вместе с тем слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. с. связан с более традиционными формами родной поэзии — с силлаботоникой и тоникой в России, с александрийским стихом во Франции, с книттельферсом (народным четырёхударным стихом) и нем. гекзаметром в Германии и т. д. С. с. чаще всего написаны произведения с эпическим началом, философской проблематикой, мотивами воспоминаний. Стимулы возникновения и эволюции С. с.: потребность в обновлении стихотворных систем; влияние форм народной поэзии; влияние библейского и литургического стиха; оскудение рифменного репертуара; опыт (переводы, подражания, поиски метрико-ритмических эквивалентов) иноязычных литератур; воздействие разговорной речи. Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Каном в 1884; но становление С. с. наблюдается со 2-й половины 18 в.: И. В. Гёте, И. К. Ф. Гёльдерлин, Г. Гейне в Германии, У. Блейк, У. Уитмен в англоязычной литературе, А. П. Сумароков в России стоят у его истоков. В России единичные опыты С. с. в 19 в. принадлежат В. А. Жуковскому, А. А. Дельвигу, Ф. Н. Глинке, М. Ю. Лермонтову, А. А. Фету, М. Л. Михайлову (перевод цикла С. с. Гейне «Северное море») и др. Распространение С. с. начинается с 70-х гг. 19 в. и нарастает в 20 в. (А. Рембо, Ж. Лафорг, А. де Ренье, Э. Верхарн, Г. Аполлинер, П. Элюар,ф. Т. Маринетти, Т. С. Элиот, И. Бехер, Пабло Неруда, Назым Хикмет и др.). В конце 19 — начале 20 вв. в России многочисленные С. с. создают А. М. Добролюбов, А. А. Блок, М. А. Кузмин, В. В. Хлебников, художник Н. К. Рерих. В современной русской поэзии С. с. становится продуктивной формой особенно с конца 50-х гг. — Е. М. Винокуров, В. А. Солоухин, Д. С. Самойлов и др.; в других литературах — Э. Межелайтис, И. Ф. Драч, М. Танк. Выяснение закономерностей С. с. продолжается в дискуссиях, ведущихся вокруг этой проблемы. Такая история экспериментов в этом направлении говорит о том, что «изобретение» прижилось. И прогрессирует. Это доказывает и активность в номинации «верлибр» на нашем портале. Причем, здесь были замечены авторы, как пишущие стихи, так и пишущие прозу. Считаю, что это один из самых демократичных жанров современной литературы. Получается, что «свободный стих» - это стих без правил? Или… акцентированная проза? Или, как это там… «слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации в пределах произведения С. с. связан с более традиционными формами родной поэзии». Значит, чем отличен «свободный стих»? Слоговым составом, акцентной системой и единообразием синтаксической организации. Проще – лингвистическая структура, каким-то образом организованная и упорядоченная с помощью любой доступной для автора формы, метода, расклада, подчинения, деления и т.д. Попробуем увидеть, как авторам портала удавалось выстроить свою организацию свободного стиха, как этот стих жил, живет и будет ли жить, если из него эту организацию убрать. То есть, написал сей стих ТОЛЬКО РАДИ СВОБОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ или внутреннее наполнение выше красоты отдельно взятого скелета верлибра. Так как количество произведений, претендующих на размещение в этой номинации, достаточно - 17, я попробую применить метод «двухэтапной выборки». Сначала все будет прочитано от начала и до конца. Будут отсеяны тексты, которые не попадают под номинацию, потом отобраны по принципу «интересно читать» и «берет за душу». Дальше – оставшиеся будут отрецензированы, оценены и предложены для номинации. Моя цель отобрать для публикации несколько текстов, обозначенных авторами, как «верлибр». Конечно, это будет только МОЕ мнение, как обозревателя портала, также экспериментирующего в этом жанре. Перед тем, как объявить отобранных авторов, хотелось бы сказать о том, что, мне показалось: НА ПОРТАЛЕ СТАЛИ ЗАБЫВАТЬ О ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩЕГО КОНКУРСА – это публикация лучших текстов лучших авторов в бумажных изданиях по итогам постоянного конкурса «Вся королевская Рать». Что-то нужно с этим делать. А теперь – поехали. 1. Одиночество (колыбельная для влюблённых) ЗВЕЗДНЫЕ СТРУНЫ В искусстве нас пленяет смена ритма... Богданова Т.В. «Одиночество» - не верлибр, к сожалению. Стихи интересные. Без оценки. «Звездные струны» - отлично! «Так чутко и тревожно Мы откликаемся на все, Что происходит в этом мире, И кажется, Мы все - Натянутые струны, И состоим из нежных, хрупких, Беззащитных душ И обнаженных, возбужденных нервов, И нет покоя Для души мятежной, Пока поют печально Струны в поднебесье.» Мне кажется, здесь есть все, что нужно «белому стиху»: насыщенность чувства, выгравированный смысл и сдержанный пафос. Оценка: 9 баллов Хотите увидеть, как поэт «сбивается» на поэзию, всеми силами стараясь выдержать «верлибр»? Все ритмы - это жизнь, И наше сердце, И Солнце, И галактик мириады - Повсюду ритмы, явные и тайные, Повсюду жизнь и вечное движение, И свет, и бесконечное кружение Под дирижерской палочкой Творца! И даже ритм в конце появился, как ни старался автор его «спрятать». Может быть, не надо искусственно приводить свои тексты к форме? Наверное, истина где-то посредине опять: форма не должна править содержание, если оно не может туда втиснуться. Пусть! Пусть будет творение свободным, без формы. Говорят, что содержание само себе форму найдет, а если ее еще нет, то придумает. Оценка: 7 баллов 2. ...Я проживаю время - вместо жизни... Кудинов Илья Михайлович Когда я натыкаюсь на такие вот «золотинки-самородинки» в основной массе общей литературной породы… меня переклинивает: я это нашел. Почему только 5 посещений? Почему никто не говорит ничего? Неужели никто даже из тех пяти посетителей не заметил это? Еще раз прочел – и снова нравится. И пусть, что все-таки прослеживается ритм, пусть, чистым верлибром это не назовешь, но это настоящее… Я проживаю время вместо жизни, и слушаю: за окнами машины по мокрому асфальту шелестят и без меня к заветной цели мчатся. Я пропиваю гений вместо денег, и думаю: должно быть Паганини, какой-нибудь проклятый Паганини избрал меня единственной струной. Вот доиграет, и порвёт в сердцах. Я вслух стихи читаю вместо речи, которую лишь я произнеси, тот час же был бы избран Президентом. настолько это верно, как квадрат от два пи-эр вписаться может в круг. Проверить этого, увы, я не смогу, и оттого – на веру принял. И даже некая громоздкость про «два пи эр» не портят общей структуры. Теперь будем спорить верлибр это или не верлибр? «Чередование строк различной длины, отсутствие рифмы, малая упорядоченность ударений и междуударных интервалов…» И? Все есть. Можно разобрать и найти одинаковый размер в 5-6 строфе каждого столбца. Да, можно. Ощущение нанизывания на одну общую ось. И это срабатывает. Вот только ругать за это или хвалить? Кто его знает. В любом случае, это открытие, если не портала, то для верлибра – точно. Оценка: 10 баллов 3. День пропал: не успел прийти, как исчез... Павел Чердынцев Видны некоторые захлесты смысловые и непродуманные до конца образы. День пропал: не успел прийти, как исчез. Я тоскую таким вот днем по другим дням. Вспоминаю и режу кусками на вес слиток прошлого... Дай забыть! Не давай! Дай уйти! Не пускай! Удержи! Удержи! Я молю… - это не от верлибра. Это как сон во время поездки в метро. Желанную, милую, самую... самую лучшую! - поиск «недозавершен». Надо еще поискать, чтобы не повторять «самую», или не продолжать это в следующей строке. В любом случае – это хороший верлибр. Возможно, нужно доработать перед публикацией. Оценка: 7 баллов 4. Больно..струны рвутся и рвутся.. Zinguer R. Перед написанием обзора посмотрел на єлектронное голосование. Там этот стих безусловный лидер. Да, нервы и боль, ощущение выплаканных слез и безвозвратности уходящего времени. Но… Это и не верлибр, и не обычные стихи. Что-то пограничное. Пограничное внутри пограничных форм поэзии. Ну и как оценивать? Как рецензировать боль? Рецепта еще никто не выдумал. В успокоенных небесах - Песни старые самых юных. Остановленные голоса. Приступ боли в натянутых струнах. – Сразу возникают вопросы к образам. И к форме. Есть рифма, есть размер. Звук негибкий ножами медными Режет душу В скрипке тела.. промытой ветрами, Так, что впору совсем отчаяться. Боль повсюду.. И медленно, медленно Возвращается.. - Уход и от форм, и от смысла. Кажется, автор импровизирует со своим внутренним. Струйкой воздуха - голосом мамы, Мягкое, чуть приглушенное пение - Тропкой прозрачной. И восхождение К верхнему полюсу существования, К полюсу нижнему На уровнение - смерти и жизни. – Возникает новая форма. Та, к которой сейчас ближе автор. Но можно ли так? По смыслу и по чувствам ЭТО НАИБОЛЕЕ УДАЧНАЯ ЧАСТЬ. В матрицу памяти стрелками времени.. Временно, временно, вечность, безвременно Ветры в скрипку.. нотами бьются.. Си минор прерывает дыхание. Больно..струны рвутся и рвутся.. – И заканчивает автор опять танцами со смыслом и с образами. Словно с тенями. Беда со знаками препинания. Текст требует существенной доработки перед публикацией. Оценка: 6 баллов 5. МНЕ БЫЛО ПЛОХО БЕЗ ТЕБЯ Golos Kaspiya Мне было плохо без тебя. Я билась об это «плохо», словно рыба о лёд, Не веруя в то, что когда-нибудь боль пройдёт… Наконец, она сжалась в комочек, Запряталась где-то глубоко-глубоко И утихла. Теперь же мне плохо без себя… Это все. Верлибр? Верлибр. Допустим. «Я билась об это «плохо», словно рыба о лёд» «она сжалась в комочек» - явные штампы. Для описания перехода от «плохо без тебя» к «плохо без себя» взят набор штампов и неясных чувственных образов. Есть только факт, подтвержденный первой и последней строчками текста. Оценка: 3 балла 6. Журфак-4-7. Оля Боголюбова Журфак-4-7. Оля Боголюбова Гераклиды Семен Венцимеров К сожалению, Семен Венцимеров опять представил не верлибр. Вы же ясно пишите – поэма «Ольга Боголюбова». Поэма! Не верлибр. Тоже касается и «Гераклидов». Без оценки. 7. Ирис Загадка Майя Звездинка К сожалению, ни «Ирис», ни «Загадка» не верлибр. Есть размер. В «Загадке» есть даже рифма. Большая просьба, правильно выбирайте номинации. Можно же разместить в «разные» или в «детские» и получить свою оценку. Без оценки. 8. 7 января 200* года Ольга Королева Ну что такое?! Это же стихотворение в прозе! Причем, обладающее всеми достоинствами и так было нужно в номинации «стихотворение в прозе» с предварительной оценкой 8-9 баллов. Но больше – это лирическая прозаическая миниатюра. Проснулась, как в гробу. Хотелось просто не двигаться. Невыносимо вставать, жить. Но к 11-ти надо везти сына на новогодний праздник. В метро увидела молодого мужчину с косым шрамом через все лицо, и подумала: «Сейчас у меня то же самое». В центре, на Фонтанке, уже начинался ясный день. Воздух слегка клубился от мороза. Перила на мосту и знаменитые кони покрылись инеем. Перспектива заледенелой реки с фасадами старинных зданий дугой уходящих влево, к Летнему саду, подернулась розовой морозной дымкой. Прекрасная иллюзия! Ожидая сына с праздника, пошла по узкому тротуару набережной. Почти никто не встретился. Прорезая плотный морозный воздух, гудела сигнализация на «Форде». «Да, это я, - сказала себе, прислушиваясь к безответному монотонному звуку». Дойдя до моста, на углу краем глаза заметила парня. В голой руке он держал букет цветов в блестящей оберточной бумаге. Рука его окоченела и стала красной. А девушка все не шла. Войдя на мост, еще раз оглянулась. Подумала: « Так был поглощен счастьем, что забыл про перчатки». «Это я, - опять мелькнуло в голове». Выйдя на другую сторону набережной, заметила Солнце, покрытое легким кружевом облачков. Залюбовалась невольно. Но что-то идущее нескончаемым товарным составом давило и прижимало, не отпуская. Мимо прошел мужчина средних лет, в джинсах. И мысль, острая как вспышка, пронзила сознание: «Должен быть кто-то один, кто меня видит. Для него я все та же, чье место в мире никто не может занять». Позже прочитала в Храме: «Сегодня родился Господь, Твой Спаситель». К сожалению, без оценки. 9. Люблю ли я тебя? Из Эсхила oldboy Бедный верлибр. И чего только тебе, родной, не приписывают. Допустим, хорей не получается, испортим его – и верлибр. Или, допустим, соединить в одном месте все стили и формы – пожалуйста, верлибр. Получается, что все, что не… поэзия – это верлибр? Шучу. Это ж не бездонный колодец, из которого тоже можно пить. Даже, нужно пить. Давайте его беречь. К сожалению, без оценки. И вот… И все…) Грустим под Пашу Кашина. «Милая моя взял бы я тебя…» Да не получается. Думал, стоит или не стоит давать вначале некоторые хоть и правильные, но достаточно нудные определения и примеры. Оказывается, это было необходимо. Друзья! В прошлом своем обзоре я приводил кое-что из классического русского верлибра. Почитайте. И давайте вместе подумаем, НУЖНА ЛИ ТАКАЯ НОМИНАЦИЯ НА ПОРТАЛЕ – ВЕРЛИБР? В итоге у нас следующее: 1. ...Я проживаю время - вместо жизни... Кудинов Илья Михайлович – 10 баллов 2. ЗВЕЗДНЫЕ СТРУНЫ Богданова Т.В. – 9 баллов 3. День пропал: не успел прийти, как исчез... Павел Чердынцев – 7 баллов Из восьми текстов, которые чисто или с натяжкой все-таки являются верлибром, выбрать три для призовых мест, легко. Вопрос: только будут ли эти места такими уж значимыми для авторов? Без оговорок – первые два места. Рекомендовал бы даже для бумажной публикации. И в завершении хочу «посыпать голову пеплом». Размещая свой "Монолог желающего режиссировать жизнь" в верлибре, я рисковал, скорее всего, специально. Это, конечно же, не чистый верлибр. Хотелось попробовать сделать «пьесу в верлибре». Есть замысел – нет пока реализации. Будем считать, что будет в будущем. Всем удачи и хорошего настроения. И быстрее выехать на море! Валерий Белолис
|
|