От одного из авторов. Мы представляем вашему вниманию сборник трех русских авторов, пишущих в жанре хайку. Что представляет собой хайку? Поэтическую форму в виде 17-слогового трехстишия, разделенного внутренними паузами на части 5-7-5, родившуюся как жанр в Японии XVI столетия. Но главное в поэзии хайку - это не сколько форма (способная вдали от Японии претерпевать колебания), сколько ее дух: передача сокровенного чувства, настроения, выраженного через описание окружающего мира. Или другими словами: передача сопричастности автора этому самому миру, озарения, осветившего маленькую крупицу бытия. Хайку очень лаконично - поэтому, создавая его, отбирают только самые необходимые, точные слова, подобно тому, как от алмаза отсекают все лишнее - все, что мешает в полной мере засверкать граням будущего бриллианта. Но, даже вобрав в себя максимально точные слова, хайку не описывает ощущения или состояния (что, как правило, требует определенного простора для пера), а передает, вызывает их: недосказанность слов как бы продолжается в бессловесном - в интуитивной и эмоциональной ауре. Поэтому для создания настоящего хайку поэту нужен соавтор - читатель, который смог бы почувствовать резонанс, подхватить эмоциональную волну и продолжить ее в своем сердце. Известный русский хайдзин Алексей Андреев сравнил эффект, вызываемый хайку с эффектом недостроенного моста. Позволю себе чуть-чуть процитировать: "Для иллюстрации этого эффекта можно использовать такую картину. Представьте, что вы гуляете у реки и видите недостроенный мост - просто ряд свай или конструкцию, доходящую только до середины реки. Понятно, что вы не можете достигнуть другого берега - моста как такового нет; но в вашем воображении вы моментально достраиваете мост и можете довольно точно сказать, где он упирается в противоположный берег. Так работает настоящее хайку" Соглашаясь с этим утверждением, мы и назвали сборник "Опоры моста". Пора уже начать представлять авторов. Львиную долю сборника составляют произведения выпускника Красносвободненской школы-интерната и школы №29 города Тамбова, а ныне представителя дубненской школы хайку Игоря Шевченко. Его трехстишия нельзя назвать классическими в строгом смысле этого слова, т.к. в них широко используются западные поэтические приемы (метафоры, олицетворения), но точные образы, синхронные с сутью описываемых предметов и явлений, позволяют этим трехстишиям называться настоящими хайку: Тени шпалами на дороге спрятались. Телегу трясет. Раскрывает клюв почка из гнезда солнцу навстречу. Второй автор - ваш покорный слуга, другой представитель дубненской школы. В своих ранних хайку я пытался строго следовать канонам формы: когда соразмерно присутствуют три кита - форма 5-7-5, содержание и ритмика стиха: Сочный гул шмеля. Продолжает тихо спать в колчане стрела. Однако излишняя правильность рано или поздно начинает усыплять, как монотонный стук вагонных колес - и чтоб взбодриться, возникает необходимость чуть-чуть (но лишь чуть-чуть) надломить ритмику, или убрать слог из строки, или добавить. Как Сэн-но Рикю отбил угол китайского каменного фонаря, чтобы тот рафинированной правильностью форм не разрушал естественность сада: Конец гастролей. Смывает октябрьский дождь ненужные краски. Третий - пожалуй, самый загадочный и непредсказуемый автор - петербуржец Алексей Грохотов. Его трехстишия уникальны по своему стилю: хайку-сюрр, хайку-модерн - "классики" могли бы даже поставить под сомнение их "хайковость". Однако, они обладают мощным энергетическим зарядом, бьющим прямо в подсознание, минуя промежуточные пункты - нечто вроде дзэнских коанов: Смертельна открытая рана между касанием и ладонью. Не то, чтоб конец ноября, но ищет куда приткнуться пламя спички в ладонях. Вдогонку весенней ночи уютная радость детства: мы уходим, пленных не брать, война закончилась. Хайку по своей - японской - природе, не только поэтично, но еще и графично. Записанные иероглифами, тушью, на листках рисовой бумаги, зачастую сопровождаемые рисунками, они формировали эмоциональный настрой и в визуальном варианте. Не имея возможности записывать иероглифами русские трехстишия, мы решили иллюстрировать их фотографиями, помогающими полнее раскрыть сущность каждого произведения. Ведь у хайку и фотографии есть много общего: недаром и то и другое называют "остановленным мгновением". И хайку позволяет человеку присутствовать в этом мгновении, освободиться от изнуряющего бега времени, настроить свои чувства для восприятия "здесь и сейчас" - а значит на восприятии самого себя. Приятного просмотра! Михаил Кожин
|
|