Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Текущие статьи и обзоры

Автор: Илья Славицкий (Oldboy)Номинация: Литературно-критические статьи и обзоры

Ответ Руслану Норову.

      "Я сделался ремесленник: перстам
   Придал послушную, сухую беглость
   И верность уху. Звуки умертвив,
   Музыку я разъял как труп. Поверил
   Я алгеброй гармонию. Тогда
   Уже дерзнул, в науке искушенный,
   Предаться неге творческой мечты".
   
   Александр Сергеевич Пушкин. "Моцарт и Сальери”

   
   Руслан,
   
   Ваша статья – это самый лучший мой Новогодний подарок этого года.
   
   Вы дали мне гораздо больше, чем я мог представить в самых диких фантазиях. Приятие, признание, восхищение, уважение... Пусть и с изрядной долей критики.
   Когда я прочитал Вашу статью, я просто потерял дыхание. Даже не знаю, с чего начать...
   
   Начну так:
   
   Я, Илья Амадей Сальери, известный под ником Олдбой, обладатель справки о склонности к розыгрышам и прочих удостоверений о неполном соответствии, честно и откровенно признаюсь – ГРЕШЕН. Грешен во всем, что увидел Руслан, и еще много в чем, чего он не увидел, или не сказал. Но – не виноват, ибо, видит Б-г,
   всю жизнь старался соединить несоединимое – эмоциональный порыв, экспрессию, мгновение – и логику, смысл, завершенность.
   
   Если Вы помните (скорее, читали об), был такой период в 60-70-е годы «борьбы» физиков и лириков прекрасно обозначенное Борисом Слуцким:
   
   ФИЗИКИ И ЛИРИКИ
   
   Что-то физики в почете.
   Что-то лирики в загоне.
   Дело не в сухом расчете,
   дело в мировом законе.
   Значит, что-то не раскрыли
   мы, что следовало нам бы!
   Значит, слабенькие крылья -
   наши сладенькие ямбы,
   и в пегасовом полете
   не взлетают наши кони...
   То-то физики в почете,
   то-то лирики в загоне.
   Это самоочевидно.
   Спорить просто бесполезно.
   Так что даже не обидно,
   а скорее интересно
   наблюдать, как, словно пена,
   опадают наши рифмы
   и величие степенно
   отступает в логарифмы.
   1959
   
   Так вот, я, вероятно, дитя той борьбы-любви. Несколько самонадеянно, но близко к истине.
   
   Будучи всегда и несомненно физиком, технарем, математиком, программистом в конце концов, для которого Логика – это основа всего, я по необъяснимым для меня самого причинам (о которых я начал задумываться много позже), лет с 10-12 начал пытаться рифмовать. В 9 классе я написал целое сочинение по литературе на заданную тему «Воспоминание о лете» в стихах. Я его помню наизусть даже сейчас. Наивное, но логика в нем была железная. И рифмы тоже. Нашей учительнице – пушкинистке по призванию, понравилось.
   
   Реально все началось чуть позже, к окончанию школы. Влюбленность во все, ошалелость, страдания по ночам и т.д. и т.п. Ни одно из этих стихов не читалось никем, но это меня мало волновало. Выложенное на бумагу оно читалось мной, и этого было вполне достаточно.
   
   Стихотворение, которое Вы разобрали, написано в 1975 году. К этому времени я уже исписал целую тетрадку. За этим стихом последовало еще два, а потом я встретил девушку, ставшую вскоре моей женой. И – как Вы можете прочитать на моей авторской странице – стихи были заброшены лет на 20. Капустники и треп на 8 Марта не в счет. Все это еще раз доказывает принцип – чем больше реальных чувств – тем хуже стихи. А если реальных чувств море – стихи вообще в нем тонут и исчезают.
   
   (Кстати, многие из тех стихов лежат на Портале под ником Verter, будет время, я туда еще доложу)
   
   Да, к чему это я? Наверное, к тому, что «юноши бледного со взором горящим» писавшего этот стих уже, увы, нет. Простите за «мистификацию», хотя, я этого никогда особенно и не скрывал.
   
   Однако... Черт возьми, как Вы правы! Все, что Вы увидели в стихе 30-ти летней давности верно и сегодня.
   
   Да, я уже не тот взволнованный Вертер. Я научился многому. Изменились чувства, приоритеты, опыт, философия. Многое. Но так же как и тогда, я пишу стихи – экспромты, практически сразу. Редко, очень редко я трачу дни. Чаще – часы, нередко – минуты. Иначе, обычно, не начинаю (хотя, бывают и серьезные исключения). Так же, как и тогда я считаю (сейчас более осознанно), что Мысль, Идея в стихе – это его суть, а форма и эмоциональное воздействие – только способ эту идею донести. Хотя, нет правил без исключения, и иногда я позволяю себе просто поиграть словами.
   
   Поскольку классическая форма мне кажется вполне адекватной для изложения мыслей, чувств и идей – я ей продолжаю пользоваться, надеюсь, не без некоторого умения. Да, я не новатор форм и поэтических стилей, хотя, при желании, довольно легко могу «вжиться» в почти любой из них, что и выливается в многочисленные пародии...
   
   Не побоюсь сказать, что вынесенный в начало эпиграф – это вполне возможное изложение моего Кредо, кредо странного кентавра – Физико-Лирической природы.
   
   Вернемся, однако, к нашим баранам...
   
   Думаю, после всего сказанного, Вы, Руслан, понимаете, что я никак не мог остановиться там, где это видите Вы. Более того. Такой «урезанный» стих я бы раскритиковал, как «недоделанный», чисто эмоциональный, «сырой». Поэтому, как я уже Вам писал, чтение Ваших стихов - для меня не всегда легкая задача. Хотя, и не неразрешимая.
   
   Поскольку я пишу стих, когда, осознанно или неосознанно, в голове живет какая-то Идея, в стихе эта Идея и кристаллизуется. В некоторой законченной форме. Без недосказанностей.
   
   Не верь, что тишина беззвучна,
   Прислушайся – услышишь в тишине
   Таинственный призыв, могучий,
   Как крик в тайге изюбра по весне.
   Иль музыкой далекой и печальной
   Вдруг зазвучит незримая струна
   
   Прислушайся! Наполнит тишина
   Тебя гармонией своею изначальной.
   
   В последних строчках – вся Суть, Идея стиха, то ради чего он и был написан. Все предыдущее – это только выведение, обоснование Идеи. Красивое, образное – но только – Предтеча, а не сам Он. Можно, по-моему, выбросить все, кроме двух последних строк, и то останется что-то достойное прочтения.
   
   Кстати, обдумывая этот ответ, наткнулся на стих, на полгода более ранний, чем обсуждаемый:
   
   ...А скрипка пела песню страсти,
   И, затаив дыханье, зал
   Все новых, новых звуков ждал,
   Завороженный чудной властью.
   
   Умолкла скрипка, но, в молчаньи,
   Зал был недвижим, опьянен,
   Еще не мог поверить он,
   Что прозвучал аккорд прощальный.
   
   Потом овации и крики
   Перечеркнули тишину...
   А я все слышал песню скрипки –
   В душе звучащую струну.
   
   И тут (сегодня) я увидел, что те полгода я неосознанно обдумывал этот феномен тишины. И те две строчки – итог этого процесса.
   
   А Вы наслаждаетесь образами, и предлагаете выплеснуть дитя, ради которого все это затеяно.
   
   Конечно, все эти соображения я сформулировал сегодня, а тогда, 30 лет назад, как, впрочем, и сегодня при создании стихов, я это не формулирую, а чувствую. Или, точнее, НЕ ЧУВСТВУЮ, но следую своему «унутреннему голосу».
   
   ЭПИЛОГ.
   
   «Нельзя, Илья, нельзя было обрывать это волшебное мгновение сухим воплем утреннего будильника, разрушающего чудеса. Так мне думается. И чувствуется.
   Мне думается, что тут, как и во многих ваших стихах, верх взяло не творческое начало, а схоластическое. Мастеровое. Жаль.»
   
   Все верно. Почти. С небольшой поправкой:
   
   «Верх взяло творческое начало, схоластическое, мастеровое. Какое счастье!»
   
   Руслан, Вы, наверное, гораздо больший Моцарт, чем я. Поэтому, наш спор бесконечен. Не сегодня начался, и не нами разрешится.
   
   Однако, поскольку я все же не вполне Сальери, я Моцартов не травлю, но уважаю, люблю и читаю с удовольствием, особенно, после рюмки сакэ...
   
   С глубокой благодарностью и уважением
   И.А.С (Олдбой)
   (кстати, все три инициала из моего паспорта)
   
   зы
   
   И все же, для тех, кто более Моцарт - Редакция 2006 года:
   
   Не верь, что тишина беззвучна,
   Прислушайся – услышишь в тишине
   Таинственный призыв, могучий,
   Как крик в тайге изюбра по весне.
   Иль музыкой далекой и печальной
   Вдруг зазвучит незримая струна.
   
   Прислушайся...
   
   С Новым Годом, Рождеством, Старым Новым Годом...
   
   :)
   
   <1/07/06>

Дата публикации:08.01.2006 06:52