Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Вся королевская рать". Этап 3

Автор: Андрей ШироглазовНоминация: Циклы стихов и поэмы

ПИСЬМО ИЗ ГОРОДА Ч.

      ОДИН ДОМА-2
   
   Один. Дома. Два.
   Полтретьего. Чай. Глазунья.
   И вдруг... какая-то тварь -
   нежданная, как Везувий.
   Негаданно так вошла,
   бутылку, как портупею,
   сжимая, чтобы дотла
   разрушить мою Помпею.
   
   Сидим. Выпиваем. Три.
   Беседа: рыбалка, дамы...
   А с улицы - блеск витрин
   и злые огни рекламы:
   "Летайте "Боингом" в Рим!".
   Да чтоб он сгорел - не жалко!
   Четыре. Сидим. Говорим:
   дамы, вино, рыбалка...
   
   Мало. Я - за гонца.
   Он спонсор. Ему до фени,
   что ночью из Череповца
   тучи воруют тени.
   Страшно. Темно. Ларек -
   как обитаемый остров.
   "Два "белого" и сырок".
   "С вас - пятьдесят девяносто".
   
   Полпятого. Снова пьем,
   все больше и больше тупея.
   Качнулся и вздрогнул дом.
   Прощай, родная Помпея!
   Твой непутевый сын
   уходит в пары алкоголя,
   как пленный солдат-грузин
   под знамена Де Голля.
   Мне уже не помочь.
   Не поминай меня всуе.
   Я ухожу в эту ночь -
   огромную, как Везувий...
   
   ПИСЬМО ИЗ ГОРОДА Ч.
   
   Конечно, я выжил и в этой бездарной глуши...
   И даже на фоне моих бытовых зуботычин
   идет дислокация войск на плацдарме души,
   хоть, в общем-то, чувств контингент
   и слегка ограничен...
   
   Я даже пишу о своей пересыльной тюрьме -
   не то, что стихи - так, скорее, печальную повесть...
   Ведь даже для тех, кто живет по колено в дерьме,
   есть радостный миг осознанья: дерьма - не по пояс!
   
   Читать перестал. Все равно забываю сюжет,
   едва прикасаюсь щекой к персональной подушке.
   А, впрочем, и к лучшему: весь поэтический бред
   приносит одни огорченья, особенно - Пушкин.
   
   С собой не дружу. Лишь порой, забегая в клозет
   и видя свое отраженье на дне унитаза,
   киваю себе и, смывая остатки газет,
   прощай, говорю, дор-р-рогой гражданин Широглазов!
   
   Конечно, я выжил...
   
   * * *
   
   Тупею.
   Медленно, не торопясь.
   С чувством, с толком, с расстановкой.
   Примериваю портупею,
   и в кухне, на табуретку садясь,
   представляю себя с винтовкой.
   
   Забываю,
   что когда-то был признан своим двором
   единственным специалистом по икебане.
   И по вечерам старательно разбиваю
   кегли тяжелым шаром
   в занюханом кегельбане.
   
   Стараюсь
   быть в курсе семейных драм
   и деталей рыбного лова.
   Старательно обтираюсь
   холодной водой по утрам
   по системе Порфирия Иванова.
   
   Высоты,
   которых хотел достичь,
   не видны из окон родных Пенатов...
   Теперь перед каждым концом работы
   я произношу поэтический спич
   о пользе перетягивания канатов.
   
   При этом
   я замечательно лажу с людьми,
   и общаясь с собственным сыном,
   говорю ему: "Можно не быть поэтом,
   черт возьми,
   но когда-то ведь нужно стать гражданином!".
   
   И даже
   мой пепельно-серый кот
   питает ко мне особое уваженье
   за то, что в продаже
   есть хек, закованный в лед,
   а я - специалист по его обнаруженью.
   
   Наверно,
   мне достался не самый удачный век
   для просто жить и потачивать лясы,
   потому что порой мне бывает ужасно скверно,
   как человеку, потерявшему товарный чек
   у самого окошечка кассы.
   
   Но это
   всего лишь минутная блажь
   и томление духа на почве былого.
   И вот уже закуривается сигарета,
   и вологодский пейзаж
   убивает готовое вырваться слово,
   и придуманной жизни смешной антураж
   воцаряется снова...
   
   * * *
   
   Я опустился до глагола “ложить”,
   до фильмов с участием Сильвестра Сталлоне,
   до того, что взял и попробовал жить
   пассажиром автобуса с абонементным талоном.
   
   Я еще не забыл значения слова “трувер”,
   но уже сомневаюсь: а прав ли я в этой трактовке.
   Я дожил до того, что меня приветствует мэр
   в благодарность за его предвыборные листовки.
   
   Я уже начинаю смеяться, когда не смешно,
   но привычнее хмыкнуть, чем просто пожать плечами.
   Мне уже вечерами привычнее пить вино,
   чем стихи сочинять и общаться с друзьями ночами.
   
   Я уже не хочу, чтобы мне говорили “старик”:
   меня коробит от панибратского обращенья.
   Я как-то на удивление быстро привык
   по 12 часов находиться внутри одного помещения.
   
   И если меня еще иногда навещает тоска -
   это всего лишь отзвук былого непостоянства.
   Меня вполне устраивает пространство,
   видимое в прорезь дверного глазка...
   
   ОСЕНЬ
   
   Осень. Первый рабочий блин
   после отпуска вышел комом.
   Жена с детьми укатила к знакомым.
   На кошку напал сентябрьский сплин.
   А я, приняв на грудь аспирин,
   решил на досуге заняться домом.
   
   Осень. Этюд в свинцовых тонах.
   Ливень минорен, как песни неволи...
   То ли обои поклеить, то ли,
   путаясь в лицах и именах,
   фотоальбомом заняться... Ах,
   жизнь не кончается пудом соли!
   
   Осень. Замешиваю крахмал.
   Снимки раскладываю по стопкам.
   Боже! Каким черепным коробкам
   под силу, сунувшись в этот развал,
   вспомнить любого, кого знавал
   в пору блужданья
   по жизненным тропкам.
   
   Осень. У кошки проснулся жор.
   И, холодильные ноты листая,
   я дирижирую спинкой минтая
   (во мне пропал большой дирижер!).
   И кошкин минор превратился в мажор:
   мелодия милая и простая...
   
   Осень. Крахмал превращается в ком.
   Сплин заразителен, как желтуха.
   Кошку свою потрепав за ухо,
   я принимаю позу “ничком”
   на ветхом диване и точным щелчком
   убиваю зверя по имени Муха.
   А после прикидываюсь дурачком
   и привычно теряю присутствие духа...
   Осень...
   
   ОСЕНЬ. 20 ЛЕТ СПУСТЯ
   
   “Местами дождь”... И капли на листах -
   как мушки в янтаре на пышной даме.
   Я, как всегда, гуляю в тех местах,
   где по прогнозу дождь идет “местами”.
   Он будет лить до самого утра.
   Из принципа. А утром перестанет.
   Он знает, что к утру меня достанет
   и я взорвусь. И тут ему игра
   со мной наскучит... Мокрые ботинки -
   и так достойный повод для тоски.
   А тут еще две юные блондинки,
   заметив мои белые виски,
   спешат скорей со мною разминуться,
   чтоб за спиною прыснуть в кулачки.
   Вот черт возьми! Пусть только рассмеются -
   я им устрою!.. Мокрые очки
   от возмущенья даже запотели,
   встав на пути невидимой стеной.
   Ну что это такое, в самом деле:
   и дождь идет, и хохот за спиной!..
   
   Иду домой. Осенние прогулки
   привносят в жизнь уныние и злость.
   Как будто ты хотел пшеничной булки,
   а получил, как пес, баранью кость.
   Вот и сиди в своей собачьей будке,
   зализывая раны на боку!
   Осенний дождь идет вторые сутки...
   Какой по счету на моем веку?..
   
   ДОМОЙ!
   
   Возвращаюсь домой из какого-то дома, где на столе
   окурки торчат из кильки крестами чужих молелен.
   Я иду и пока еще перпендикулярен земле,
   хотя по количеству выпитого
   должен быть ей параллелен.
   
   Память выхватывает из тумана лицо.
   Всего лишь лицо - ни имени, ни ощущенья щеки на ладони...
   Кто эта женщина, предлагавшая закусить холодцом
   “Русскую” водку? Творенье какого Фальконе?
   
   Впрочем, Фальконе по жизни ваял в основном мужиков,
   был абсолютно конкретен и точен в малейших деталях.
   А здесь - на коричневом фоне 12 зеленых мазков,
   и голос, зовущий остаться в неведомых далях.
   
   На кой она мне - эта даль. Возвращаюсь домой.
   Мой автопилот подает мне сигнал поворота
   на улицу без названия между училищем и тюрьмой.
   Между тюрьмой и училищем у меня всегда начинается рвота.
   
   Ну вот и облегчился.
   Девушка, не сердись на меня, силь ву пле,
   я в своей правоте вовсе не так уж уверен.
   Просто я горд, что перпендикулярен земле,
   хотя по количеству выпитого должен быть ей параллелен.
   
   * * *
   
   Прогнивший остов могильных крестов,
   железных оградок ржа...
   На Старом кладбище - “нету местов” -
   одни сторожа.
   На Новом кладбище - глина и грязь,
   и местность коробит взгляд.
   Шофер обернулся: “Приехали. Слазь!”
   “Да нет уж, давай назад”.
   “А что тебе здесь - подруга, родня?”
   Машина ныряет под мост...
   “Ты знаешь, мне кажется, третьего дня
   чужая родня схоронила меня.
   Ищу, понимаешь, погост...”
   “Ты что - сумасшедший?”
   “Да, вроде бы, нет”.
   “Тогда не мели языком!”
   “Да это я так...” Улетает в кювет
   кладбищенский глиняный ком.
   Вороны угрюмо глядят на ворон,
   и, обгоняя такси,
   где-то Шопен чужих похорон
   выводит последнее “си”...
   
   ЭТО РЯДОМ...
   
   меня послали к черту
   но я не огорчился
   могли послать и дальше
   а к черту это рядом
   вон там за поворотом
   в пятиэтажном доме
   на третьем этаже
   он и живет страдая
   от язвенной болезни
   уже четвертый год
   
   СТАКАН
   
   Зашел на кухню утром рано,
   а на столе граненым чудом
   стоит стакан.
   И у стакана
   предназначенье: быть сосудом.
   Или горшочком для герани.
   Или предметом натюрморта.
   Стоит стакан и свои грани
   вовсю выпячивает гордо.
   И есть пронзительная тонкость
   в его стеклянной худобе:
   как будто он -
   не просто емкость,
   как будто он -
   сам по себе...
   Его я взял.
   И так и этак
   вертел, не разжимая рук.
   И даже дунул напоследок
   в его нутро.
   И понял вдруг,
   что эта вещь, как говорится,
   “в себе” среди других вещей
   и право есть у ней гордиться
   неповторимостью своей.
   Вчера он был однообразный,
   а нынче -
   это тот стакан,
   который некто Широглазов
   хотел разбить, когда был пьян.
   Но не разбил,
   своим причудам
   не дав простора на земле.
   И вот стоит граненым чудом
   стакан на кухонном столе!
   (Уже стихотворенье скомкав,
   вдруг передумал.
   Бросив взгляд,
   решил оставить для потомков
   сей уникальный экспонат...).
   
   ЖЕНЩИНА
   
   Женщина пришла ко мне под утро.
   Я ей намекнул: “Ты кто такая?”
   А она: “Простите, я ошиблась”.
   Я в ответ: “Ну что ж, тогда входи”.
   Женщина была на удивленье,
   ну а я совсем не удивился:
   ну, подумаешь - пришла под утро.
   В жизни были встречи и смешней!
   Женщина сняла в прихожей туфли,
   походя поправила прическу
   и спросила: “Где здесь умывальник?”
   Я сказал: “Везде полно воды”.
   Женщина жила со мною долго:
   восемь дней - уже почти что вечность
   для того, кто думает, что время -
   выдумка китайских мудрецов.
   Женщина ушла перед рассветом,
   тихо так ушла, не попрощавшись.
   Я дышал размеренно и ровно,
   претворяясь спящим и смешным.
   Женщина жила со мною долго -
   восемь дней. И как-то надоела.
   
   С той поры когда стучатся в двери -
   я не тороплюсь их открывать...
   
   Я И МОЯ СИГАРЕТА
   
   Моя сигарета, описав магический круг,
   застывает в пяти сантиметрах от моего подбородка.
   Моя сигарета - мой последний, единственный друг,
   или, если хотите, надежная перегородка
   между миром бессонных ночей и натруженных рук
   и похмельным мирком “фанерного” околотка.
   
   В моей сигарете - терпкая горечь растраченных лет
   и едкая сладость последней вечерней затяжки.
   Я и моя сигарета - это картина “Поэт,
   роняющий пепел на свои обнаженные ляжки
   в преддверии славных годов и великих побед
   на фоне стены в подтеках от клюквенной бражки”.
   
   Моя сигарета умрет, не дожив до конца
   загадочной фразы “Она была родом из Вятки”,
   в последний момент осветив половину лица
   от куцых усов до бездарно седеющей прядки
   пшеничных волос, до которых ужасно не падки
   унылые девушки города Череповца...
   
   * * *
   
   И жизнь - кино. И даже смерть - кино.
   И ноты ждут раскрытые пюпитры.
   Вот докурю - и выброшусь в окно
   ногами в заключительные титры.
   Мне нынче абсолютно все равно -
   какой меня “уделает” фотограф...
   Вот докурю - и выброшусь в окно.
   На кой мне черт такой кинематограф!

Дата публикации:03.12.2003 11:43