...Часы не свершили урока, И маятник точно уснул... И.Анненский ...но полной гибели всерьез Б.Пастернак ...Мы идем по Невскому и весело декламируем: Февраль! Набрать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Когда грохочущая слякоть Весною черною горит... Петр Крауклит - гибкий молодой человек, белокурый, открытый, бесконечно добрый и талантливый; но: таланта его еще сжат, как пружина; чудится, что, вот, еще чуть-чуть, еще немного - - и: пружина распрямится со звоном; застонет, завибрирует, словно посылая в мир сообщение о своем появлении. ...Набрать чернил и плакать... Я не стыжусь того, что мне действительно хочется плакать, выть, кричать, когда я вспоминаю о своем друге. Может быть, еще и потому, что уход его в никуда был неожиданен и страшен; рок неумолимо и бесстрастно расправился с ним, так и не дав реализоваться главной его мечте - - созданию с в о е г о театра. ...Возможно о нашей дружбе, о наших встречах я когда-нибудь напишу большую книгу. Когда-нибудь. Сейчас мне хочется рассказать о другом - о том, как жесток жестяной голос жизни Петра Крауклита; о том, какой жестокий, скоропалительный роман сочинила для него жизнь. Петр рано лишился отца; тому едва исполнилось 32 года. Ровно столько, сколько и самому Петру было суждено прожить на белом свете. Смерть Крауклита-старшего страшной была и загадочной - причина была раскрыта чуть ли через несколько лет. По словам самого Петра, отец купался вместе с матерью в море (в спокойном Каспийском море), как вдруг почувствовал, что кто-то силой тащит его на дно. Он только и успел, что крикнуть жене: - Плыви к берегу! И тем самым спас ее. Его тело нашли потом, через несколько дней. Никто не мог понять, как Крауклит пошел ко дну, ибо слыл он отличным пловцом. И было ему, как я уже говорил, тридцать два года. ...Может быть, тайна этой гибели так и осталась бы не раскрытой, если бы не одно обстоятельство: через несколько лет после трагедии с Петиным отцом в Баку прошумело так называемое «дело водолазов». Выяснилось, что в течение нескольких лет группа водолазов действительно топила купающихся, а потом сдавала их тела в «анатомичку» за соответствующее вознаграждение. Я слышал об этом деле; но о том, что Петин отец был в числе тех, кто погиб от рук «предприимчивых» бандитов, узнал гораздо позже. Жизнь Петра предстает причудливой траекторией, она вихрится, закручивается спиралью, тянется куда-то ввысь, пока не исчезает совсем, в пустоте беспредельности. Озорной бакинский мальчишка, он слыл балагуром и хулиганом, пока вдруг, на шестнадцатом году жизни, им не овладела неистребимая любовь к театру. Казалось, природа все сделала для того, чтобы эта любовь была ответной: статный, голубоглазый, пластичный, с бархатным голосом, Петр словно был создан для сцены. Однако же нельзя сказать, что дебют его выдался удачным; роль ловеласа и умника Венсана в пьесе «Чао!» Марк Жильбер Саважона (постановка народного театра при ДК им. 26 Бакинских комиссаров; режиссер С.Штейнберг) он провалил. То ли от обиды, то ли от охватившего его азарта Петр… неожиданно, буквально в один момент собирает нехитрые пожитки и уматывает в Саратов. И... с первого же раза поступает в театральное училище. Пожалуй, с этого момента благосклонность судьбы лихо взмывает вверх. Вот Петр - один из лучших студентов училища, участвующий во многих постановках. Вот он уже - выпускник, но отнюдь не успокоившийся на достигнутом, а продолжающий театральное образование в Свердловском институте искусств. Вот мы видим его шагающим по малахольной питерской Моховой, в сторону знаменитого ЛГИТМИКа - ленинградского института театра, музыки и кино. Вот он - студент режиссерского факультета; курс, на котором обучается мой друг, ведет Георгий Александрович Товстоногов. Кстати: это последний курс Мастера. Он даже не успел выпустить его.. Помню, как мне позвонил взволнованный Петька: - Слушай, Товстоногов умер! Да, это была красивая смерть. Георгий Александрович Товстоногов ехал в своем шикарном «форде», остановился на красный свет светофора; и: - в тот же момент остановилось его сердце. Помню, что Петя очень переживал: до окончания института оставалось еще три года, а курс остался без мастера. К окончанию вуза у Петра сложился ясный и четкий план своего будущего - во что бы то ни стало создать собственный театр, ни больше, ни меньше. Но - как? И тут подоспевает перестройка, с ее надеждами и свежим воздухом свободы, с ее возможностью зарабатывать приличные деньги и обеспечить себе и своей семье приличное существование.. Во имя достижения этой цели и реализации своей главной мечты Петр открывает один из первых в Питере кооперативов, затем в начале девяностых создает большую компанию. Деньги текут к нему рекой. Увы, это была та река, которая несла не только благополучие и призрачную веру в осуществление «голубой мечты», но и страшную трагедию («О, Боже, я, раненый, насмерть играл, гладиатора смерть представляя...»). В апреле 1992 года Петр Крауклит вышел из дому и... больше не вернулся. Целый месяц продолжались поиски, целый месяц его портрет с неизменной присказкой «Разыскивается...» не сходил с экрана, целый месяц о нем ничего не было известно. И только в начале мая изуродованный до неузнаваемости труп Крауклита был обнаружен в небольшой роще возле Всеволожска. Самое интересное, что после уже очевидной, подтвержденной гибели моего друга мне приснился странный сон: ...Мы стоим на какой-то кухоньке (возможно, это даже его кухня; он долгое время с женой, - удивительной, тонкой и обаятельной Машей, - и двумя детьми - Мишкой и Эдиком - жил в коммунальной квартире); так вот, мы стоим и о чем-то говорим; я взволнован, а Петя, напротив, успокаивает меня: - Не волнуйся, т а к было нужно, я просто должен был на время исчезнуть... Если на мгновение поверить в реинкарнацию, то - согласитесь - это «на время» приобретает иной, задумчивый смысл. …Да, чуть не забыл: убийство Петра Крауклита было раскрыто; но подноготная этого дела столь страшна и бесчеловечна, что мне, право, никак не хочется выводить ее на свет. Пусть уж лучше она покоится в бессловесном аду воспоминаний...
|
|