Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Михаил ЛезинскийНоминация: Просто о жизни

О БУЛАТЕ ОКУДЖАВЕ - дополнительные сведения .

      Один единственный раз вышел на сцену театра им . А. Луначарского в Севастополе Булат Шалвович Окуджава , - случился этот праздник души 21 октября 1984 года . А с ним вышли на сцену – Аркадий Арканов и Наталья Горленко .
   Об этой встрече я написал более менее подробно в документальном рассказе … В Севастополе ещё тогда не было своего городского телевидения , чтобы запечатлеть эту замечательную встречу а пригласить областное , не то что не догадались , но и не хотели , как я понимаю
   Почему я так думаю ? Прочитайте здесь на ЧХА рассказ об этом и
   вам станет ясно … Не написал о Наталье Горленко , но только потому , б что напечатал свой рассказ по следам событий , а Булат в то время ушёл от своей жены Ольги к Наталье , вот и не хотелось « сыпать соль на раны» … Во всяком случае , Саша Ткаченко , который приехал вместе с Булатом Окуджавой и Аркадием Аркановым , советовал мне не касаться этой темы …
   И я не касался , - этого нет в моём воспоминательном рассказе ! - но недавно Наталья Горленко сама об этом написала . И – опубликовала , а Интернет сделал их отношения доступными всем . Не публиковались и записки .
   Булату Шалвовичу было направлено много записок , - в своём рассказе я упоминаю о них по памяти ! – но оказалось они сохранились до сих пор , да и аудиозаписи сохранились - об этом мне сообщил недавно руководитель Клуба авторской песни в Севастополе , Володя Губанов .
   
    Вот они подлинные вопросы Булату Шалвовичу и ответы на них :
   
   — Навеял ли вам Севастополь какие-нибудь мысли, идеи, которые со временем прозвучат в ваших песнях?
   
   — Насчет того, прозвучат ли они — я не знаю, но некоторые мысли навеял. Потому что живу в замечательной гостинице, без воды (смех в зале)... Но я — человек приезжий, помоюсь в Москве (смех), а как же вы? (смех, аплодисменты)
   
   — Мы знаем, что в огненном сорок втором вы, будучи
   восемнадцатилетним, ушли на фронт. Близится сорокалетие Победы. Как отразится эта дата на вашем творчестве?
   
   — Я думаю, что самым лучшим подарком к этой большой дате будет произведение, которое в наибольшей степени выразит мои
   литературные способности. Но о чем оно будет — это не играет роли, потому что если все мы будем писать к этому дню только об одном — жить будет невозможно! Может быть, я напишу о розах... Но я постараюсь сделать хорошо! И это будет хороший подарок.
   
   — Какие из ваших книг вам больше всего нравятся?
   
   — Путь от рукописи до книги столь долог, что она успевает
   разонравиться. Мне не нравится ни одна из моих книг. Я считало, что лучшая моя книга еще не написана. Я ее буду стараться написать.
   
   — Как вы относитесь к Валентину Пикулю?
   
   — Я считаю, что существует большая мировая литература. Кроме того, существует литература вторичная, побочная, иллюстративная. Вот я думаю, что Пикуль относится именно к этой категории. Его можно читать, иногда даже с увлечением, но это не большая литература. Потому что, большая литература — это когда перед художником стоит
   единственная задача — имеющимися в распоряжении средствами
   рассказать о себе, выразить себя, поделиться своими впечатлениями об окружающем мире. Так писал Пушкин, так писали Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов — все великие наши писатели. К этому должен стремиться каждый... А бывает такая литература… иллюстративного характера... «Вот знаю историю. Сейчас я ее в реалистической форме проиллюстрирую для читателя…». Это тоже, наверное, интересно, люди узнают много любопытного. Но эта литература не делает нашу душу выше, возвышеннее, прекраснее!..
   (аплодисменты)
   
   — Почему так популярен Высоцкий?
   
   — Ну, прежде всего потому, что это человек очень большого таланта, очень яркое явление в нашей отечественной культуре и, кроме того, потому, видимо, что его творчество соответствовало настроениям, потребностям его слушателей, читателей.
   
   — Откуда неудовлетворенность у многих творческих личностей?
   
   — Я думаю, что неудовлетворенность — это естественное
   состояние человека, вообще любого, не только творческого.
   Любого, потому, что действительность никогда не бывает идеально совершенной. И наличие всех несовершенств приводит к тому, что человек и чувствует себя неудовлетворенным. И писатель — тоже.
   Я думаю, что чувствовать себя полностью удовлетворенным может только круглый идиот.
   
   — Скажите, пожалуйста, как вы понимаете свободу творчества?
   
   — Ну, если говорить о свободе творчества, то она, как и все,
   не может быть идеальной. Я думаю, что это — свобода личности от конъюнктурных соображений, прежде всего. Потому, что только время определяет, что есть хорошо и что — плохо. Я вспоминаю сейчас, как очень давно, в пятьдесят девятом году меня пригласили в одну инстанцию и потребовали, чтобы я не пел одну из своих ранних песен «О Леньке Королеве». «Почему?» — спросил я.
   «Да потому что вы не правильно ориентируете молодежь». «Чем же?».
    «Ну, вот у вас там есть строчка «он не вернулся и некому оплакать его жизнь». Как, то есть, некому?! А ведь страна осталась, народ — понимаете?». Ну, я после этого разговора упрямо продолжал с этой песней выступать... Прошло года три, и я написал «Песню о дураках».
   Ну, у меня опять там было свидание... Мне сказали: «Слушайте! Ну, есть же у вас замечательная песня «О Леньке Королеве»! Зачем вам о дураках петь?»... (Смех) Я понял, что время — самый лучший, главный судья. Он оставляет лучшие вещи, отбрасывает слабые вещи. Поэтому нам не стоит самим суетиться.
   
   — О вас говорят, как о создателе фольклора городской интеллигенции. Как вы сами относитесь к этому определению?
   
   — Ну, это дело литературоведов. Меня это мало интересует.
   
   — Булат Шалвович, кого вы считаете своими литературными
   учителями?
   
   — В прозе — Гофман, Пушкин, Толстой, Набоков. В поэзии —
   Пушкин, Пастернак.
   
   — Какие качества кажутся вам главными в человеке?
   
   — Много качеств очень важных, но самым главным я считаю —
   это строить свое благополучие не за счет благополучия других ...
    У писателей, я думаю, то же самое...
   
   - Не изменяется ли этот критерий с возрастом у вас?
   
   - Нет, не меняется …

Дата публикации:22.09.2006 13:37