(статья, опубликованная в одном из номеров рязанской газеты "Молодёжная среда") ------------ Напрасное детство, отраженное в кафеле… Е. Летов. - Коля, если закончишь четверть на «отлично», то я тебе за каждую «пятерку» подарю пятьдесят рублей, - говорит мама сыну. Коля, поощряемый внушительной суммой денег, становится отличником. Вот как всё замечательно: и сын хорошо учится, и мама довольна. После такого остается только удивляться, как многие поколения детей прекрасно учились абсолютно бесплатно? Невероятным кажется поступок крестьянского мальчика Ломоносова, без денег сбежавшего суровой зимой в далекую Москву, чтобы учиться. Нашему земляку И.П. Павлову в неспокойные революционные годы капиталистические державы предлагали финансовую поддержку и все условия для развития научной деятельности. А он отказался эмигрировать: предпочел нищенствующую, неблагоустроенную Родину. (Сразу вспоминается современная ситуация «утечки умов» за границу.) Маму Коли можно понять. Трудно тратить силы и время, чтобы заинтересовать ребенка учебой: легче свое дитя элементарно задарить, «закупить». Здесь кстати придутся перефразированные строки Стругацких: «Мама считает, что купила отличника Колю. Это ошибка. Она купила халтурщика Колю, а отличник протек у нее между пальцами и умер». Своим поступком родители отбивают у ребенка стремление к познанию. Такой ребенок, обладая талантом Циолковского, никогда не станет великим ученым, потому что он не привык работать в науке просто так, без денег. У ребенка еще не сформированы моральные ценности, а если мама с папой, которых он любит и уважает, переводят все на язык денег, то он станет делать так же. Подрастая, ребенок начинает разменивать на деньги сострадание, любовь, - что стало характерным для нашего общества. Кстати, манера переводить нормальные семейные отношения в торгово-экономические (как в случае с Колей) пришла в Россию из США. Но у американцев и менталитет другой. США были образованы европейцами, бежавшими в Новый Свет с целью наживы. Так что, у них «зацикленность» на деньгах исторически обусловлена. А мы, страна с 12-вековым прошлым, богатым духовным наследием, увы, пошли по чуждой нам дороге. Культ денег воспитывают в детях и СМИ, разрекламировавшие образ «крутого чувака с «бабками», тачкой и мобилой» как идеал, к которому надо стремиться. О том, что неплохо, в первую очередь, уважать окружающих, соблюдать обычные нормы вежливости, - ни слова. Детей пичкают третьесортными иностранными мультфильмами, в которых персонажи идиотического вида безжалостно друг друга бьют. Дети смотрят и уподобляются им. Где же место добру и миру? Кто заходит в компьютерные клубы, тот видит, что там постоянно за компьютерами сидят подростки. Сейчас немало ребят (и даже взрослых) злоупотребляют компьютерными играми, проводя за ними большую часть своего времени. Психологи говорят, что в такой ситуации где-то в подсознании стирается грань между виртуальным и реальным миром. И, например, когда человек переходит дорогу и видит, что наперерез мчится машина, в мозге срабатывает механизм, как при компьютерной игре: «У меня есть две попытки». А пока мозг переключится на действительность, человек успеет попасть под машину. Актуальный вопрос задается в старой песне: «Куда уходит детство?» Детские игры, добрые книжки, общение со сверстниками – детство уходит в пыльные бумажные купюры, в светящиеся экраны мониторов, в раннюю жестокость и равнодушие. Наверно, в связи с этим поднялся вопрос о введении в школах предмета ОПК (Основы Православной культуры). У некоторых людей сразу возникло мнение, что в таком случае будет нарушено право на свободу вероисповеданий. Вот что на это отвечает отец Арсений (Вилков), председатель миссионерского отдела Рязанской Епархии: «Мы живем на территории государства, где, по словам самих жителей, православных – большинство. Православие – это наша традиционная религия, и изучать его основы в российских школах не противозаконно. Ведь изучают же в Татарстане основы исламской культуры. Кстати, сами мусульмане сделали заявление, что они не против введения ОПК в школах. Ребенок должен узнавать историю своей страны. Ведь церковь сыграла немалую роль в становлении России как империи. И в годы Великой Отечественной войны Церковь оказывала поддержку государству. Так, на средства, собранные Православной Церковью, было сформировано несколько колонн, в том числе танковая, выпущены военные самолеты». Вернемся к вопросу об американцах. Текст, что пойдет ниже, - это выдержка из речи Аллена Даллеса, бывшего директора ЦРУ США: «Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем: все золото, всю материальную мощь – на оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своим масштабам трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность – все будет прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, национализм и вражду народов – все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь. Мы сделаем из них молодых циников, космополитов. Вот так мы это и сделаем». Это предостережение молодежи – будущим родителям. Нам, на которых лежит ответственность: будем ли мы и наши дети такими, каких описал Аллен Даллес, или сохраним в себе лучшее, что присуще человеку?
|
|