РАФ АЙЗЕНШТАДТ „ НА КОЛЕНЯХ У РЕМБРАНДТА“ (Драйв хулигана в двух актах ) Действующие лица: 1. Он 2. Она ( жена) 3. Доктор наук 4. Рембрандт 5. Саския 6. Турист 7. Бог I – й АКТ 1-я картина Она стоит у плиты. Что-то варит в большой кастрюле. Говорит по « хенди» Она: И это она мне...Мне предложила! Выскочка! Да я раньше её на три месяца сюда приехала. Из грязи да в князи. Parvenu!Подумаешь, Reisebüro! ( пауза) Да я там на кафедре старославянский преподавала. У меня факультатив! Был... Мне пуцать!? Если я у немцев пуцаю, то это ещё ничего не значит... Мне! У неё ! Не дождётся! За семь евро!.. Ну, за десять я, может быть, ещё и подумала. Варю. Суп. Вот уже не думала, что буду здесь, в Германии, ва- рить перловый суп . Он любит. Сейчас должен прийти.Да, за- колебал уже своими анализами. Мотается по всей Земле. В поисках лучшего диагноза. Сегодня в Золингене. У уролога. Передам. И ты всем своим тоже передай. Давай. Tschus. ( Кладёт хенди. Солит содержимое кастрюли. Входит Он) -2- Он - А-а-антисемиты проклятые! И это он говорит мне! Я так дело это не оставлю. Как член еврейской общины даю этому делу официальный ход .Сказать, что мне остался всего лишь один месяц... Ну, максимум два. Жиды! Она - Кто? Он - Кто?..Врачи. Убийцы в белых халатах.Потом я ему предъявил паспорт на нужной странице, где чёрным по белому значится « Постоянное место жительства». А? Не врубается! Тычет мне свои анализы. При чём тут анализы? Меня пригласили сюда жить ! Постоянно. Постоянно – так и значится. Ни о каком таком исходе там речь не идёт. И пусть отвечает за свои слова. И это происходит на немецкой земле, где помнят эти камни... Ох, как ещё помнят. Опять поднимают голову эти антисемиты! И это приходится терпеть от своих...Ну, жиды... Она - О чём ты говоришь? Какие камни? В почках? Тебе только этого не хватало. Он - Причём тут почки? Не путай меня! Может ты с ними заодно? Так и скажи! Хочу тебе только лишний раз напомнить, что ты жена еврея и твоя миссия... Она - Мой господин...Как скажете...Позвольте припасть к Вашим стопам. Он - И нечего тут иронизировать. Это вопрос принципа. Она - Кстати о принципах. Я-то замужем за евреем, а ты? За русской? Он - Как ты можешь? Я женился по любви! Она - А я по дурости. Он - И это ты говоришь мне?..Кому осталось жить всего ничего... Она ( обнимает его) - Ничего, ничего... Это мы еще посмотрим. И не из такого выбирались. Мы ещё покажем всем твоим антисемитам! Он ( истерично) – У меня постоянное место жительства! Она - Мы избранный народ! Он - Да? А ты тут при чём? И кому ты это говоришь? Она - А ты? Он ( показывает головой наверх) Она - Серьёзно? Oben? Он - А что? Мне ничего не остаётся. Пусть прислушается. -3- Она - Знаешь, сколько у него таких? Он - Таких ещё не было... ( Откуда-то сверху с небес раздаётся эхо) - не было...не было...не было... Он - Кто это сказал? Б-г - Я.. Он ( Ей) – Кто это сказал? Она - Да, он же...Он... Он - Как это?.. Б-г - Так это. Решил открыться. Надоело иметь своё молчание на все случаи жизни. Он (Ей) - Ты понимаешь что-нибудь? Она - Тут не надо понимать. Надо верить. Он - Так он таки-да существует? Она - Или... Б-г - Не веришь? Пожалуйста. ( гремит гром) Он - Это ты? Б-г - А то...Могу так... ( поют птички) Он (Дёргается, Гостинец сверху попадает ему на голову. Стряхивает.) - Убедительно. Б-г - И какие проблемы? Только по-быстрому. Он - Антисемиты заели. То-есть жиды...Говорят, что мне остался всего месяц... Она - Два. Б-г - Врут. Это мне дано знать. Пока живи. А по всем вопросам обращайся к моему связному. Запиши. В Дюссельдорфе – 35-22-40. Она ( записывает, повторяя) 35-22-40. Он - Кто это? Б-г - Ну, ты даёшь! Это же доктор из самого Харькова. А ко мне можешь обратиться ещё один раз. Запомни. Только раз. Tschuß! ( гремит гром. «Он» опять дёргается, стряхивая гостинец с головы) Б-г - Пардон. И у меня быват проколы. (Исчезая) Ну, блин. Он - Mamma mia... Ну и дела. Ты видела? Она - Слышала. Допрыгались. Может нас кто-то разыграл?.. -4- Он - А гром, а ( трогает макушку) птички... Что он там сказал? Она - Чтобы ты перестал мотаться по всем этим докторам. Пока живи. Он - Да нет... Телефон. Связного из Харькова. Звони. ( Звонок в дверь) Она ( спрашивает по домофону) - Да? Доктор - Это я . ( голос по домофону) Она - Кто? Д-р - Как кто? Доктор из Харькова. Она - Из самого? Входите. 5-й этаж на лифте. Он - Как это? Так он таки-да существует? Она - Кто? Доктор? Бог? Он - Харьков. Пока лифт опускается, чтобы забрать и доставить столь удивительного посетителя, надо кое-что уточнить и прояснить в этой многовековой истории еврейского народа. И чем раньше мы это сделаем – тем лучше и спокойнее. Ведь всё равно ч чтобы мы ни делали, а к этому прийдём.К процентному отношению евреев Нобелевских лауреатов, Героев Советского Союза, банкиров и Госсекретарей. Не говоря уже о великих путешественниках, начиная с Колумба, потому как весь народ этот – народ путешественник. Как отправился пару тысячелетий назад по всяким Месопотамиям, Испаниям, Германиям, России, а далее везде, добравшись ныне до Америки, Австралии и даже Дюс- сельдорфа, где наши герои имели место быть. А вокруг их синагоги, их русских центров, их магазинов, их Wohnung,ов громоздилось всякое и в большом количестве, и даже, говорят, протекала какая-то крупная река только для того, чтобы могли они однажды на берегу её воскликнуть: « Выдь на Волгу, чей стон раздаётся...» Она - И стон уже стоял, а хай был такой и на берегах Миссисипи, Великих Озёр, Амазонки и, говорят, даже Хуанхе – везде славил великую русскую реку великий русский еврей: и в своих центрах, и в своих газетах, которых развелось такое множество, а много всё равно не было. -5- Он - Только теперь, когда мировой порядок был восстановлен мож- но и впустить сюда нашего доктора наук с безотлагательным л делом устройства Вселенной, звёздного вещества и потоков времени, но только с небольшим уточнением. Если вначале в Германию выезжали евреи из Москвы, Петербурга и Одессы, то в конце тысячелетия – только доктора наук из Харькова и Днепропетровска. Она - И вот стоял он перед ними со своей концепцией времени, согласно которой... Д-р - ...согласно которой может существовать множество миров, одинаковых по своей истории, но сдвинутых относительно друг друга по времени. И тогда, чтобы проникнуть в будущее или прошлое достаточно заглянуть в нужный параллельный мир и самое интересное, что я уже знаю, как это сделать. Она (за его спиной крутит пальцем у виска) Он - И вы хотите, чтобы мы срочно заглянули туда? Д-р - И чем скорее, тем лучше. Время – это основная форма энергии космоса , главная организующая сила всех процессов во Вселенной. Он - До сих пор мы знали, кто является главной организующей силой. Д-р - Поймите. Все процессы выделяют и поглощают время. Она - И мы тоже? Д-р - Конечно. Вот. ( вынимает из сумки кассеты) Где ваш магнитофон? Он - Что это? Последние хиты? Д-р - Больше! То что перевернёт весь мир! Давайте...Давайте... ( Вставляет кассету. Включает. Звучат аплодисменты) А? Вы слышите? Она - Что это? Д-р - Аплодисменты. Я собирал их по всей Германии. Всюду где слышна русская речь. И всюду – аплодисменты. Вот-вот. Это клуб рационализаторов в Берлине. А это с юбилея Цветаевой в Нюрнберге. Трёхсотлетие Петербурга в Дюссельдорфе. А это ещё Дюссельдорф – финал травматологического турнира. Он - Международного заметьте. -6- Д-р - Театр из Ростока, Кёльна! Азохенвей-Theater ! ( Звук нарастает. Доктор выкрикивает, стараясь перекричать) - Претензация книги ! Ещё одна! Номенклатурная гостиная! Клуб изобретателей! Лекции по истории избранного народа! (Гром аплодисментов. Отдельные выкрики доктора.) Интеграция! Инновация! День 8 марта! День Радио! День Октябрьской революции! Она - И революции тоже? Д-р - День! Вечер! Турнир! Помогите!..( Падает) Она - Что с вами? Д-р ( в бреду) - Иннагурация...Коронация...Секуляризация...Ойякуляция... ( Пик аплодисментов) Она - Хватит! Он ( выключает магнитофон) Д-р ( в прострации) – Света... Больше света. Ich sterbe! И ты Брут... ( приходя в себя) Вы слышали.. Какой выброс энергии...Поймите же. Все процес- сы выделяют и поглощают время. Она - И мы тоже? Д-р - Об этом и речь. А из звёзд идёт огромный выброс времени. Он - Мне это что-то напоминает. Она - Это про нас! Это же мы! Блуждающие звёзды. Д-р - Ага! Те же процессы, что и в космосе.Наши звёзды – наши док- тора, академики, поэты подчинены законам расширяющейся Вселенной. Чем их меньше, тем они больше. Мы накануне великого открытия. Я назвал его – третий закон Всемирного тяготения к эмиграции. Он - Почему третий? Д-р - Первый – Моисей, второй – исход из Испании, третий – из -7- России. Она - И в чём он состоит? Д-р - Кто? Она - Закон. Д-р - В кипящем котле эмиграции плотность энергии прямопропор- циональна плотности амбиций, претензий, стремясь к бесконеч- ности и при окатывании ушатом воды выделяет время необхо- димое для прихода в нормальное состояние. Эта единица, измеряемая в ушатах воды, я назвал коэфициентом нормального состояния. ( приходит в возбуждение) Перед нами « машина времени»! Он - Где? Д-р - Да та же кастрюля с кипящей водой в которую влить ушат холодной воды. ( бросается к плите, доставая из сумки бутыль с водой и тут же выливает его содержимое в кастрюлю) Он - Мой суп! Она - Что вы делаете? Он - Убийца! Scheise! Мой перловый суп! Д-р - Вы присутствуете при историческом моменте!..Этот эксперимент... Он - Мой суп...Мне жить осталось всего ничего... Мой супчик помог бы мне протянуть ещё пару дней...Растоптать всё святое! Я убью его! ( бросается к нему. Доктор убегает)Arschloch! (плачет) В кои-то веки...Супчик...Перловый... ( Звонок в дверь) Она ( спрашивает в домофон) – Да? Д-р - Это я. (голос по домофону) Она - Кто? Д-р - Как кто? Доктор из Харькова. Она - Из самого? Входите. Пятый этаж на лифте. Он - Как это? Он уже только что был! Ему мало? А мой супчик... ( входит доктор) Д-р - ...согласно которой может существовать множество миров... Он - Было...Всё уже было...Слышали!.. Она (дошло) - Машина времени? Д-р - А я что говорю...Это нас отбросило всего на два часа назад. -8- А если добавить аплодисментов...Мы сможем отправляться в прошлое или будущее на века. Она - Грандиозно! Прямо сейчас? Д-р - А я что говорю? Он - Я кушать хочу!..Мне жить-то осталось всего ничего...Год...Или два... Она - А так тебе останется сто...или двести... Д-р - Бери выше! Все триста! Она - Ой! Там мой старославянский...Хочу! К Мономаху! Он - Нет! Четыреста! Хочу! Д-р - Куда? Он - К Рэмбрандту. Ван Рэйну. Она - Ого? А не жирно будет? Он - Дело у меня. Д-р - Не знаю. Хватит ли у меня аплодисментов. Он - Не боись. У наших хватит. ( включает магнитофон.Гром аплодисментов) Д-р - Тогда вперёд. Тоесть назад. Соль есть? Она - Соль? Д-р - Соль отправляет в прошлое, а сахар в будущее. Она - Пачки хватит? Д-р - Пуд. Он - Выходит, что наши предки были в курсе. Уже путешествовали во времени.. Она - Как это? Он - Что надо пуд соли съесть, чтобы узнать человека. Д-р - Какого человека? Он - Рембрандта. Ван Рейна. (Доктор бросает соль в кастрюлю. Грохот. Гаснет свет. В полной темноте раздаются реплики: - Где мы? Караул! Курская дуга! - Ой, Беломор-канал! Мама... - Там Перекоп! Срываемся! - Бородино! Час от часу не легче! - Там кто-то убивает своего сына! - Завал...Приехали... -9- ( На экране постепенно проявляется картина « Ночной дозор». Свет зажигается. На сцене мастерская Рембрандта.) Саския - Опять ты не работаешь, мой друг. Рембр - Тошно мне. Вчера эти мясники и булочники допекали целый день. ( досадливо машет рукой и уходит. Саския подходит к экрану. Любуется. Затем занавешивает экран и покидает сцену.) КАРТИНА 2-Я ------------------- (Мастерская Рембрандта) Саския - Опять ты не работаешь, мой друг. Рембр - Тошно мне. Вчера эти мясники и булочники допекали целый день. Чтоб ни в коем случае позади бондарей и трубочистов. А те суют гульдены, угрожают. Как мне их сытые хари осточертели. А этот горе-капитан зако- лебал уже своими переодеваниями. Раз пять менял мун- диры. Оказывается их у него целых двадцать шесть. Если так пойдёт дело... (стонет, хватаясь за голову ) О-о-о...День только начинается... Саския - Иди сюда, мой маленький. Поплачь твоей мамочке. Сюда...Вот так. ( усаживает его себе на колени. Баюкает его.) А-а-а...Мальчика обидели... Рембр - Мэ-э-э... Саския - Наш козлёночек устал... Он хочет на травку... Порезвиться в поле, побрыкаться... Рембр - Мэ-э-э...Брыкаться...Брыкаться... (Начинает заигрывать с женой, обнимать.) Саския - Не сейчас, не сейчас...Я слышу уже кто-то пришёл. Вечером... Рембр - Ну их! Никто мне не нужен. Давай отправим всех -10- и я буду писать твой портрет. Как я люблю твои рыжие локоны. Как они играют на свету. ( Усаживает её перед экраном) Вот так. Саския - Куда же ты? Не уходи. Иди сюда. Напиши нас вместе. Садись. ( Усаживает опять на колени) Рембр - Нет. Так не годится. Не пристало первому художнику резвиться на коленках у мамки. Садись-ка ты...Вот так. Саския ( ёрзает на коленях) - Ого...Это не козлик, а целый козёл... Давай выпьем. Рембр - С утра? Саския - Наливай! Держи! ( В руках у Рембрандта большой бокал) Вот так! Теперь пиши! ( Рембрандт пишет на экране и постепенно проявляется картина .Он уже один. Увлечён. Саскии нет. Он откидыва- дывается на спинку стула. Картина готова. Он счастлив. Засыпает. Входят наши путешественники во времени.) Он - Это он...Он...Вот же его знаменитый портрет с Саскией на коленях. Она - Подумать только! Неужели он? Рембрандт! Д-р - Я сделал это! Сделал! ( Появляется Саския) Саския - Как вы сюда попали? Что вам здесь нужно? Кто вы такие? Он - Мы? Да...Евреи мы. Из Харькова. Нет. То есть из Германии. Саския - Позировать? Она - Это точно. Я всё не знала, как называется наше состояние. Конечно! Мы позируем! Всегда. Д-р - Ха...Как это точно. Саския - Что-то я вас не припомню. Из какой вы картины? ( Доктору) А-а-а... Блудный сын. Д-р - Вот оно...То самое...Конечно! Наконец-то я дома. Мы с -11- вами попали в нужное время и нужное место. Блудные дети вернулись в отчий край, откуда ещё так далеко до страшного ХХ века, до его лагерей, газовых печей. Давайте забудем всё и поживём ещё лет триста. Она ( Отводит мужа в сторону и шепчет. Оттуда доносится) - ...в самый раз...сможем остаться в веках... ...подумаешь, кто она такая? ...у меня факультатив!.. Он - ...а я...я.. у меня номенклатурная гостиная...а мой турнир! Травматологический! Она - Международный. Он - А театр!..Театр!.. Она - Азохенвейтеатр... Рембр ( Просыпается) - Что? Что такое? Он - Мой театр! А книгу! Книгу вы мою читали? «От жажды умираю над ручьём.» Рембр - Врёшь! Это Франсуа Вийон! Я знаю! Он - А второй турнир! А третий! Она - Absatz!Григорий... А пятый...А десятый...Приехали... Он - Всё это я! Я! Только я! Я должен быть в вашем «Ночном дозоре». Вот это мои аплодисменты! ( Включает магнитофон) Я самый заслуженный! ( Гром аплодисментов) А это её аплодисменты. ( Гром аплодисментов) Рембр - А эта фру? Она кто? Он - Редактор! Главный редактор! Она - У меня факультатив! Саския - Был! Она - Возьмите меня на свои коленки. ( В сторону Саскии) Кто она такая?Подумаешь. ( Выдирает из рук Саскии курицу. Усаживается на колени художника) Я напишу о вас в нашей газете, на второй странице. Он - На первой! ( в сторону) Дура. Она - На первой! Мы устроим вашу выставку в « Красном Кресте» -12- Саския - Пошла прочь, бесстыжая! ( Забирает свою курицу ) Рембр ( Саскии) - Кто это? Откуда? Саския - Из Харькова. Евреи. Рембр - О-о...Это меняет дело. Из Харькова!.. Д-р - Вам известно? Рембр - Что вы? Кто же не знает...Такая честь! ( Берёт кисть и начинает подправлять картину. Картина постепенно преображается. И уже «Она» восседает на коленях у мужа.) Вот. Всё. Она - Это справедливо. Саския - Что ты сделал? Харменс...А наша любовь? А Титус? Она - А перловый суп? Слабо? Рембр - Боже мой...Я уже кое что слышал об этом. Суп из жемчуга. И вы могли бы... Она - Слабо! Рембр - Вот вам отборный жемчуг из Индии. ( Протягивает мешочек) Он - Ого!..Круто! Она ( берёт мешочек) Жду вас к обеду в 16 часов. Рембр - Я буду...Обязательно! Неужели из Харькова? Он - Да. Рембр - Круто! Да? Она - Или. ( Рембрандт уходит) Он - Ну и лох! Жемчуг за перловый суп.. Она - А ты главное помалкивай. У меня уже есть мысли на сей счёт.Ein und zwanzig... Доктор, нам предоставляется уникальная возможность осуществить связь времён и поколений. Vier und siebzig... Жемчуг- направо, перловку- налево. Д-р - Ни в коем случае! Никакого вмешательства! Это должен быть совершенно чистый эксперимент! Он - Не боись...Всё будет сработано чисто. Совершенно. Отправьте меня на минуточку в „Plus“. Она - Если ты уже будешь там, то сдай бутылки. -13- Д-р - Через мой труп! Он - А куда его сдавать? (Замечает на столе колокольчик. Звонит) Какой чистый тон. Саския(входит) - Харменс?.. Она - А, кстати...Милочка, как там вас...Мне нужна морковка, картошка и побыстрей! Маэстро ждать не будет. Саския (в обалдении) - Маэстро...Картошка...Следующий завоз ожидается только через два месяца. Он - Как это? Два месяца. Саския - Из Америки, однако. Она (Мужу) - Заодно и картошку прихватишь. Какие перспективы...Однако...Доктор, вы гений. Д-р - Должен вас предупредить, что прямое вмешательство в исторический процесс может непредсказуемо изменить жизнь. Вы играете с огнём! Она - Знайте же, что прогресс ничто не остановит1 Д-р - И мой труп? Она - Вы себя переоцениваете, доктор. Саския - Доктор...Конечно! Van Tulp ! Так это вы ему позировали. Д-р - Когда? Где? Саския (подходит к экрану) - Так вот же. « Доктор Van Tulp в анатоми- ческом театре» . ( На экране появляется картина) Д-р - Господи...Вы уверены? Саския - Одно лицо. Д-р - Мой труп? Она - Чего тогда беспокоиться, если это уже было. Д-р ( у экрана) - А что? Я здесь ещё вполне. Саския ( Лене) - А вы...Вы...Оставьте Харменса.Бога ради. Ради всего святого! Ради Харькова! Он ( берёт в руки бокал) - Это невозможно.Смотрите! ( На экране он с женой на коленях) Теперь это останется в веках! Саския - Останется...В веках... Она - В веках! -14- ( Издалека слышен вой. Он нарастает. В комнату вваливается совершенно ошалевший, одичавший турист. Босиком.) Турист - Где я? Скажите, это Париж? Нет? Антверпен? Он - Нет. Турист - Вы говорите по-русски? Слава богу! Д-р - Боже! Уже и сюда добрались. В 16 век. Везде они! Турист - И вы?Куда я попал? Саския - Вы находитесь в доме художника Рембрандта Харменса Ван Рейна. Турист - Брюссель...Конечно! Я отстал от группы... Она - Вы в Амстердаме. Турист - Конечно! Я заблудился в этом квартале. Какие отвратные женщины.Все. Не оторваться. Я просто потерял счёт времени. Д-р - И знаете насколько? Турист - На сколько? Д-р - Лет эдак на четыреста. Он - Так было интересно? Турист - Это что-то... Она - Его можно понять. Первый раз в Амстердаме. Рембр ( в дверях) - Сюжет достойный кисти великого мастера. На колени! Турист - В каком смысле? Рембр - В смысле на пятки глянуть. Турист - Меня будет писать сам Рембрандт... Рембр - Какой типаж...Мольберт! Кисти! ( У экрана. Постепенно из нерезкости появляется картина. ) Саския - Ave Maria grazia plenа... Она - Не лепо ли вы бяшете... Он - Возвращение блудливого сына. Рембр - Блудного. Он - Так ведь из квартала Красных фонарей. Рембр - Теперь всё. Я всё сказал. Д-р - На века. Саския - А как же я... Она - Упустила ...С перловым супчиком вместе. -15- Рембр - Кстати. Когда же обед? Который час? Д-р - Какая уже разница. Который час? Который век? Я понял. Главное – это неуловимое, это аромат эпохи. Она - Особенно аромат перлового супчика. Как вы правы. Он - Это что-то. Рембр - Уже половина четвёртого. Саския - У меня ты всегда обедал во время. Рембр - Еще полчаса. И я вас выпишу из всех своих картин. Он - Хана. Мы пропали. Она - Ещё целых полчаса. У нас там осталась целая кастрюля супчика. Доктор! Вертайте вперёд! Всё в ваших руках. Вы должны оставить нас в веках. Справедливость должна восторжествовать. ( Рембрандту) Вы не против небольшой прогулки? Рембр - О чём речь? Она - Речь идёт просто об обеде. Рембр - Всего-то. Главное – это распорядок дня. Д-р ( в с торону) - Или века. ( начинает колдовать над кастрюлей. Саскии) Теперь сахару. Саския - Сколько? Д-р - Давай-давай! Не жмись. Для вас стараюсь. ( совершает нужные действия. Грохот. Затемнение. В темноте слышны реплики: - Там кто-то убивает своего сына! - Бородино! Час от часу не легче! - Там Перекоп! Срываемся! - Ой, Беломор-канал! Мама... - Где мы? Караул! Курская дуга! - Завал...Приехали... Звенит телефонный звонок) Она (берёт трубку) - Да! Выскочка! Так ей и передай! Да я раньше неё сюда на три месяца приехала. ( Конец первого акта) -16- 2-й АКТ ( Звенит телефонный звонок) Она - Да! Выскочка! Так ей и передай! Да я раньше неё сюда на три месяца приехала! А место путцфрау ещё свободно? Да? Скажи, что прийдёт одна. С дипломом? Бери выше. Жена художника. Саския. От меня. И вообще, теперь я закручу такое, что все лопнут! Нет... Нет... Я не могу... А, ладно, только больше никому.Могила... Я открываю Академию художеств. Он - Вот даёт! Ты слышишь? Д-р - Как всегда впереди планеты всей. А что? Считаю, что дело перспективное. Академиков и докторов у нас, что тараканов. Только последний ленивый так не обозвался. Он - В самый раз загнать их в стойло и начать доить. Она - И картинную галерею. А что? С таким мастером, как у меня... Ну, Рембрандт, чистый Рембрандт.А я не шучу. Что? Хорош врать? А вот это ты зря! ( бросает трубку) Ну, мальчики, теперь держитесь. У меня план. Д-р - Как всегда. Он - Уже слышали. Академия, галерея, ООН, Юнеско. Она - Бери выше!Готовь рекламу!Аукцион: « На коленях у Рембрандта». Звучит?! e.V. Общество с ограниченной ответственностью. Д-р - Может лучше с безграничной безответственностью.. Она - Нечего иронизировать. Это будет супераукцион. Какой миллионер устоит перед просьбой своей жены остаться в веках . Саскией на коленях у Рембрандта. Отстегнёт непременно отстегнёт. Д-р - Сколько же их будет на коленях? Она - Одна в месяц. Больше и не надо. Такой портрет сейчас тянет на 100 миллионов долларов. Он - Но это невозможно! А социал? Она - Ты что? Того? Не врубаешься. Миллионов! Сто! Долларов! -17- Он - А чтоб не уходить?.. Она - Нет! С меня хватит! Это я уйду! Всё в своей жизни прогавил и сейчас не дашь мне развернуться. Этого хватит нам и нашим внукам. Он - Точно. Разведёмся. Я останусь на социале, а ты на своих миллионах. Она - А зачем ты мне тогда? Он - Так я же твой муж. Она - Да я за эти бабки оторву в два раза моложе и в два раза выше. Он - Всю жизнь только и слышу – деньги, деньги. Она - Всю жизнь только и слышу – нет денег, нет денег. Д-р - Где Рембрандт? Она - В старом городе .Рисует портреты. Д-р - Суп готов? Она ( Заглядывает в кастрюлю. Крышка выпадает из рук.) - Что это? Там компот! Он - Кошмар... Кошмар, девочки... Д-р - Я кажется...А я предупреждал! Любое вмешательство чревато! Компот...Это только начало! Я не удивлюсь... ( подходит к окну. Смотрит на улицу.) Где мы? ( читает) Парикмахерская. Универсам. Пельменная. Там всё на русском! Она ( подходит к окну) – Ночь, улица, фонарь, аптека... Д-р - Это Германия? Он (берёт в руки газету) - И здесь. (читает) Сегодня на утреннем заседании в Бундестаге выступил канцлер Германии Леонид Якубович... Завал... (Появляется Рембрандт. Звучит разудалая русская кадриль. Он в картузе с цветком цветком.) Рембр - Вот! Мой первый гонорар. 300 рублей. Это сколько? Он - Это кошмар. Она - В рублях... -18- Рембр - Где моя Саския? Она - Пуцает. Рембр - Что такое пуцает? Она - Это интегрируется в этой жизни . Утверждается. Рембр - Я тоже хочу утвердиться. Она - Пожалуйста. Сколько угодно. Турист ( из зала) - Иду я. Веду! ( Подымается на сцену с женщиной) Вот. Готова позировать на коленях. Сюда. ( Пристраивает её на колени к Рембрандту. Отходит для фотографирования) Рембр - Где моя Саския? Он - Чем эт о плоха? Сюда.( Пристраивает ладонь художника на талию женщины. Затем бокал оказывается в другой руке.) Выше стропила, плотники! Замерли! ( Турист фотографирует их на Polaroid ) Турист - Кайф! Клёво! Женщина - На века? Он - Навеки. ( Через минуту Турист вручает ей готовую карточку) Рембр - И это надо было всю жизнь биться в муках... Д-р - Когда всю жизнь работаешь на своё имя – потом оно работает на тебя. Она - Следущая. У вас есть уникальная возможность остаться в истории. Фирма с ограниченной ответствен- ностью предлагает: Целительные свойства коленей мастера. Лечат от бесплодия, вы незамедлительно выйдете замуж. Вам будет сопутствовать всяческий успех в ваших делах! Фортуна не ждёт! Д-р - Здесь нечего раздумывать и скупиться. Всего-то за тысячу рублей. Рембр - Это много? Это сколько? Он (рвётся к Рембрандту) - Я...я хочу! Мне надо от бесплодия! Рембр ( в ужасе) - Ё... Езус Мария. Прочь! Он - Творческого бесплодия, Харменс. Вот уже 400 лет, как я не -19- брал перо в руку. ( Пристраивает руку Рембрандта к себе на талию) И ещё хочу я незамедлительно замуж. Она - Опомнись! Охренел? Что ты такое говоришь! Д-р - Вот-вот...Это мстит ваше вмешательство в будущее. Компот, русский язык, рубли. Теперь это несчастье. Он ( млеет на коленях) - Это такое счастье, доктор. Она - Ты бы лучше успешность в делах заказал! Он ( воркует) - Чего ещё желать мне...Был бы любимый рядом. Турист (фотографирует) - Снимаю. Саския (появляясь) - Нет! Харменс! Ты не дождался меня... Рембр - Спаси меня, Саския. Чт о они сделали со мной, моими картинами. ( Забирает у Туриста фотографию и протягивает её Саскии) Пока ты там утверждалась. Интегрировалась... Саския - Если это так называется.Я...Я...Я полы мыла, Харменс. Рембр (окружающим) - И это ваше будущее? Она - Это наше настоящее. ( Раздаётся крик муэдзина, призывающего на молитву. «Он» и Турист опускаются на колени и начинают бить поклоны на восток. Д-р - Только не это... Он - Это и только это, доктор. Аллах акбар! Аль Кабба ! (Звучит ария из оперы «Запорожец за Дунаем» - « теперь я турок – не казак») Д-р (Ей) - Аль дурак? Турист - Аль дундук? Д-р - Аль мудак! Она -Эй, кто-нибудь? Доктор, сделайте же что-нибудь! Д-р - А что я могу сделать? И это ваше будущее. Она - Господи, что нам делать? Б-г (голос) -( Гремит гром, поют птички) Servus! Вот и я...Как обещал. В последний раз. Только бикицер. Она - Ой...Вот так...Сразу... Он - Здоровья...Чтоб пожить ещё...Чтоб супчику... Супчику перлового откушать. -20- Д-р - Харьков. Харьков чтоб стал, наконец, столицей. (расчувствовавшись, вытирает слёзы и покидает сцену) Б-г ( голос) - Пока лифт поднимается, чтобы забрать и доставить вниз нашего удивительного посетителя, надо кое-что уточнить и прояснить в будущей истории еврейского народа, от которого произойдут четыре колена. Колено Нобелевских лауреатов, колено Героев Советского Союза, колено банкиров и колено Госсекретарей. И заселят они всю землю и заживут на ней счастливо и вечно. Турист - Хочу заблудиться ещё хоть раз в красном квартале Амстердама. Б-г - А ты, Рембрандт? Рембр - А что? Мне здесь нравится.Ты же знаешь... А что? Буду рисовать в Altstadt,е. Всё-таки стойкий доход. Саския - Где Харменс там и я. Б-г ( Лене) - А ты, женщина. Она - Убери его с колен Рембрандта. Оставь его настоящим мужчиной. Б-г - Abgemacht! ( «Он» пересаживается на колени Саскии. Затихает. Все тихо на цыпочках покидают сцену. Только Рембрандт остаётся у экрана. Делает кистью мазки по экрану) Саския (Григорию) - Иди сюда, мой маленький. Поплачь...Поплачь... ( Гладит Григория по голове) Он (всхлипывает) Саския - Ох, знаю, знаю. И век твой жестокий.Знаю, как трудно быть евреем... Турком..Эскимосом..Русским... И вздорный ты и слабый...Ты человек. Спи, мой мальчик...Всё ещё у тебя будет. Только бы не было, что уже было. Б-г (Григорию) - И держись социала до последнего. (Рембрандту) А ты, пиши, пиши. И останется после тебя ещё одна -21- великая картина, твоего «Ночного дозора» достойная. У меня всё. Мир вашему дому. Шалом. (Рембрандт один у экрана.Увлечён.) Он (Подходит к экрану) - Гаснет свет и постепенно из нерезкости проявляется картина, знакомая до боли, в которой одни лица заменены лицами академиков, докторов, литераторов Земли Северный Рейн Вестфалия, выходцами из бывшего Советского Союза. И останутся они в истории и пребудут в памяти людской . ( На экране «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» с лицами местных знаменитостей. Все участники спектакля выходят на сцену, обступают Рембрандта, его картину и аплодируют ему. Рембрандт кланяется. Затем берёт стул. Садится на авансцене. Хлопает выразительно по своему колену.) Рембр ( в зал) - Теперь дело за вами, господа! Ко мне! Сюда! Самое безопасное место, господа! Только на моих коленях сможете вы найти желанный покой и отдохновение от житейских невзгод, здесь сбудутся все ваши самые затаённые желания, останутся в той прошлой жизни страшные диагнозы и воспоминания о безумном прошлом и непредсказуемом будущем. Здесь не нужны вам ни звания, ни награды. Здесь всегда детство, свежий морозный воздух, скрип снега, первый робкий поцелуй, звуки танго на школьном вечере и любовь и жизнь без конца. ( Поднимает бокал) Он Вот уже 400 лет искрится солнце в этом бокале. 400 лет счастлива Саския на коленях у Рембрандта . И счастлива, счастлива безмерно. Кто следующий, господа? 2003 г Дюссельдорф.
|
|