ПРОЩАЛЬНАЯ Приемник включен на полную громкость и поэтому не знает меры. Счастье для приемника, что он .неодушевленный, а то бы давно порвал голосовые связки. Мелодии маршей врываются в просторный зал колхозного клуба. Сквозь атмосферные помехи слышен голос диктора: — Наша сегодняшняя радиопередача посвящается славным монтажникам Севастопольского сетевого района. Это их умелыми руками в маракутской степи построена электрическая воздушная линия, это они своим трудом преображают наш край. Сейчас мы с удовольствием предоставим слово руководителю работ технику Игорю Николаевичу Мартьянову. Просим вас, Игорь Николаевич. Игорь с любопытством вслушивался в свой, как будто совершенно чужой голос. — Когда это вы успели на ленту записаться, Игорь Николаевич? — интересуется Лукьяненко. — Нельзя ли там и нашу самодеятельность записать? — Не знаю. Надо будет разузнать. — Т-с-с, не мешайте, — просит Синельников, -— дайте людям передачу послушать. А между тем Игорь по радио продолжал: — ... почему нам удалось построить линию напряжения и сдать ее в эксплуатацию раньше срока? Прежде всего потому, что к ее строительству отнеслись по-государственному. Председатель колхоза «Гигант» Сергей Федорович Зозуля вошел в контакт со Свердловским совнархозом и приобрел передвижную подстанцию с маломощным трансформатором. А это позволило... Зозуля подмигнул зеленому глазку приемника, — дескать, знай наших. «Радио-Игорь» продолжал: — ...Наши монтажники Григорий Волков, Олег Синельников, Светлана Скрипичкина... — А я-то тут при чем? — Светлана изумленно взглянула на Игоря. Мартьянов постарался не услышать ее вопроса и внимательно, больше, чем это было необходимо, вслушивался в свое выступление. Не получив ответа, Светлана вздохнула и тоже стала слушать с повышенным вниманием. Ей было радостно, что Игорь помнит о ней. Она сама стала замечать, что все слова, даже самые обычные, но исходящие от Мартьянова, приобретают для нее особую значимость. Она пугалась этого чувства, она догадывалась, что это значит. Пугалась и в то же время радовалась, если б ей сейчас попался на глаза Вовка-Боб! Тот самый Боб Куренков, который ей говорил; «Любовь — это в книжках. Ее выдумали язвенники и неврастеники. Мужчине от женщины нужно только одно. Надо успешно взять от жизни все! Не опоздай, Жозефинка!» И Жозефинка старалась не опоздать. Брала. Но это были потери, а не приобретения. Попадись он ей сейчас, она бы с удовольствием закатила ему оплеуху. А тогда, тогда этот лощеный стиляга казался ей человеком из высшего мира. Интеллектуалом! «Да такому интеллектуалу Митрич даст сто очков вперед в любое время. Хороший он, Гришка, только...» В мысли снова ворвался Игорев радиоголос. Он называл фамилии, перечислял дела прошедших дней. Но вот Мартьянова сменил диктор. Он объявил: — Передаем концерт по заявкам... — По нашим заявкам!—обрадовался Лукьяненко. — А я-то думал, не передадут. — Мало ли что ты думал, — щелкнул его по носу Олег Синельников. Жора дал ему ответного тумака. — Дети! Цыц! — закричал на них Зозуля. — Вот я вас... После таких внушительных отеческих слов поневоле пришлось замолчать и слушать концерт. Но вот и концерт по заявкам окончен. Начались рукопожатия, рукопожатия и рукопожатия... — Счастливо добраться до дому, Игорь, — Зозуля трясет Мартьянову руку. — Не забывай нас. Наведывайся. — Постараюсь, — отвечает Игорь, а сам думает, что наверное долго теперь не забросит его судьба в этот район. Монтажники занимают места в кузове. Игорь прощается с Лукьяненко. — Значит, решил остаться в колхозе, Жора? — Всего на несколько месяцев, Игорь Николаевич. Вот только выступим на областном смотре — и сразу же в Севастополь. А там... Хочу попытаться в театральный институт. Дадите рекомендацию ? — Обязательно, — Спасибо, Игорь Николаевич. — От себя мы тоже напишем, — пообещал Зозуля. — Спасибо. Наташа пишет, что насчет теории она мне поможет. А если не примут, вернусь к вам снова изоляторы накручивать. Примете, Игорь Николаевич? — Какие могут быть разговоры? Конечно! ...Последние рукопожатия, рукопожатия, рукопожатия. Машина тронулась. И долго еще догоняли и перегоняли ее разорванные ветром фразы и слова: до свидания, счастливо, приезжайте, — все то, что говорят вдогонку друзьям в последние минуты. +++ Через равные промежутки времени вагон потряхивало на стыках и слегка раскачивало. Время тянулось с черепашьей скоростью. От качки и однообразия хотелось спать. Но спать уже не было смысла — скоро поезд прибудет на место. Игорь отыскал глазами Светлану. Девушка пристально смотрела в окно, словно пыталась там что-то разглядеть. Но Игорь знал: там ничего нельзя разглядеть — ночь. О чем она задумалась? Задуматься ей было над чем. Она уже представляла себя дома. Прокуренная, с прочно застоявшимся винным запахом квартира. Мать, вечно ищущая солидного отставника, двусмысленные пошлые шуточки поклонников и однообразная, праздная жизнь. Ей вдруг сделалось горько-горько. Неужели с сегодняшнего дня все начнется сначала?! Нет! Надо устраиваться на работу и жить по-новому, жить самостоятельно. Зарплата, правда, небольшая... А что, если остаться в бригаде? Опять уехать в командировку... И Игорь там будет... По существу, ведь ничего еще не кончено между ними. Все еще впереди... И Светлана пальцем вычерчивает на темном стекле какие-то кривые. Задумался и Игорь. Было над чем задуматься и ему. Его мучили неопределенности. Наташа! Почему она совсем перестала писать? Болеет? Но ведь Жорка получает от нее письма. И часто. Что она пишет? Раньше Жора давал их ему читать, а потом как отрезал, «личные», говорит. От Наташи мысль снова переметнулась к Скрипичкиной: «Нельзя терять ее из виду. Предложить ей еще одну командировку? Но согласится ли она? Надо закрепить в ней то малое, что она почерпнула у нас»... Как много сложного в жизии! Как много приходится решать на ходу, в пути! И от этого не уйти, не уехать, и решать необходимо самим. Никто за них ничего не решит. Толчок. Поезд стал тормозить. И сразу же, прервав мысли, ворвался голос: — Товарищи! Вы въезжаете в город-герой...
|
|