Ирина Егорова КУРСЫ НАЧИНАЮЩИХ ФЕЙ Музыкальная пьеса для детей При желании, всех действующих лиц пьесы могут сыграть 4 актёра Действующие лица: Женя – девочка 7 лет Мама Папа Домовой Тришка Фея Собака Бобик Корова Черепаха Кошка Мышка Фрося Курица Лягушка Рыбка Мошка Бегемошка Кошмяур Лягушата Цыплята Действие происходит в обыкновенной семье, каких в России – навалом. КАРТИНА 1. В комнату Жени Папа вносит вопящую и брыкающуюся Женю попой вперёд. ЖЕНЯ. Не хочу спать! Не буду! Ни за что! Ни за какие коврижки! ПАПА. Сегодня из этой дочки Состряпаем мы биточки. Ставит Женю на кровать. МАМА. Поскольку дочкины штучки ЖЕНЯ. Дошли до точки? ПАПА. До ручки!!! Собирается снять ремень. Женя тут же ложится в постель, под одеяло. Мама с Папой тихонько, на цыпочках направляются к двери, внезапно Женя вскакивает. ЖЕНЯ. Жизнь для маленькой Жени – Значит – визг и движенье: Нужно прыгать, вставать, И ко всем приставать!.. И на ровном на месте Раз упасть, этак, двести!!! Потому что я – Женя! И люблю я движенье, А, чтоб не было скуки – Издаю ультразвуки! Женя дурачится, бегает, падает, визжит, родители пытаются её поймать. ПАПА (рассвирепев). Ну, всё! Если так, завтра останешься без подарка! ЖЕНЯ. А какой подарок? ПАПА. А такой! Волшебный. МАМА. И ты никогда не станешь маленькой феей. ПАПА. И не научишься волшебству. Вот так! ЖЕНЯ. Ну, папочка, ну, пожалуйста! У меня же завтра день рождения! ПАПА. Ни за что! Ни за какие коврижки! ЖЕНЯ. Я больше не буду… МАМА (издевательски). Но и меньше – тоже. Ага? ЖЕНЯ. Нет! Честное слово, я буду хорошо себя вести… Ну, простите меня пожалуйста, папочка, мамочка! (Мама с Папой переглядываются.) МАМА. Но только при одном условии. Ты сейчас же ляжешь и уснёшь. ПАПА. И до завтрашнего утра из этой комнаты мы не услышим ни звука!!! ЖЕНЯ. Всё. Хорошо. Договорились. (Ложится, укрывается одеялом.) А теперь подарок – будет? МАМА и ПАПА (вместе). Посмотрим на твоё поведение. Они выходят из комнаты, оставив Женю одну. Женя засыпает. КАРТИНА 2. Внезапно Женя вскакивает, протирает глаза, оглядывается и тихонько пробирается к шкафу. Когда она взялась за ручку дверцы, оттуда внезапно выскакивает Домовой Триш-ка. ТРИШКА (свистящим шёпотом, строго). Эт-то что такое?! А?! ЖЕНЯ (испуганным шёпотом). А-а-а!!! Эт-то – что такое?.. ТРИШКА (обиженно). Это – не что, а – кто. Своих не узнаёшь. ЖЕНЯ. Каких это своих? Я тебя не знаю. ТРИШКА (обиделся вконец). Не знаю! Живёшь тут… всю жизнь стараешься для них… а они: не знаю! Домовой я ваш, Тришка!.. (Смахнул непрошеную слезу.) Чего тогда лезешь ко мне?!. ЖЕНЯ. Я подарок искала. ТРИШКА. Подарок? Какой ещё подарок? ЖЕНЯ. Ну, мой подарок, на день рождения… ТРИШКА. Ишь, чего захотела! День рождения – ещё только завтра, а ей уже подарок по-давай!.. ЖЕНЯ. Так мне – только посмотреть… ТРИШКА. А чего на него пялиться-то? Что он тебе – экспонат музейный?.. Домового сво-его – знать не знают, в упор не видят; а подарки волшебные им – вынь да положь!.. ЖЕНЯ. Ой, Тришечка, не сердись на меня, ты такой симпатичный… ТРИШКА (недоверчиво). Правда, что ль?.. ЖЕНЯ. Красивый даже! ТРИШКА (совсем растаял). Ты это серьёзно? ЖЕНЯ. Честное слово. А скажи – он что, и вправду волшебный?.. ТРИШКА (не дослышав). Чё?.. Кто волшебный – я, что ль? А как же! ЖЕНЯ. Да нет! Я про подарок… (Умоляюще.) Ну, посмотреть бы хоть одним глазком – какие они, волшебные подарки. Триш! А? Триш!.. ТРИШКА. Вот пристала! Эка невидаль! Обыкновенный волшебный подарок… Ладно, гляди уж. (Достаёт откуда-то толстенную книгу, показывает. Женя протягивает ру-ки.) Только из моих рук. Читай вот, что написано. ЖЕНЯ (читает). «Кур-сы на-чи-на-ю-щих Фей». Ой, как здорово! А можно, я в неё за-гляну? Как же мне хочется стать Феей! ТРИШКА. Размечталась! Без меня всё равно ничему не научишься. ЖЕНЯ. Как это не научусь? Почему? ТРИШКА. Да потому, что я теперь остался – один единственный преподаватель фейного мастерства! ЖЕНЯ. Как – ты? ТРИШКА. А вот так – я! Можно сказать – фейных дел мастер или сокращённо – фейник. (Поклонившись и шаркнув ножкой, с расстановкой.) Триш-ка-Фей-ник! ЖЕНЯ. Триш-Кофейник? ТРИШКА. Да не кофейник, а Фейник! Тоже мне, тютя! Что ты понимаешь в кофейни-ках?.. Тьфу!.. Запутала совсем. В нашем нелёгком фейном деле, я хотел сказать. Всё! Не буду тебя учить. ЖЕНЯ. Почему не будешь? Тришь, ну я нечаянно обмолвилась, я не в обиду. ТРИШКА. Ты… даже не представляешь себе, как должна выглядеть настоящая Фея, как она ходит, что говорит… а туда же, надсмехаться! ЖЕНЯ. Что ты, Триша, я же не надсмехалась. Я тоже очень хочу посмотреть, как выгля-дит настоящая Фея, да только как же это теперь увидишь, если кроме тебя других фейных мастеров сейчас нет? Тришка собирается уходить. ЖЕНЯ. Триша! Ты куда? Не уходи. ТРИШКА. Я тебе покажу Фею! (Уходит, ворча.) Я т-тебе покажу!.. ЖЕНЯ. Тришечка! Вернись! Книжка-то… книжка где? (Роется в шкафу, ничего не нахо-дит.) Ну вот. Так всегда. Взял и девался куда-то вместе с книжкой. (Закрывает шкаф, идёт к кровати, из шкафа раздаётся звон.) ФЕЯ. Дзынь, дзынь! ЖЕНЯ. Кто там? ФЕЯ. Я! ЖЕНЯ. Кто-я? ФЕЯ. Фея я! ЖЕНЯ. Ой, какая же вы, фея, длинношеяя! ФЕЯ. Полетим со мной скорее! ЖЕНЯ. Не умею я! ФЕЯ. Посмотри, как запустила в небо змея я! Он бумажный – этот змей, а летает. Эта фейная задачка – простая: Захоти, сумей, посмей – к птичьей стае! Ты – не облачко, поди, не растаешь. ЖЕНЯ. Не хочу я, я не смею, не знаю!.. ФЕЯ. Погоди шипеть, моя дорогая! Это – курсы начинающих фей, А не курсы начинающих змей! Успокойся и не лезь ты из кожи: Раз пришла к тебе я – значит, ты можешь! ФЕЯ берёт ЖЕНЮ за руку, и они начинают летать. Постепенно комната превращается в незнакомую местность. КАРТИНА 3. Полёт окончен, Фея вдруг оборачивается Тришкой, который снимает с себя фейные ат-рибуты. ЖЕНЯ. Как?! Это – ты? А… где же Фея? ТРИШКА. Где-где! Ты чё? Совсем глупая? Чем же это я тебе – не Фея?! Просила показать – показал. Чего ещё-то? ЖЕНЯ. Так это был ты? ТРИШКА. А то кто же? ЖЕНЯ. А… как же это? ТРИШКА. А вот так же! Ты только без меня летать не вздумай. Это – самое трудное. Уметь надо! На то они и курсы. ЖЕНЯ. Тришечка! Миленький! Научи! Я буду очень стараться. Честное слово. Ну, пожа-луйста. ТРИШКА. Да ты вообще понимаешь, чего просишь? ЖЕНЯ. Конечно, понимаю. Я хочу научиться быть Феей. Ну, на курсы хочу. ТРИШКА. А ты хоть знаешь, что тебя ждёт, если ты будешь плохо учиться? ЖЕНЯ. А что? Ты мне поставишь двойку? ТРИШКА. Если ты получишь хотя бы одну двойку или незачёт, ты вообще не сможешь вернуться из фейных курсов домой. ЖЕНЯ. И как же – так и буду сидеть всю жизнь на курсах? ТРИШКА. А кто ж тебя знает. Может, и на всю жизнь застрянешь. ЖЕНЯ. Ой, Триш, я что-то боюсь: а вдруг у меня не получится? ТРИШКА. Ну, и нечего тогда! Мы никого не неволим. ЖЕНЯ. Я всё равно завтра, на день рождения этот подарок получу… и сначала эту книжку почитаю, потом подумаю… ТРИШКА. Ага! Как же! Ха-ха! Книжку эту я сейчас с собой унесу. А уж что ты там полу-чишь на день рождения – это твоё дело. Будь здорова. Пошёл я. (Собирается уйти.) ЖЕНЯ. Триша! Не уходи! Я хочу. Я очень хочу. Я буду стараться, и у меня всё-всё полу-чится. Научи меня, ладно? КАРТИНА 4. Тришка. возвращается, внимательно смотрит на Женю. ТРИШКА. Ну, ладно уж, так и быть. Начнём с самого простого. Урок первый. Лови! (Ки-дает Жене книжку, она ловит. Книжка раскрывается где-то на середине.) Ну, читай бы-стро, что там написано. ЖЕНЯ (читает удивлённо). Урок первый. Изучение языков. ТРИШКА. Правильно. Кидай назад. (Женя кидает.) Молодец. А теперь покажи язык. ЖЕНЯ. Зачем? Мы же – не мой язык будем изучать. ТРИШКА. Не верно! Немой язык мы изучать не будем. А все остальные начнём осваивать понемножку. А теперь – глянь. (Слышно завывание ветра, к ним, высунув язык, подбегает Собака, преданно заглядывая в глаза.) Ну, что видишь – говори! ЖЕНЯ. Нас приветствует из мрака Вся в репейниках, собака. ТРИШКА. Ну, что ж, для начала неплохо. А теперь быстро переводи с собачьего на наш, человеческий. Собака дышит, высунув язык, потом нюхает, потом лает. ЖЕНЯ. Видно, что осенний мрак Неполезен для собак. ТРИШКА. Нормалёк. (Даёт Жене кусочек еды.) А теперь поблагодари учителя. ЖЕНЯ (сделав реверанс, протягивает кусок Тришке). Спасибо. ТРИШКА. Да не меня. А учителя собачьего. (Женя заозиралась в поисках собачьего учи-теля, потом недоумённо уставилась на Тришку.) Ну, чего уставилась? Благодари своего учителя собачьего языка. Бобик! Фить. (Женя, наконец сообразив, отдаёт кусочек Боби-ку.) И запомни – я тебе не учитель. Я тебе – мастер, профессор, художественный руково-дитель. Это тебе не хухры-мухры… Ай! Совсем забыл! Вот тебе зачётка. (Вытаскивает и даёт Жене большую зачётку.) Здесь я пишу: «Женя», а там, дальше тебе каждый учитель должен подпись поставить. Ну, то есть лапу свою отпечатать или нос – кто как хочет. ЖЕНЯ (Бобику). Распишитесь, пожалуйста. (Бобик, подышав на лапу, отпечатывает её в зачётке, Женя в восторге.) Ой, как красиво! Спасибо большое. (Бобик убегает.) Ура! Я сдала! Я научилась! ТРИШКА. Эка! Быстрая какая… Кому ж ты нужна с одним собачьим языком? Настоящие феи – полиглоты. ЖЕНЯ. Поли… кто? ТРИШКА. Ой, какая же ты необразованная! Полиглот – это тот, кто много языков… ЖЕНЯ. Глотает? ТРИШКА. Да не глотает, а знает! Знает много языков. А на собачьем-то у нас тут каждая собака умеет говорить. Эка невидаль! КАРТИНА 5. Звучит музыка, мычание коров. ЖЕНЯ. Вот – стадо коров, не пойму, почему, Шагает навстречу неведо-му-му!.. ТРИШКА. Ну, вот и пообщайся! Выходит корова. ЖЕНЯ. Корова! КОРОВА. Угу! ЖЕНЯ. Пасёшься на лугу? КОРОВА. Угу, угу, Пасусь я на лугу. ЖЕНЯ. Корова! КОРОВА. Угу! ЖЕНЯ. Дай молока! КОРОВА. Могу! ЖЕНЯ. «Могу, му-гу», – И больше – ни гу-гу... КОРОВА гоняется за ЖЕНЕЙ, пытается её забодать. ЖЕНЯ задабривает КОРОВУ, кормит цветочками, потом подставляет ей зачётку, куда корова ставит «подпись» кисточкой хвоста. ЖЕНЯ. Триша! Тришечка! Я получила зачёт! ТРИШКА. Ну, чего орёшь? Всего-то два зачёта получила – и орать! ЖЕНЯ. А разве этого мало? Ну, можно, я больше не буду языки изучать? Давай, что-нибудь повеселее! ТРИШКА. Повеселее тебе? А повеселее у нас только углублённое изучение языков. Так сказать, с погружением. ЖЕНЯ. А куда погружаться-то? ТРИШКА. В обстоятельства. Чтобы изучить обстоятельнее урок терпения и настойчиво-сти. КАРТИНА 6. Появляется ЧЕРЕПАХА. ЧЕРЕПАХА. Если снова и опять Ноги так передвигать, То придёшь, наверное, Медленно, но верно! – Это точно, или я Буду – не рептилия! На своём тот настоит – Кто на месте не стоит. Кто идёт и строит – Тот чего-то стоит! Это точно, или я Буду – не рептилия! ЖЕНЯ. А ты, разве, что-то строишь? ЧЕРЕПАХА. Ещё бы! Вон, какой дом построила! К тому же, я всю жизнь расту – значит, строю себя. А ты? ЖЕНЯ. Я тоже расту. ЧЕРЕПАХА. Докажи! ЖЕНЯ. А у меня дома на двери отметки – какая я была, и какая становилась… с каждым разом всё выше и выше. ЧЕРЕПАХА. Предъяви! ЖЕНЯ. Что предъявить? Дверь? Так ведь она же – дома! ЧЕРЕПАХА. Тогда предъяви дом. ЖЕНЯ. Но я же не могу носить его с собой! ЧЕРЕПАХА. А почему я могу? Я всё своё ношу с собой. ЖЕНЯ. Но я же не могу всё твоё носить с собой… То есть, своё… ЧЕРЕПАХА. А что ты можешь? ЖЕНЯ. Ну, я могу носить только одёжки, туфельки… колечко вот… О! Кстати, смотри: когда я была совсем малюсенькая – это колечко налезало на мой большой палец. Потом я росла, и оно стало налезать на этот, потом на этот, потом – на этот, а теперь – только на самый маленький, на мизинчик, и то с трудом. Давай, я подарю его тебе. Оно очень хоро-шенькое, и жалко будет, когда я подрасту и совсем не смогу его надеть. А тебе на коготок – в самый раз. ЧЕРЕПАХА. Что ж, хорошо. Довод убедительный. Да, моя дорогая, ты действительно растёшь! Прямо на глазах. Ты уже научилась не только терпению и настойчивости, но и щедрости. Давай зачётку! (Черепаха ставит в зачётке отпечаток лапы в перстне.) КАРТИНА 7. ЖЕНЯ. Ну вот, Тришечка! А ты боялся! Видишь, как я лихо: раз-раз, и уже почти все за-чёты получила. ТРИШКА. Ага, раз-раз... Ты не говори «Гоп», пока не перескочишь! ЖЕНЯ. А почему бы и не сказать? Мне это всё запросто. ТРИШКА. Запросто, говоришь? Ай, какая умная девочка. (Внимательно на неё смотрит.) Первый раз такую умную встречаю. Прям, аж расставаться жалко... Тебе там – что оста-лось сдать? (Заглядывает в зачётку). А, таблицу уважения. Ну, это так, легкотня. Это ты мигом. На вот, хочешь, моего волшебного порошка понюхай. Для бодрости. И для лёгко-сти. ЖЕНЯ. Для лёгкости? Давай! Я люблю, когда всё легко. (Нюхает порошок, чихает, сме-ётся.) Ой щекотно как-то. ТРИШКА. Ну, давай, сдавай, а тогда и поговорим. ЖЕНЯ. Ура! (Появляется Кошка.) КОШКА. Сколько будет – мяу-жды-мяу? ЖЕНЯ (вызывающе). Ну – и сколько же? КОШКА. Мяу! А сколько будет... ЖЕНЯ. Что ты, кошка, – «Мяу! Мяу!»? Я тебя – не понимяу! КОШКА (возмущённо). Мру! ЖЕНЯ. «Мру», да «мру!» – ну что ты врёшь? Я же вижу – ты не мрёшь! КОШКА. Мур-ру-ру!.. ЖЕНЯ. Что – «мур-ру-ру»? Кошка, ты несёшь муру! Кошка от возмущения шмякнулась и замурчала. ЖЕНЯ. Кошка шмякнулась в отчаянье, Как большой мешок с мурчанием. Смеётся, передразнивает Кошку, та пытается убежать, но Женя загораживает ей до-рогу и дразнится. ЖЕНЯ. Так быстро пробегает кошка, Что – Ой! – Она – сороконожка!!! Пытается поймать Кошку, та выгибает спину, шипит. КОШКА. Не трогай меня! Ш-ш-ш-ш! Не прикасайся к моей ш-ш-шкур-р-рке! ЖЕНЯ. Речь ведёт мур-мурную Ротиком пурпурным, Мысль её – сумбурная, Интересы – шкурные. КОШКА. Да ты, никак, Тришечкиного хамовитого порошка понюхала! ЖЕНЯ. Я умею, я умею – Ну, почти что – ничего: Я умею бить по шее, Досчитав до одного! КОШКА. Да! Боюсь, что ты у нас – надолго! Ты теперь до старости будешь изучать окру-жающий мяур в нашем Мяучилище. Намяк – понят? ЖЕНЯ. Какой ещё намяк? Ставь, давай, мне зачёт. (Протягивает Кошке зачётку). Быст-ро. КОШКА (берёт зачётку). Ставь, давай, незачёт? Это – пожалуйста, это мы тебе устроим. А вот насчёт «быстро» – это мы, пожалуй, подумаем. (Прячет её зачётку.) До-о-олго по-думаем. ЖЕНЯ. Э! Ну ты, животное, а ну-ка, отдай зачётку! Отдай сейчас же. Я же без неё домой не попаду. У меня же дома полным-полно дел... день рождения!.. Кошка снимает с себя кошачью шкуру и мордочку. КОШКА. День мур-рождения, говоришь? Это хор-р-рошо. Поздр-р-равляю! (Обнимает ЖЕНЮ и надевает на неё кошачий костюм.) А я давно хотела – побыть девочкой, да ещё им-мяу-нинницей. Снимает кошачьи лапки, надевает их на Женю. Осматривает свою девчачью внешность, остаётся очень довольна. КОШКА. Ну, мне пора. ЖЕНЯ (очнувшись). А... Как – пора? А я? КОШКА. А ты? (Смотрит пристально на Женю, от чего она сжимается в кошачью по-зу, поёт, запугивая Женю.) Кошки учатся в мяучилищах, А вон там – наискосок, В должность страшников – страшилища Тренируют свой урок. Учит их – умён и стар Кот с фамилией – Кошмяур! Кошка, превратившаяся в девочку, убегает. КАРТИНА 8. За сценой слышится песня Кошмяура и страшников – пугалка: ГОЛОСА. Всё чаще и чаще Мы ходим по чаще, Большие ножищи, Большие ручищи. Мы все всемогущи, Мы все всемогущи, Нас бойтесь – всё пуще, И пуще, и пуще!.. Этот марш всё приближается и надвигается, Женя в ужасе ищет, куда бы спрятаться. Появляется Мышка. МЫШКА. Сюда! Сюда! Спасайся, скорее! (Распахивает для Жени дверцу. Как только Женя в неё вбежала, Мышка тут же дверцу запирает.) Вот, хорошо! Одной кошкой, раз-гуливающей свободно, стало меньше. Какая удача! ЖЕНЯ (в мышеловке). А! Как вы смеете! Выпустите меня! Я никакая не кошка. МЫШКА. Ха! Любопытно. Это что-то новенькое. ЖЕНЯ. Честное слово. Я никакая не кошка. Я Женя. МЫШКА. Очень приятно. А я – Фрося. ЖЕНЯ. Выпусти меня, Фрося! МЫШКА. Ага. Дурочку нашла! ЖЕНЯ. Да говорю же тебе, что я не кошка Женя, а просто Женя! МЫШКА. Как я рада, что кошка, наконец, почувствует, каково это – побывать в нашей, мышиной шкуре. ЖЕНЯ. Да, я согласна побывать сейчас даже в вашей, мышиной шкуре, только бы ока-заться на свободе! Мне нужно, во что бы то ни стало, разыскать свою зачётку... или эту кошку, которая её украла... или Тришку... (ревёт) Ну, в общем, я не знаю, что мне теперь делать, я хочу домой!.. Выпусти меня. МЫШКА. Значит, ты готова поменяться со мной местами? ЖЕНЯ. Ещё бы! Конечно. Только выпусти меня. МЫШКА. А что, мысль интересная. Давай меняться. ЖЕНЯ. Но как? МЫШКА. Сначала поменяемся именами. Теперь ты – Фроська. ЖЕНЯ (скулит). М-м-м. Хорошо. Я – Фроська. Ну, открывай же скорее. МЫШКА. Не торопись. Теперь поменяемся головами. Снимай свою и отдавай мне. (Они меняются головами.) Какое странное чувство... теперь я – котомышь. Нет, как-то неуют-но. ЖЕНЯ. Ну, открывай же. МЫШКА. Погоди. Теперь давай лапы. (Они меняются лапами, Мышка начинает точить когти и посматривать на Женю, как на еду.) Теперь остался только хвост, ну и всё ос-тальное. Давай. (Женя отдаёт всё остальное, а сама преображается в Мышь.) ЖЕНЯ (превратившаяся в мышку). Ну, давай, открывай, что же ты? М
|
|