Эссе об одиночестве. Безусловно, тема одиночества личности всегда имела широкий философский смысл, и недаром заинтересовала журнал и его авторов. Сколько людей - столько миров мыслей и чувств. Ощущение чувства одиночества меняется с возрастом. В молодости - это временное состояние души, в котором мы готовы пребывать вынужденно или охотно из-за разных жизненных обстоятельств. Самая тривиальная из них - разочарование в конкретном человеке и вплоть до всего человечества. О таком состоянии написаны в равной степени и трагедии, и поэмы. Мне добавить нечего, желаю только молодым жить и наслаждаться всеми чувствами и переживаниями. Одиночество - несчастье старости. Существует множество людей, склонных к одиночеству от природы. Чаще всего, это те, кто или от недооценки, или от переоценки собственных достоинств тяготятся какое-то время обычным человеческим общением. Из своего жизненного опыта я заметил, что такие люди чаще всего любят комнатных собак и кошек. Связано это еще и с воспитанием. Например, я не люблю комнатных собак, потому что детство прожил в большом родительском доме, где собаки жили свободно во дворе и провожали меня в школу, а опасный, но не менее преданный, волкодав бегал на цепи вдоль проволоки. По-моему, комнатных собак Бог не создавал, их «собачья» жизнь противоестественна. Не естественны и отношения человека с комнатной собакой. Да, собака - друг человека, однако настоящий друг должен быть предан, но свободен. Не связано ли часто наше разочарование людьми с тем, что мы изначально не считаемся со свободой их чувств, мыслей и поступков? То ли дело - кошка или собака, их легко приручить, правда, труднее за это отвечать. Пример крайнего проявления человеконенавистничества - фраза, приписываемая Гитлеру: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». Ближе к старости ощущение возможного одиночества связано со страхом остаться к концу жизни беспомощным и ни кому не нужным. Как правило, такая жалкая судьба - удел эгоистов, проживших жизнь только для себя, а иногда и их безвольных жертв. Жалость - не лучшее чувство к ближнему, поэтому оставим этих людей со своим одиночеством. Но все правила известны исключениями, которые всегда бывают наиболее интересны. Особенно, если наводят на какие-то обобщающие размышления. Одно из знаменитых наблюдений Булгакова, что «советских людей испортил квартирный вопрос», верно не только в связи с нашей изнуряющей, часто неправедной, пожизненной борьбой за жилплощадь. После великого Мастера квартирный вопрос породил еще одно специфичное явление - совковое одиночество. Наше поколение испытало массовый переход из коммуналок в хрущевские отдельные малогабаритные «аппортаменты». Кроме всех благ, этот процесс извратил многовековой национальный семейный уклад жизни всех народов страны. За исключением некоторых элитарных кругов, в городе и деревне утратилась семейная связь поколений, обесценился авторитет старших по возрасту и опыту в семье, подорвались межсемейные коллективные моральные устои. Их пытались замененить дебильным «моральным кодексом строителя коммунизма». В итоге - тысячи нынешних заброшенных одиноких стариков. Конечно, для молодого поколения все это - история, особенно, позорно обанкротившаяся идеология. Но морально вы - продукт нашего поколения, как мы были прямыми наследниками морали поколения Булгакова. В свое время, по мере прозревания от чудовищности и нелепости правящего режима, мы наивно надеялись, что достаточно его расшатать и наступит всеобщее счастье. Но вот «темницы рухнули», а вместе со свободой «у входа» нас радостно встретил аморальный беспредел. Популляция советских людей оказалась испорченной безнадежно, в том числе и квартирным вопросом. Я думаю, что настоящее возрождение России, кроме всего прочего, начнется с восстановления культуры больших семей и домов, высоких фамильных династий и даже кланов. Мне кажется, что достойный уровень советской культуры, искусства и даже науки частично обязан сохранявшимся в этих сферах семейным влияниям и авторитетам. Но ведь в России когда-то были и знаменитые семьи заводчиков, купцов, врачей, ювелиров. Думаю, по мере возрождения семейных традиций и здоровых межсемейных связей будут уменьшаться и разводы, и криминал, и число одиноких стариков. Массовое потрясение человеческих судеб произошло после большого развода в «дружной семье советских народов». Огромное количество русских стариков и немощных людей остались в одиночестве в бывших союзных республиках. Известно, что самая щемящая трагедия одиночества испытывается в эммиграции. Многие по хорошему и не по хорошему завидовали евреям, которым выпал шанс дружно и организовано изменить свою судьбу на исторической родине. Но многим ли это принесло счастья? Да, мы здесь в основном защищены от голодного и холодного прозябания. Но в целом «русская» алия в своем общинном одиночестве по сравнительному уровню жизни и социальному статусу остается в Израиле не привычным для себя вторым сортом. Главная причина - мы не в состоянии пробиться через барьеры устоявшихся клановых, семейных связей и интересов старожилов. Конечно, с нами наше последнее утешение - надежда на лучшее будущее детей и внуков. Дай Бог, такой же надежды России! Но на алтарь этой надежды легли судьбы двух поколений со своим одиночеством. Разумеется, у всех все складывается по разному. Историю своей достаточно благополучной большой семьи, которую удалось собрать с просторов СНГ только в Израиле, я пытаюсь воссоздать для внуков в книге «Исповедь вечного безродного космополита». Но эта не законченная книга - главным образом об остром чувстве личного одиночества в семье, где, тьфу-тьфу - не сглазить, все близкие живы, здоровы и далеко не бедствуют. Юрий Абрамович. Израиль, Ашдод.
|
|