Над Невой выгнул спину мост Шмидта... Одинок, без друзей и без свиты, Как живой, стоит стройный шатен, Легендарный Иван Крузенштерн. Монументом печально застыл. Ну , а в жизни тихоней не слыл. Ведь ему покорялись моря! Им Россия гордится не зря. Вокруг света с Лисянским ходил, Всю команду в живых сохранил Шлюпа с именем звучным – «Надежда»! В морском деле был – ас, не невежда! Цепь Курил обогнул, Сахалин, Создал Атлас морей не один… А теперь неподвижно спиной Встал к Неве...Над его головой Облака плывут...Бронзы печать Так сковала движенья и стать, Что не видит, как мимо вдали За спиною идут корабли.. Он во славу российского флота Всю жизнь верно служил и работал, Свято веря, что Богу по- нраву, Честь и сила Великой державы! А какие во славу России Переходы морские осилил! Офицеров плеяду взрастил! Не жалел на Отечество сил! Оттого у воды, не у стен, Стоит наш адмирал Крузенштерн… И начертано на пьедестале, Для потомков, гордясь чтоб читали, С благодарностью текст неприметный: «Первому плавателю вокруг света» Возданы так Россией по праву Крузенштерну почтенье и слава! *** 23.03.04 Крузенштерн, Иван Федорович (Адам-Иоганн), адмирал, 1770-1846, 1803-1806 руководил первою русской кругосветной экспедицией, во время которой исследовал Камчатку, Курильские острова и Сахалин. 1827 назнач. директором морского кадетского корпуса. 1874 в СПБ. К. поставлен памятник. Описание кругосветного путешествия издано 1809-13; =Атлас Южного моря? и =Собрание сочинений, служащих разбором и изяснением Атласа Южн. моря? (1823-26; доп. 1835-36). В 1788 г., “по недостатку в офицерах” досрочно гардемарины Иван Крузенштерн и его друг Юрий Лисянский были выпущены из Морского корпуса в Петербурге. 26 июля 1803 г. из Кронштадта вышли да шлюпа – “Надежда” и “Нева” – под общим предводительством И. Ф. Крузеншерна. Они должны были обогнуть Южную Америку и дойти до Гавайских островов. Дальше их пути на время расходились. В задачу “Надежды” под командованием Крузенштерна входили доставка грузов в Петропавловскую гавань и затем отправка миссии Н. П. Резанова в Японию, а также исследование Сахалина. “Нева” под руководством Ю. Ф. Лисянского должна была идти с грузом в Русскую Америку.
|
|