Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Все произведения

Автор: Марина Мануйлова (astra)Номинация: Циклы стихов и поэмы

Над Невой выгнул спину мост Шмидта.

      Над Невой выгнул спину мост Шмидта...
   Одинок, без друзей и без свиты,
   Как живой, стоит стройный шатен,
   Легендарный Иван Крузенштерн.
   
   Монументом печально застыл.
   Ну , а в жизни тихоней не слыл.
   Ведь ему покорялись моря!
   Им Россия гордится не зря.
   
   Вокруг света с Лисянским ходил,
   Всю команду в живых сохранил
   Шлюпа с именем звучным – «Надежда»!
   В морском деле был – ас, не невежда!
   
   Цепь Курил обогнул, Сахалин,
   Создал Атлас морей не один…
   А теперь неподвижно спиной
   Встал к Неве...Над его головой
   
   Облака плывут...Бронзы печать
   Так сковала движенья и стать,
   Что не видит, как мимо вдали
   За спиною идут корабли..
   
   Он во славу российского флота
   Всю жизнь верно служил и работал,
   Свято веря, что Богу по- нраву,
   Честь и сила Великой державы!
   
   А какие во славу России
   Переходы морские осилил!
   Офицеров плеяду взрастил!
   Не жалел на Отечество сил!
   
   Оттого у воды, не у стен,
   Стоит наш адмирал Крузенштерн…
   И начертано на пьедестале,
   Для потомков, гордясь чтоб читали,
   
   С благодарностью текст неприметный:
   «Первому плавателю вокруг света»
   Возданы так Россией по праву
   Крузенштерну почтенье и слава!
   *** 23.03.04
   Крузенштерн, Иван Федорович (Адам-Иоганн), адмирал, 1770-1846, 1803-1806 руководил первою русской кругосветной экспедицией, во время которой исследовал Камчатку, Курильские острова и Сахалин. 1827 назнач. директором морского кадетского корпуса. 1874 в СПБ. К. поставлен памятник. Описание кругосветного путешествия издано 1809-13; =Атлас Южного моря? и =Собрание сочинений, служащих разбором и изяснением Атласа Южн. моря? (1823-26; доп. 1835-36).
   В 1788 г., “по недостатку в офицерах” досрочно гардемарины Иван Крузенштерн и его друг Юрий Лисянский были выпущены из Морского корпуса в Петербурге.
   26 июля 1803 г. из Кронштадта вышли да шлюпа – “Надежда” и “Нева” – под общим предводительством И. Ф. Крузеншерна. Они должны были обогнуть Южную Америку и дойти до Гавайских островов. Дальше их пути на время расходились. В задачу “Надежды” под командованием Крузенштерна входили доставка грузов в Петропавловскую гавань и затем отправка миссии Н. П. Резанова в Японию, а также исследование Сахалина. “Нева” под руководством Ю. Ф. Лисянского должна была идти с грузом в Русскую Америку.

Дата публикации:08.02.2006 18:43