Литературный портал "Что хочет автор" на www.litkonkurs.ru, e-mail: izdat@rzn.ru Проект: Литературный конкурс "Молчание"

Автор: Галина СтепановаНоминация: Проза (художественная, публицистическая)

ОБЕТ МОЛЧАНИЯ

      Мы с моей приятельницей Майей Михайловной гуляем по заснеженной улице. Горят фонари, искрятся сугробы. Майя Михайловна хохочет над моими байками (как звонко она смеется), потом мягко, стараясь не обидеть, говорит.
    –Галочка, я очень к вам хорошо отношусь, я хочу Вам сказать… Вы очень много говорите, при этом теряете много энергии. От этого можете не очень хорошо себя чувствовать.
    –Просто мы с Вами очень редко видимся, Майя Михайловна, и я так радуюсь, когда вижу Вас, не могу наговориться. А вот еще послушайте…
    Майя Михайловна умница, астрофизик. А может, она права, и для того, чтобы повысить свою энергетику, мне нужно просто поменьше болтать, – думаю я, возвращаясь домой, и решаю начать новую жизнь не с понедельника, а прямо сейчас, немедленно. Нужно сделать серьезное лицо и говорить только по делу. Беречь нужно себя.
    Подхожу к дому. У подъезда гуляют две соседки, одна с маленькой внучкой Ирочкой, другая с лохматой собачкой Джесикой. Внучка с собачкой возятся в снегу, а женщины что-то оживленно обсуждают, то ли войну в Ираке, то ли Ирочкины проказы. Увидев меня, ра-достно улыбаются.
    «Здесь можно застрять надолго. И растерять последнюю энергетику. Нет-нет, никаких разговоров! До-мой!» Приветливо здороваюсь, прошу извинения – я очень спешу, намереваюсь пройти в дверь и вижу растерянные лица своих соседок. Джесика тоже открыла рот. Через час соседки одна за другой будут выяснять по телефону, что случилось, и на что я могла обидеться.
    Поднявшись на этаж, я не позвонила, как обычно, а молча открыла дверь своим ключом, молча вошла и молча начала раздеваться. Муж почувствовал неладное, вышел в прихожую:.« Ты чего, заболела?»
    – Ну, почему сразу заболела, – ворчу я.
    – Потому что грипп кругом. Нормально себя чувствуешь? Тогда что случилось? Почему у тебя такое лицо? Почему молчишь? Где ты была? Почему так поздно? Ты с кем-то поссорилась? Быстрее за стол, я уже разогревал два раза.
    –Надо же, как много он говорит, – отмечаю я про себя,– сказал бы просто: «пошли ужинать».
   За ужином я рассказываю о встрече с Майей Михайловной, о ее мудром совете и о своем решении…следовать мудрому совету.
    – У тебя не получится, – уверенно говорит муж.
    – Посмотрим. Ну, на уроках говорить-то мне все равно придется…
    – А ты им – контрольную, а сама молчи,– муж заботится о моем здоровье.
    Самое трудное началось в понедельник. В учительской раздевалке шум, гвалт, соскучились, делятся новостями, как-будто сто лет не виделись. Вхожу, здороваюсь и иду к вешалке. Снимаю дубленку, переобуваюсь.
   Постепенно шум в раздевалке стихает, коллеги поглядывают на меня удивленно.
   – Галюня, дома все в порядке?– это волнуется моя лучшая подруга Ирина. Я киваю, все мол, нормально, но Ирина, кажется, не верит, задумчиво смотрит на меня.
   – У тебя, что, горло болит?– подходит биологичка Елена Павловна. Я отрицательно качаю головой.
   – А что болит?– не унимается она. – У меня с собой тонометр, давай измерим давление.
   – Да отстали бы вы от меня с давлением! – это я про себя, а вслух вежливо говорю
   – Спасибо, Елена Павловна, как-нибудь в следующий раз.
   – Ой, Галина Алексеевна, я Вам забыла в субботу сказать,– подскакивает завуч по воспитательной работе, – сегодня после первой смены среди пятиклассников конкурс «Всех скороговорок не перескороговоришь»
   – Не перевыскороговоришь,­ – не удержалась я,– я не литератор, и я в пятых не работаю.
   – Именно поэтому Вы – председатель жюри. Как незаинтересованное лицо.
    Ну, если только как незаинтересованное. Я вздыхаю и выхожу в вестибюль Детям наплевать, что я там решила, насчет сохранения энергии.
   – Здравствуйте! – заглядывают в лицо малыши.
   – Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,– приветливо, хмуро, сонно, радостно здороваются старшеклассники
    Ну, не кивать же детям молча. Конечно же: «Здравствуйте!»
    Прохожу в кабинет истории, готовлюсь к уроку. Может, правда, дать самостоятельную, а самой помолчать еще минут сорок. Нет, сегодня хорошая тема «Александр Васильевич Суворов, его военные походы». Шестьдесят сражений – шестьдесят побед! Я расскажу ребятам о том, как слабый и болезненный московский мальчик Саша Суворов одержал самую главную победу в своей жизни – стал сильным, выносливым, как по-отечески жалел и берег русский полководец своих солдат, верил в них, а солдаты платили безграничной любовью и преданностью, и, конечно, расскажу о замечательных сражениях и походах. Нет, я просто сегодня буду говорить потише…
    На перемене решила в учительскую не заходить. Но если гора не идет… Сначала прибежала англичанка, разобнималась, принесла какие-то деньги, это, оказывается, я ей в столовой еще в сентябре одолжила.
    – И если Вы из-за этого на меня обиделись и так надменно со мной сегодня поздоровались,… это просто ужасно, как Вы кивнули и прошли мимо, – всхлипнула мнительная англичанка. Я молча забираю деньги и думаю, что бедняжке нужно лечить свою щитовидку.
    Потом пожилая учительница математики Марья Александровна принесла и положила на стол маленькую газетку с большой статьей о депрессии, и как с ней, с депрессией, справиться. Судя по симптомам, у меня только начальная стадия этой ужасной болезни и еще не все потеряно.
    На следующей перемене двое коллег с извинениями вернули взятые у меня еще в прошлом веке книги, оказывается, до сегодняшнего дня они были им сильно нужны, а сегодня вот…они решили, что может быть, книги эти и мне нужны тоже.
    На большой перемене, прослышав о моем странном поведении и не обнаружив меня в учительской на моем любимом диване, в кабинет истории пришла директриса. Она внимательно посмотрела на меня: «Сиди, сиди»– сама села рядом.
    «Сейчас спросит, не заболела ли я, как дома, вернет что-нибудь. А что она у меня брала, кроме тетрадки с тематическим планированием»– подумала я. Евдокия Павловна полезла в карман, достала… валидол, положила таблетку под язык.
    – Так ты что, Галюня, увольняешься? – неожиданно спросила она.– Ты как-то говорила, что собираешься в школу рядом с домом …бассейн, компьютерные классы.
    – Никуда я не собираюсь, Евдокия Павловна.
    – Ты вот что, Галюня, подумай хорошенько. Что близко от дома, это, конечно, удобно, но ты же знаешь, такого коллектива, как у нас, нет ни в одной школе.
    Евдокия Павловна посидела немного, вдруг что-то придумала, оживилась.
    – А хочешь, мы тебе проездной на автобус дадим? На следующий месяц. Не нужен проездной? Ну, значит, ты все же надумала увольняться,– обиженно сказала Евдокия Павловна и вышла из класса.
    Что-то я не ощущаю прилива сил от своего молчания, скорее наоборот, я очень устала.
    И от проездного, дура, отказалась, обидела хорошего человека. А почему, собственно, я должна делать то, что другие от меня ждут? Нельзя быть хорошей для всех. Но мне же самой нравится сочинять на ходу, на ходу рассказывать байки и видеть вокруг себя смеющие-ся лица. Я же помню, как мечтала в детстве продавать яркие воздушные шары или быть клоуном в цирке, потом хотела стать художником и рисовать такие картины, чтобы все смотрели на них и улыбались, а преподаю историю и обществознание.
    А дети, они такие юмористы. Ну вот, только сейчас рассказывала в классе, как Суворов, ничего не зная о фитонцидах, приказывал ежедневно выдавать каждому солдату по головке чеснока. Весь день солдат должен был носить его на груди рядом с нательным крестиком, а на ночь этот чеснок съедать. Ароматы в палатках стояли невообразимые! но зато здоровы были солдаты и боеспособной была русская армия в самые жуткие эпидемии.
    Что такое фитонциды? Объясняю детям, что это биологически активные вещества, выделяемые луком, чесноком, хреном... они убивают болезнетворные микроорганизмы. Рассказываю, что ученые, изучая фитонциды, проводили исследования: помещали в специальную лабораторную посуду разные болезнетворные микроорганизмы, а рядом клали обычный чеснок. Плотно закрывали крышкой. Через некоторое время микроорганизмы… «Так, Петров, не вертись и не делай круглые глаза, что случилось?»
    – ОНИ ЗАДОХНУЛИСЬ!! – выдал Петров. Класс хохотал,
    Все, больше не могу! На перемене почти бегом залетаю в учительскую. Здесь уже полно народа, мое место на диване возле большого старенького глобуса не занято. Все смотрят выжидательно. Я сажусь на диван и говорю: «Вы только послушайте, девочки, что у меня сейчас в восьмом «Б» произошло!»
    Все с облегчением вздохнули.

Дата публикации:08.12.2005 12:13